Методические указания к решению задачи. 1. Определение наиболее производительного транспортного средства для производства погрузочно-разгрузочных работ

1. Определение наиболее производительного транспортного средства для производства погрузочно-разгрузочных работ.

2. Расчет индексов. Индекс характеризует соотношение производительности погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) различных групп транспортных средств при организации доставки товаров потребителю.

Таблица 1.Исходные данные.

  Трудоемкость погрузочно- разгрузочных работ транспортных средств на единицу груза (н/ч) Минимальная трудоемкость погрузочно- разгрузочных работ (н/ч)
Номер товара Наименова- ние товара Объем доставки (у.г.е.) Наименование транспортного средства Min { tij }
jl j2 j3 j4
i1 A #
i2 В # #
i3 С #  
i4 D #
ФБР транспорта (час) - Фj  

Он определяется отношением разности между нормативной трудо­емкостью ПРР для данного груза на данной группе транспортных средств и минимальной трудоемкостью ПРР этой же позиции к мини­мальной трудоемкости ПРР рассматриваемой группы транспортных средств:

Kij = (tij­ min { tij }) / min { tij }

где tij - нормативная трудоемкость ПРР i-го груза на j-й группе транспортных средств.

3. Формирование первоначального варианта загрузки тран­спортных средств.

3.1. Закрепление грузов за наиболее производительным транспортным средством: Kij =0.

Таблица 2. Пример расчета для четвертой группы транспортных средств при погрузке товара номер один.

Наименование товара Объем доставки груза (у.г.е.) Трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ на ед. груза
Группы транспортных средств jl j2 j3 j4
А

Тij = tij x Ni = 325 * 2 = 650,

где ni - объем доставки i-ro вида груза,

tij - трудоемкость ПРР на группе транспортных средств.

3.2. Расчет необходимого фонда времени по каждой группе транспортных средств:

n

Фj = ∑( tij x Ni)

i-1

3.3. Расчет отклонений (избытка или недостатка) фонда времени по
всем группам транспортных средств:

∆Fj = Fj – Φj

3.4. Проверка наличия избытка и недостатка фонда времени по всем
группам транспортных средств. Если есть и избыток, и недостаток фонда времени, то идти к шагу 4; если нет, то идти к расчету коэффициента загрузки транспортных средств - шаг 5.

4. Проверка возможности перераспределения грузов между группами транспортных средств.

4.1. Выбор первой группы транспортных средств (слева направо), по которой имеется недостаток расчетного фонда времени (∆Fj >0).

4.2. Расчет по каждому виду груза, закрепленного за выбранной группой транспортных средств, разности между индексами групп транспортных средств, по которым имеется избыток расчетного фонда времени (Кij) и индексом рассматриваемой группы ( Кis):

∆Ki(j-s) = Kij – Кis

4.3.Выбор груза (товара), по которому имеется наименьшая разность
индексов, и расчет по ней количества товара, доставка которого должна
быть передана на другую группу транспортных средств, чтобы ликви­дировать недостаток фонда времени по рассматриваемой группе:

∆Nis =∆Fs / tis

где ∆Nis - количество груза (товара) i-ro наименования, доставку которого необходимо осуществить на другой группе транспортных средств, чтобы ликвидировать перегрузку данной группы транспорт­ных средств;

∆Fs - недостаток существующего ФБР (фонда времени работы) транспортных средств группы s;

tis -нормативная трудоемкость ПРР i-ro груза на s-ой группе транспортных средств.

4.4. Сравнение ∆Nis с Ni. Если ∆Nis < Ni, то перейти к следующему
пункту алгоритма, иначе - шаг 6.

4.5.Снятие с s-й группы транспортных средств груза (товара) в коли­честве ∆Nis и передача его на ту группу, по которой разность индексов ∆Ki(i-s) оказалась наименьшей.

N'ij= 0 + ∆Nis ,

переход к шагу 3, п.3.2.

Снятие с s-ой группы транспортных средств всей программы доставки груза i Передача ее на группу транспортных средств, по которое разность индексов (∆Ki(i-s)) оказалась наименьшей N'ij= 0 + ∆Nis -переход к шагу 3, п.3.2.

6. Расчет коэффициента загрузки по каждой группе транспортных средств:

Kj= ∑( tij x Ni) / Fj

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Гарантийный (страховой) запас необходим для гарантии непрерывности процесса производства или реализации продукции в случаях нарушения условий и сроков поставок.

Готовая продукция – это продукция, полностью прошедшая производственный цикл на данном предприятии, полностью укомплектованная, прошедшая технический контроль, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику).

Звено логистической системы – это некоторый экономически и функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями и функциями.

