Организация работы водителей
Работа водителя относится к одной из наиболее напряженных и ответственных форм труда, так как она связана с большим нервно-эмоциональным напряжением, требует постоянной устойчивости и концентрации внимания; протекает в часто меняющихся условиях и проходит в отрыве от производственного коллектива.
Рациональная организация работы водителей заключается в таком нормировании и распределении их рабочего времени, при котором обеспечивается достижение и поддержание высокой эффективности труда на протяжении всей рабочей смены. Она включает в себя установление режима работы, графиков выхода на работу, вида учета рабочего времени.
Организация работы водителей является существенным фактором, оказывающим влияние на организацию и выполнение перевозок грузов.
При планировании и организации работы водителей необходимо строго выполнять требования трудового законодательства, соблюдать установленный порядок режима труда и отдыха, правильно чередовать дневные и ночные смены, не допускать значительных переработок (сверхурочных работ) по сравнению с установленной продолжительностью рабочего дня и месячным фондом рабочего времени.
Планирование (продолжительность) времени (смены) работы водителя должна соответствовать 41 часу в пятидневную или шестидневную рабочую неделю.
На автотранспортных предприятиях применяют два вида учета рабочего времени водителей: поденный и помесячный (суммированный).
При поденном учете время, отработанное в течение дня сверх установленной плановой продолжительности (сверхурочные работы), не может компенсироваться недоработкой в другие дни.
При помесячном учете, имеющем большое распространение на автомобильном транспорте, время, отработанное в течение дня, может быть больше (или меньше) установленной плановой продолжительности, но суммарное время за месяц не должно быть больше месячного фонда рабочего времени.
Помесячный учет рабочего времени применяется в тех случаях, когда по условиям перевозок не может быть соблюдена установленная Положением ежедневная или еженедельная продолжительность рабочей недели. Он может быть введен администрацией АТП по согласованию с местным профсоюзом при условии, что продолжительность рабочей смены водителя составляет не более 10 ч. В отдельных случаях (сезонные перевозки - перевозки в курортной местности в летне-осенний сезон, сельскохозяйственные перевозки, уборка снега в крупных городах и т.п.) может вводиться поквартальный, полугодовой или сезонный учет рабочего времени. С разрешения вышестоящей организации и по согласованию с соответствующим профсоюзом продолжительность рабочей смены может быть установлена не более 12 ч.
Если продолжительность рабочего времени за день больше 12 ч, что часто бывает на междугородных перевозках, то на автомобиле должно быть оборудовано специальное место для отдыха и в рейс должны быть направлены 2 водителя.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности рабочего дня (смены), предшествующего отдыху. Если по объективным причинам этого не происходит, то неиспользованные часы суммируются и могут представляться водителю в виде дополнительных свободных от работы дней в течение учетного периода (как правило - месяца).
В графиках работы, составляемых ежемесячно, для каждого водителя устанавливают дни и время (смены, часы) работы и дни отдыха. При этом в продолжительность рабочей смены включается нормативное подготовительно-заключительное время 0,3 ч.
Ниже приведен график работы двух водителей, закрепленных за одним автомобилем (табл. 2.4.3).
Таблица 2.4.3
Числа месяца | ||||||||
Первый водитель | Р | В | Р | О | Р | О | Р | |
Второй водитель | О | Р | В | Р | О | Р | О | |
Числа месяца | ||||||||
Первый водитель | О | Р | В | Р | О | Р | О | Р |
Второй водитель | Р | О | Р | В | Р | О | Р | О |
Числа месяца | ||||||||
Первый водитель | В | Р | О | Р | О | Р | О | |
Второй водитель | Р | В | Р | О | Р | О | Р | |
Числа месяца | ||||||||
Первый водитель | Р | В | Р | О | Р | О | Р | О |
Второй водитель | О | Р | В | Р | О | Р | О | Р |
Автомобиль работает на линии все календарные дни месяца. Продолжительность смены 11,8 ч, время нахождения автомобиля на линии 11,5 ч. Число рабочих смен (Р) - 15, число выходных дней (В) - 4, число дополнительных дней для междусменного отдыха (О) -11.