Выбор рационального направления вагонопотоков
Вопрос.Организация вагонопотоков.
Одна из основных задач организации движения — правильная организация вагонопотоков, заключающаяся в установлении более рационального порядка их следования по железнодорожном направлениям и наивыгоднейшей системы формирования поездов.
Решение этой задачи основано на маршрутизации перевозок с мат
р погрузки и формировании специализированных поездов на сорт-
ровочных, участковых и грузовых станциях.
* Чтобы ускорить доставку грузов, уменьшить сортировочную ра-
боту и повысить производительность вагонов, нужно стремиться
* к наибольшей маршрутизации вагонопотоков, не допуская нераии-
опальных простоев вагонов под накоплением Первый способ ре
шения этой задачи — максимальное развитие эффективных форм
отправительской и ступенчатой маршрутизации, позволяющей не посредственно в пунктах погрузки организовать маршрутные поезда дальних назначений без затраты времени на накопление
вагонов (или с небольшой затратой). Та же часть вагонопотоков,
которая остается не охваченной маршрутными поездами с мест
погрузки или следует в отправительских маршрутах не до станций
выгрузки, а до пунктов распыления, должна быть организована
| в специализированные поезда на сортировочных и участковых
станциях.
Правильная организация вагонопотоков - одна из важнейших задач управления перевозочным процессом. Организация вагонопотоков заключается в установлении наиболее рациональной системы формирования поездов и порядка их следования по направлениям.
Грузопотоки - грузы, которые зарождаются в местах погрузки, следуют к местам выгрузки и подразделяются по видам(в тоннах). Одиночный вагон и группы вагонов, следующие со станции погрузки на станции выгрузки, образуют вагонопотоки.
В пути следования может происходить соединение отдельных вагонов и групп вагонов, также разделение. Так образуются струи вагонопотоков.
Струя - среднесуточное число вагонов, следующих на какую-либо станцию и образующихся на какой-либо станции, в т.ч. и за счёт слияния вагонопотоков.
Доставка вагонов при наименьших затратах возможна лишь при определённой системе организации вагонопотоков, называемой ПФП, который устанавливает род или категорию поезда и назначение поезда.
Организация вагонопотоков в поезда д.обеспечивать устойчивое положение РЖД. (мин. Расходы, соблюдение сроков доставки)=>
Струи вагонопотоков , способы их представления.
На сети железных дорог стран СНГ и Балтии более 7 тысяч станций, открытых для грузовых операций. Со станций погрузки отдельные вагоны или группы вагонов следуют, как правило, на разные станции выгрузки. В пути следования на технических станциях (участковых или сортировочных) они могут объединяться в укрупненные группы и следовать без переработки на значительные расстояния до разъединения их в соответствии с назначением. Таким образом, на станциях погрузки или объединения образуются среднесуточные струи вагонопотоков.
Пример объединения мелких вагонопотоков на технической станции, расположенной в районе погрузки, в укрупненную струю можно рассмотреть на направлении А—Б (рис. 3.1).
Болеe мощные струи вагонопотоков образуются на крупных сортировочных станциях, являющихся на сети опорными.
С грузовых станций, расположенных в местах массовой погрузки, мощные струи вагонопотоков, иногда достигающие несколько сот и даже тысяч вагонов,
направляются в специализированных поездах до станции выгрузки или распыления маршрутов.
Мощность и направление груженых вагонопотоков на сети зависят от структуры, объема и направлений грузопотоков между экономическими районами, указанными в плане перевозок грузов.
Выбор рационального направления вагонопотоков
При организации вагонопотоков учитывается наиболее рациональное распределение их по параллельным ходам, соединяющим одни и те же опорные станции. Для технико-экономическогообоснования пути следования вагонов в расчет принимаются следующие критерии: расстояние, время нахождения вагонов в пути, перерабатывающая способность станции, пропускная способность линии, расход топлива и электрической энергии.
С учетом указанных критериев определяются эксплутационные расходы на продвижение одного вагона по каждому участку. Эти расходы наносятся на специальные картосхемы отдельно в четном и нечетном направлениях. Фрагмент такой картосхемы показан на рис. 3.3.
Суммируя эксплутационные расходы по каждому параллельному ходу, выбираем наиболее эффективный путь следования.
Так, при следовании по пути А—Б—В—Г расходы составят 390 + 280 + 320 = = 990 руб./ваг., а по путиА—Д—Е—Г — 423 + 380 + 400 = 1203 руб./ваг. Из сравнения видно, что первый путь более экономичный, так как на нем суммарные затраты на передвижение одного вагона будут минимальными.
Впрактике при распределении вагонопотоков целесообразно выбирать линии
случшим техническим оснащением. Кратчайшие пути оказываются не всегдавыгодными.
Порожние вагонопотоки определяются на основании междудорожных «шахматок» груженых вагонопотоков по разным родам подвижного состава, т.е. определяется баланс порожних вагонов. Если погрузка превышает выгрузку, то на дороге отмечается недостаток порожних вагонов, а при превышении выгрузки над погрузкой — избыток. Баланс устанавливается обязательно по роду подвижного состава. На основании полученного баланса организуется перемещение порожнего вагонного парка из одного района сети в другой.