Запас порогового уровня означает, что при его достижении нужно произвести очередной заказ.

Информационная логистика - раздел логистики движения (покоя) ресурсов, посвященный управлению информационными потоками в микро- макрологистических системах.

Качество обслуживания – это способность фирмы осуществлять деятельность по выполнению заказов без ошибок.

Концентрационная логистика – раздел, посвященный проектированию, формированию и оптимизации микро- и макрологических систем концентрации материальных, информационных и финансовых ресурсов.

Логистика - происходит от греческого loqistike – искусство вычислять, рассуждать. В экономике логистические системы стали использоваться как искусство управления материалопотоком и потоком продукции от источника до потребителя, т.е. комбинирование видов деятельности различных учреждений и служб, связанных с распределением, материальным обеспечением, планированием и управлением.

Логистика — наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производства, внутрипроизводственной переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Логистика – наука о планировании, распределении, контроле, управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, макро-, мезоэкономической системе, возникающих в процессе доведения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции от производителя до потребителя.

Логистическая деятельность представляет собой управление материальными потоками, т.е. перемещение грузов по пути от сырьевых источников до потребителей.

Логистика движения ресурсов – раздел, посвященный оперативному управлению потоками материальных, информационных и финансовых ресурсов в микро- и макрологических системах.

Логистика обеспечения - это раздел операционной логистики, посвященный проектированию, формированию и оптимизации микрологистических концентрационно - распорядительных систем и их

эффективному использованию при управлении потоками ресурсов, и готовой продукции во внутренней среде промышленного предприятия.

Логистическая операция – это любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информационных, финансовых, сервисных потоков.

Логистическая сеть –это полное множество логистических цепей, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам в рамках исследуемой логистической системы. Понятие логистической сети не тождественно понятию логистической системы, которое является более широким, так как предполагает наличие высшего логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы.

Логистическая система – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, причем задача функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.

Логистика складирования - раздел логистики движения ресурсов, посвященный управлению размещением на хранение, пополнением и выдачей материальных ресурсов потребителям в соответствии с их интересами.

Логистическая цепь - множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному, информационному, финансовому потоку с целью анализа или проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек.

Логистическая функция - это обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач.

Материальный поток можно определить как находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции, связанные с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка продукции, ее сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.).

Материальные ресурсы - это предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топлива, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства.

Миссия логистики – это качественное удовлетворение спроса клиентуры на товар при наименьших затратах, связанных с функцией планирования системы: транспорт–склад–запасы.

Незавершенное производство – это продукция, незаконченная производством в пределах данного предприятия.

Основные разделы логистики движения ресурсов: транспортная логистика, логистика складирования, информационная логистика, складская логистика, логистика запасов, сервисная логистика и финансовая.

Переходящий запас– остатки продукции (товара) на конец отчетного периода.

Потокявляется сложноструктуризированным явлением. Он складывается из внешнего и внутреннего потоков. Внешний поток выходит за пределы конкретной логистической системы, а внутренний представляет совокупность логистических операций в ее границах.

Производственная логистика – это раздел операционной логистики, посвященный проектированию, формированию и оптимизации микрологистических концентрационно-распорядительных систем и их эффективному использованию при управлении потоками ресурсов, предметов незавершенного производства и готовой продукции во внутренней среде промышленного предприятия.

Производственный менеджмент – вид деятельности субъекта управления, ориентированный на достижение промышленным предприятием долгосрочных конкурентных преимуществ на рынке за счет формирования эффективной системы снабжения, обработки и использования различных видов ресурсов, в том числе кадрового потенциала, функционирования и оптимизации системы в условиях постоянной готовности к удовлетворению потребностей физических и юридических лиц в продукции и услугах.

Подготовительный запас учитывает потребность в материальных ресурсах, связанную с их приемкой, подготовкой к производству или продажей продукции.

Потенциал обслуживания – это понятие включает в себя скорость, устойчивость и гибкость в исполнении заказов. Базисным понятием потенциала обслуживания является запланированный цикл заказа.

Распределительная логистика – раздел, посвященный проектированию, формированию и оптимизации микро- и макрологических систем распределения материальных, информационных и финансовых ресурсов.

Сезонный запас образуется при потреблении сезонных видов продукции в условиях круглогодичной деятельности предприятия или организации.

Сервисная логистика - раздел логистики движения (покоя) ресурсов, посвященный управлению сервисными потоками в микро- макрологистических системах.

Склад -это здания (сооружения), оснащенные специальным технологическим оборудованием, средствами механизации и автоматизации для осуществления вполне определенных функциональных операций. Склад (или совокупность складов) вместе с обслуживающей инфраструктурой образует складское хозяйство.

