Эффективность и надежность транспортного обслуживания
Эффективность, качество и надежность являются ключевыми понятиями при управлении доставкой товаров. Между ними существует тесная связь: качество является частью системы оценки эффективности, а надежность частью системы оценки качества.
Оценка эффективности всегда субъективна и зависит от того, в чьих интересах и с точки зрения какого участника доставки она производится.
Оценка качества всегда дается с точки зрения потребителя транспортных услуг.
Надежность это объективная характеристика, оцениваемая вероятностью безотказной работы.
Пример: с точки зрения АТП, чем выше уровень доходов, тем более эффективно организовано транспортное обслуживание клиента. Доходы АТП – расходы грузоотправителя, поэтому с точки зрения владельца груза эффективность перевозок тем выше, чем дешевле они для него обходятся. Для исполнителя логистических услуг по доставке товара (экспедитора или оператора) эффективность перевозок тем выше, чем выше уровень оплаты за предоставляемые услуги и ниже возможность санкций за невыполнение своих обязательств.
Оценка эффективности доставки товара для потребителя транспортной услуги может быть выполнена с помощью следующих показателей:
1. объем реализации доставленного товара в натуральном и денежном выражении;
2. затраты на доставку включая ущерб от потери товара при перевозке и просрочке в доставке, а также штрафы за невыполнение грузоотправителем своих обязательств;
3. доля затрат на доставку в объеме продаж
4. затраты на доставку в расчете на единицу товара
Для перевозчика эффективность работы оценивается другими показателями:
1. величина дохода от оказания транспортных услуг;
2. затраты на оказание транспортных услуг включая санкции за недостачу или повреждение товара, просрочку в доставке и другие случаи невыполнения перевозчиком своих обязательств;
3. финансовый результат от оказания транспортных услуг (прибыль)
4. рентабельность перевозок
Следует помнить, что при оценке затрат необходимо исходить из концепции полной стоимости. Анализ полной стоимости означает выявление всех затрат в логистической системе и такую их перегруппировку, которая позволяет снизить суммарные затраты. При этом возможно повысить затраты в одной области, если в целом в системе это приведет к экономии.
Наиболее часто надежность логистического обслуживания понимается как соблюдение перевозчиком обязательств по срокам доставки и соответствие условиям договора доставки. Надежность обслуживания выступает как синоним гарантированности обслуживания потребителя и минимума рисков.
Рис. 3 Факторы, определяющие надежность процесса доставки
Чем выше надежность процесса доставки, тем ниже риск невыполнения договорных обязательств. В общем смысле надежность представляет собой вероятность отсутствия отказов на осуществление доставки, выполнение которой согласовано договором сторон.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДОСТАВКИ ТОВАРА
Эффективность процесса доставки оценивается натуральными и экономическими, локальными и комплексными критериями.
К натуральным критериям можно отнести: объем доставки, время доставки, пробег подвижного состава и время его работы, потребность в транспортных средствах и т.д.
К стоимостным критериям можно отнести: затраты на перевозку (доставку), доход и прибыль транспортной компании, размер цены (тариф) на перевозку (доставку) и т.д.
Локальные (частные) критерии эффективности применяют, если сравниваемые варианты доставки отличаются по одному отдельно взятому показателю.
Пример: 1) внедрение часовых графиков перевозок исключает простои автомобилей в очереди. В этом случае эффективность сравниваемых вариантов перевозок может быть оценена одним показателем: длительность простоя автомобилей в погрузо-разгрузочных пунктах;
2) внедрение рациональных маршрутов перевозок приводит к уменьшению холостых пробегов, сравнение вариантов перевозок при этом может быть оценено показателями: сокращение холостых пробегов, увеличение коэффициента использования пробега, сокращение общего пробега.
В качестве локальных критериев эффективности часто используют технологические параметры транспортного процесса:
1) время простоя транспортных средств и погрузо-разгрузочных механизмов;
2) время доставки товаров;
3) интервал прибытия транспортных средств в пункты погрузки-разгрузки;
4) длина холостых пробегов;
5) коэффициент использования грузоподъемности.
Комплексные (обобщенные) показатели эффективности применяют тогда, когда проводимые мероприятия одновременно меняют несколько характеристик транспортного процесса.
Пример: замена подвижного состава приводит к изменению следующих параметров: грузоподъемность, простой под погрузкой-разгрузкой, расход топлива, амортизационные отчисления и др. В этом случае недостаточно какого-либо частного критерия.
Кроме того, комплексные критерии применяют, если для обоснования проводимых мероприятий требуется их обобщенная оценка.
Пример: при внедрении рациональных маршрутов часто рассчитывается не только снижение холостых пробегов, но и изменение транспортной работы, а также себестоимости перевозок.
В качестве комплексных критериев эффективности используются следующие показатели:
1) производительность подвижного состава;
2) себестоимость перевозок (затраты на перевозки);
3) прибыль;
4) доход;
5) рентабельность перевозок;
6) трудоемкость транспортного процесса.
Несмотря на разнообразие критериев оценки транспортных услуг в основе многих из них лежит принцип сравнения затрат и получаемого полезного результата. Этому принципу отвечают такие удельные показатели как: себестоимость, рентабельность, трудоемкость перевозок.
Разделение затрат на эффективные, которые обеспечивают выполнение транспортных услуг и на неэффективные (потери из-за повреждения или недостачи товара, простоев в ожидании выполнения грузовых работ, ущерба от невыполнения сроков доставки) позволяет рассчитать не только фактическое, но и нормативное значение удельных затрат:
где: Сэi – эффективные затраты i-го участника доставки;
Снi – неэффективные затраты (потери) i-го участника доставки.
Полнота оценки фактических и нормативных затрат зависит от того учтены ли затраты всех участников процесса доставки.
Вышеназванные критерии отражают эффективность процесса доставки товара с точки зрения отдельных участников этого процесса (перевозчика, клиента, логистического оператора). Логистический подход требует учета интересов всех элементов цепи поставок. При этом эффект будет получен в конце этой цепи, т.е. у конечного потребителя. Такому требованию отвечает интегральный критерий минимальных затрат
где , , – логистические затраты по i-операции j-го заказа в сферах соответственно снабжения, производства и распределения;
k,m,p – количество логистических операций в сферах соответственно снабжения, производства и распределения;
l,n,r – количество обслуживаемых заказов потребителей в сферах соответственно снабжения, производства и распределения.
Как видим, в данной модели распределение логистических затрат производится по функциональным областям логистики (снабжение, производство, сбыт).