Нормирование точности типовых соединений сложного профиля
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине
Метрология, стандартизация и сертификация
Выполнил: студент _____________
группа ______________
Принял: _______________________
Нижний Новгород
Содержание
1. Допуски и посадки подшипников качения . . . . . . . . . . . .
2. Нормирование точности типовых соединений сложного профиля
2.1. Нормирование точности метрической резьбы . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Нормирование точности шпоночных соединений
4. Нормирование точности шлицевых соединений . . . . . . . .
5. Нормирование точности цилиндрических зубчатых передач. . . .
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Нормирование допусков и посадок подшипников качения
Таблица исходных данных:
Наименование | Значение |
Условное обозначение подшипника: | |
Номер позиции по чертежу: | |
Радиальная нагрузка R , кН | |
Режим работы, перегрузка, %: | |
Какая деталь вращается: | Вал |
Конструкция вала: | Вал сплошной |
Конструкция корпуса (разъемный или неразъемный) |
Исходные данные подшипника: d=мм; D= мм; В= мм;
r= мм; r1= мм
Полное обозначение подшипника
_____________________________________
Расшифровываю условное обозначение подшипника по ГОСТ 3189 [2, с. 80]
Основные знаки
Код диаметра отверстия – ___ , d=___ мм.
Серия по диаметру – ___ .
Тип подшипника – __ :
Конструктивное исполнение – ___:____________________ (ГОСТ )
Серия по ширине – ____.
Знаки слева Знаки справа
Категория_______ Материал________
Радиальный зазор________ Конструктивные изменения________
Класс точности________ Смазка________
Вычерчиваю эскиз подшипника [2, с. 84- 89]
Определяю вид нагружения колец [2, с.94]:
наружное кольцо –
внутреннее кольцо-
=
где Р – интенсивность радиальной нагрузки, Н/мм;
R – радиальная реакция опоры в подшипнике, Н; (кН);
В – ширина подшипника, мм;
r и r1 – радиусы закругления на торцах внутреннего кольца подшипника, мм, (м);
К1 – динамический коэффициент посадки, зависящий от допустимой перегрузки (принимать
К1 = 1 при перегрузке до150%, когда толчки и вибрации умеренные;
К1 = 1,8 при перегрузке до 300%, когда удары и вибрация сильные);
К2 – коэффициент, учитывающий ослабление посадочного натяга при пониженной жесткости вала или корпуса (полый вал или тонкостенный корпус); для жесткой конструкции К2 = 1. К3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами тел качения в двухрядных роликоподшипниках и сдвоенных шарикоподшипниках при наличии осевой нагрузки на опору; для однорядных - К3 = 1. Выбор посадки кольца при циркуляционном виде нагружения производить по [2, табл. 4.10], а для местнонагруженного - по [2, табл. 4.11.]
Рассчитываю нагрузку на циркуляционно нагруженное кольцо и по ее интенсивности определяю поле допуска на вал:
Посадка кольца на вал:
Строю схему расположения полей допусков на кольцо с циркуляционным видом нагружения:
Рассчитываю характеристики посадки:
Nmax = es - EI =
Nmin = ei - ES =
Nm =
Назначаю поле допуска на кольцо с местным видом нагружения [ 2, с.95, табл.4.11], (ГОСТ 3325):
Посадка кольца в корпус:
Строю схему расположения полей допусков на кольцо с местным видом нагружения:
Рассчитываю характеристики посадки
Smax = ES – ei =
Smin = EI – es =
Sm =
Предельные отклонения внутреннего и наружного колец подшипника определяю по ГОСТ 520 по [2, с. 93, табл.4.9.]:
Δdmp = мкм, ΔDmp = мкм.
Вычерчиваю эскиз вала, корпуса и сборочный чертеж с указанием посадок и отклонений.
Нормирование точности типовых соединений сложного профиля