Склады снабженческой логистики специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих изделий и другой продукции производственного назначения и осуществляют снабжение (прежде всего) производящих потребителей.

Склады производственной логистиквходят в состав организационной системы производства и предназначены для обеспечения технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, приборы, инструменты, запчасти и т.д.

Склады распределительной логистики служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную сеть. Они могут принадлежать как производителям (склады готовой продукции, распределительные склады производителя), так и предприятиям торговли.

Склады транспортных организаций предназначены для временного складирования, связанных с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся склады железнодорожных станций, грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов, терминалы воздушного транспорта.

Скорость обслуживания – это период времени, которое потребитель предполагает отвести фирме на полное исполнение своего заказа.

Текущий запас – основной запас, обеспечивающий непрерывное снабжение производства или потребление (реализацию) товаров между их поставками.

Технологический процесс - последовательное изменение формы, размеров, свойств материала или полуфабриката в целях получения детали или изделия в соответствии с заданными техническими требованиями.

Транспортная логистика – раздел логистики движения ресурсов, посвященный управлению физическим перемещением материальных ресурсов в пространстве и во времени в соответствии с интересами их потребителей.

Финансовая логистика - раздел логистики движения (покоя) ресурсов, посвященный управлению финансовыми потоками в микро- макрологистических системах.

Элементы логистической системы: транспортировка, складирование и хранение, погрузочно-разгрузочные операции, упаковка и маркировка, управление производственными запасами, документальное оформление перемещаемых товаров.

Экономическая партия заказа – количество, которое обеспечивает минимальные суммарные годовые затраты на размещение, выполнение заказа и хранение запаса.

РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Традиционная форма контроля и оценки качества знаний, полученных при изучении той или иной дисциплины, не стимулирует самостоятельную познавательную деятельность студентов, часто являются необъективными, а сами знания носят «авральный» характер и имеют короткий жизненный цикл.

Рейтинговая система контроля сводит до минимума вышеуказанные недостатки.

Введение рейтинговой системы позволяет стимулировать учебно-познавательную работу студентов за счет поэтапной оценки всех видов учебной и исследовательской работы по многобалльной шкале, повысить объективность качества знаний и навыков. Наличие рейтинговой оценки позволяет объективно ранжировать студентов.

Рейтинг студента по учебной дисциплине определяется суммой баллов заработанных студентом и отражающих успешность его обучения дисциплине. Рейтинговая система контроля в семестре включает следующие направления оценки успешности обучения:

- оценка отношения студента к выполнению своих обязанностей на этапе изучения дисциплины;

- текущий контроль успешности этапа изучения дисциплины;

- оценка активности и творческого отношения к овладению выбранной специальностью при изучении дисциплины.

До сведения студентов в начале семестра доводиться информация о максимальном количестве баллов по курсу и о минимальном, ниже которого студент не может претендовать на автоматический экзамен по курсу.

Оценка отношения студента к выполнению своих обязанностей на этапе изучения дисциплины определяется в 220 баллов, которые распределяются следующим образом:

- 64 балла – за 100% посещение лекций (32 часа х 2 балла);

- 32 балла – за 100% посещение практических занятий (16 часов х 2 балла);

- 60 балла – за своевременное выполнение семестровых самостоятельных работ и заданий.

- 60 баллов – за выполнение контрольных и самостоятельных работ

За каждое непосещение лекционных и практических занятий снимается соответствующее количество баллов.

Для текущего контроля успешности этапа изучения дисциплины отводится общее количество баллов, которые распределяются лектором между различными формами текущего семестрового контроля исходя из специфики изучаемой дисциплины.

Таблица 1. Текущий контроль успешности этапа

Вид занятий Вид работы Количество баллов
Лекции - -
Практические занятия Контрольная работа 30 (отл); 20 (хор.); 10 (удовл.)
  Итоговая работа 30 (отл); 20 (хор.); 10 (удовл.)
Всего   60 (максимум)

Написание и выступление с рефератами, докладами, эссе, решение самостоятельных задач, разрешение ситуаций, самостоятельная работа с нормативными документами оцениваются в 20 баллов за каждую выполненную работу (максимальное количество баллов 60).

Для оценки успешности изучения дисциплины «Логистика» можно пользоваться таблицей 2.

Таблица 2. Критерии выставления оценок по итогам работы за семестр

Кол-во баллов Критерий выставления оценки
201 - 220 девять
181 - 200 восемь
161 - 180 семь
141 - 160 шесть
120 - 140 пять
не менее 120 четыре

Вопросы к экзамену по курсу «Логистика»

1. Понятие логистики.

