Кольцевые и комбинированные маршруты
Кольцевые маршруты могут иметь различную конфигурацию (рис. 8.3.), но главное их отличие от маятниковых то, что трасса маршрута проходит по различным дорожным участкам. К кольцевым условно относят и петлевые маршруты, для которых характерно пересечение трассы в дорожных узлах (рис. 8.3.г), то есть образование своеобразных «петель».
Методика расчета показателей работы ТС на кольцевых и петельных маршрутах следующая.
Длина оборота определяется периметром «кольца»
lоб = , км,
где lj – расстояние j-го дорожного участка.
Время полного оборота ТС на маршруте
tоб = , час,
где Vtj – скорость движения ТС на j-ом дорожном участке маршрута, км/час;
tп-pj – время простоя под погрузкой-разгрузкой за j-ую ездку, час.
Количество оборотов на маршруте за день
nоб = Tмпл / tоб ,
где Tмпл – планируемое время работы ТС на маршруте, час.
Число оборотов за рабочий день должно быть целой величиной. Количество ездок, совершаемое за день
Z = i nоб ,
где i – число ездок за оборот.
Пробег с грузом за оборот
lг.об = ,
где lегi – пробег с грузом за i-ездку, км.
Пробег с грузом за время работы
Lг = nоб lг.об = nоб , км.
Пробег на маршруте за время работы
Lm = lоб( nоб – 1) + lоб.п ,
где lоб.п – пробег на последнем обороте, км.
Пробег на последнем обороте отличается от длины обычного оборота на величину непроизводительного пробега последней ездки (lх.п), так как это расстояние автомобиль не проезжает, а сразу возвращает в гараж, совершая второй нулевой пробег (l0'' ): lоб.п = lоб – lх.п , км.
Общий пробег автомобиля за рабочий день – это суточный пробег
Lс = Lм + l0' + l0'' , км.
Фактическое время работы на маршруте
Tм = tоб (nоб – 1) + tоб.п , час,
где tоб.п – время, затрачиваемое на последний оборот, час, равное
tоб.п = tоб – lх.п / Vtх.п , час,
где Vtх.п – техническая скорость движения на участке непроизводительного пробега последней ездки, км/час.
Время нахождения транспортного средства в наряде
Tн = t0' + Tм + t0'' = l0' / Vт0' + nоб [ ] – lх.п / Vtх.п – l0'' / Vт0'' , час.
Время нахождения ТС на линии показывает промежуток времени от момента выезда из гаража (места стоянки) до момента возвращения и включает в себя, кроме времени в наряде, время, отводимое на обед, отдых водителя, прочие работы и простои не связанные с присутствием в гараже.
Коэффициент использования пробега
· за оборот βоб = lг.об / lоб ,
· на маршруте βм = Lг / Lм ,
· за рабочий день β = Lг / Lс .
Коэффициент статического использования грузоподъемности
.
Коэффициент динамического использования грузоподъемности
.
Среднее расстояние перевозки
lпг = P / Q = .
Средний пробег с грузом за ездку
lег = Lг / Z .
Количество перевозного груза (объем перевозок в тоннах)
· за один оборот т,
· за рабочий день , т.
Количество выполненных тонно-километров (грузооборот)
· за оборот Pоб = qн , т∙км,
· за рабочий день P = Pоб nоб = nоб qн , т∙км.
Развозочные, сборочные и развозочно-сборочные маршруты можно рассматривать в качестве разновидности кольцевых маршрутов.
Развозочные и сборочные маршруты особенно распространены и эффективны при обязательных регулярности, срочности и своевременности доставки грузополучателям (сбора от грузоотправителей) небольших партий грузов. Коэффициент использования пробега стремится к 1,0. Подобные маршруты характеризуются незначительном суточным пробегом и большим удельным весом времени простоя под погрузкой и разгрузкой за время работы.
На маршрутах с заездами для частичной разгрузки или погрузки дается добавочное время на маневрирование, оформление документов, приемо-сдаточные операции на каждый промежуточный пункт.
Продолжительность оборота
tоб = Lм / Vт + tп-р + tз (nз −1) , час,
где t3 − добавочное время на каждый заезд, час;
n3− количество заездов.
Количество оборотов за время работы на маршруте
nоб = .
Коэффициент статического использования грузоподъемности за оборот
γc =
где qфi − количество погруженного (разгруженного) груза в i-ом пункте маршрута.
Коэффициент динамического использования грузоподъемности за оборот
γд = .
Коэффициент использования пробега за оборот
βоб =
Количество перевезенного груза в т:
· за оборот Qo6 = qнγc = ;
· за рабочий день Q = поб Qo6 .
Количество выполненных тонно-километров:
· за оборот Роб = qн ;
· за рабочий день Р = побРоб = поб qн .
Наибольшую производительность подвижного состава на развозочных и сборочных маршрутах можно достичь за счет использования контейнеров, пакетирования грузов, специализации подвижного состава при необходимом уровне механизации погрузочно-разгрузочных работ и небольшом расстоянии перевозок.
Комбинированные маршруты являются наиболее сложными, а расчет технико-эксплуатационных показателей проводится по изложенной ранее методике с учетом особенностей каждого конкретного маршрута.
Организация движения по комбинированным маршрутам позволяет увеличить степень использования пробега и повысить производительность ТС. Целесообразность выбора этих маршрутов определяется родом и количеством грузов, месторасположением корреспондирующих пунктов, необходимым и наличным числом ТС. Окончательное решение вопроса о выборе комбинированного маршрута принимается по результатам сравнения производительности подвижного состава по различным вариантам маршрутов.