2. Основные понятия и определения в логистике.

3. Функциональные области логистики.

4. Задачи логистики.

5. Уровни развития логистики.

6. Периоды развития логистики.

7. Основные требования логистики.

8. Формирование логистических структур.

9. Основные задачи службы логистики предприятия.

10. Связь производственной логистики с другими аспектами управления.

11. Понятие производственной логистики, ее структура и содержание.

12. Понятие товарно-материальных запасов.

13. Управление товарно-материальными запасами.

14. Расчет оптимального объема поставки материала.

15. Место складов и особенности их функционирования в системах логистического обслуживания.

16. Особенности функционирования складов.

17. Проблемы эффективного функционирования складов.

18. Размещение складской сети.

19. Выбор места расположения склада.

20. Экономико-математическая база, используемая при оптимизации складского хозяйства.

21. Выбор системы складирования.

22. Цели, сущность и задачи транспортной логистики.

23. Выбор вида транспортного средства.

24. Модель расчета загрузки транспортного средства.

25. Установление целей обслуживания.

26. Выбор канала распределения.

27. Понятие материального потока в логистике

28. Классификации разделов логистики по признаку изменения количественных параметров потока ресурсов.

29. Характеристика распределительной логистики

30. Характеристика концентрационной логистики

31. Характеристика логистики движения ресурсов.

32. Роль производственной логистики в организации производственного процесса во времени и пространстве.

33. Процесс распределения в логистике, его характеристика и основные задачи.

34. Выбор оптимального варианта размещения распределительного центра.

35. Сервисная логистика как раздел логистики движения ресурсов.

36. Понятие логистического сервиса. Набор услуг логистического сервиса.

37. Особенности информационной логистики. Информация как объект информационной логистики.

38. Цели, сущность и задачи информационной логистики.

39. Особенности управления информационными потоками на предприятии.

40. Понятие финансового потока. Особенности финансовых потоков.

41. Особенности управления финансовыми потоками в логистических системах.

42. Методы и модели, применяемых при решении логистических задач.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Гаджинский А.М. Логистика. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1998

2. Голиков Е.А., Пурлик ВМ. Основы логистики и бизнес - логистики. – М.: Изд-во РЭА, 1993.

3. Дектяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга. – Ростов: ГАС, 1993.

4. Залманова М.Е. Сбытовая логистика: Учебное пособие. – Саратов: Изд-во СГТУ, 1993.

5. Залманова М.Е., НовиковаО.Е., Семененко А.И. Производственная коммерческая логистика: Учебное пособие. – Саратов: Изд-во СГТУ, 1995.

6. Жевнеров В.А. Потоковые системы: моделирование и оптимизация: - М.: «Наука», 2002 – 198 с.

7. Киршин М.В. Коммерческая логистика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001 - 256 с.

8. Новиков О.А., Семененко А.И. Производственно-коммерческая логис-тика: учебное пособие. – СПб.: СПбГУЭФ,1993. – ч.1. – 164 с., ч.2 – 44 с.

9. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. – М.: Транспорт, 1997.

10. Новиков О.А., Уваров С.А. Коммерческая логистика: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СП УЭФ, 1995.

11. Новиков О.А., Семененко А.И. Производственная коммерческая логистика: Учебное пособие. В 2 ч. – СПб.: Изд-во СП УЭФ, 1993.

12. Плоткин Б.К. Основы логистики. – Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991.

13. Смехов А.А. Основы транспортной логистики. – М.: Транспорт, 1995. – 197 с.

14. Смехов А.А. Введение в логистику. – М.: Транспорт, 1993. – 112 с.

Дополнительная литература

1. Аникин Б.А. Практикум по логистике. – М.: ИНФРА – М, 1999.

2. Афанасьев Н.В. Логистические системы и российские реформы. – СПб.: Изд-во СПб.УЭФ, 1995.

3. Гаджинский А.М. Логистика: методические рекомендации. – М.: МУчПК, 1994.

4. Родников А.Н. Логистика: Терминолог. Словарь. – М.: Экономика, 1995. – 251 с.

5. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. – СПб.: СПбГУЭФ,1994. – ч.1. – 124 с., ч.2 – 175 с.

6. Тяпухин А.П. Логистика и распределение продукции // Конъюктура товарных рынков: прогнозно-аналитическое приложение к журналу «РИСК», - 2002, - №1, с.119 – 124.

7. Тяпухин А. Логистика движения ресурсов. // «Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция»,- 2002, №2, с. 4-10.

8. Тяпухин А., Аникеев А. Производственная логистика. // «Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция»,- 2003, №1, с. 31-38.

Наши рекомендации