Перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ)
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам осуществляется в разрешительном порядке, исходя из несущей способности дорог и сооружений. При этом грузы, допускаемые к перевозке, в зависимости от их массы и размеров, подразделяются на две категории. Грузом в данном случае называется транспортное средство (загруженное или нет) с допустимыми:
- осевой нагрузкой на каждую ось;
- габаритом по высоте, ширине или длине.
Соответственно, под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого (с грузом или без груза) или осевая масса превышают хотя бы один из установленных параметров, а под крупногабаритным грузом - транспортное средство, габариты которого (с грузом или без груза) по высоте, ширине или длине превышают хотя бы одно из установленных значений.
Таким образом, к первой категории относятся транспортные средства, масса которых с грузом или без груза и (или) осевая масса на каждую ось, а также габариты по высоте, ширине или длине превышают установленные значения, а к второй категории - транспортные средства, весовые параметры которых с грузом или без груза соответствуют допустимым величинам.
Основным нормативным документом, регулирующим перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов, является Инструкция Министерства транспорта по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации от 27.05.96. и Правил дорожного движения Российской Федерации. Помимо указанных нормативных источников, необходимо отметить постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года № 962 (с изм. на 02.02.2000), которое регулирует порядок взимания платы за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.
Перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке.
Заявление для получения разрешения на перевозку крупногабаритного или тяжеловесного груза подается в орган, уполномоченный выдавать соответствующие разрешения.
Сведения, приведенные в заявлении, заверяются подписью руководителя или заместителя руководителя и печатью организации или подписью физического лица, осуществляющих перевозку. В зависимости от категории перевозимых грузов, вида и характера перевозок владельцы или пользователи транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, могут получать разовые разрешения или разрешения на определенный (конкретный) срок.
Согласование всех перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов по всему маршруту движения с органами управления автомобильными дорогами, балансодержателями искусственных сооружений и коммуникаций, отделениями железных дорог (мосты, путепроводы, железнодорожные переезды, линии метро, подземные трубопроводы и кабели, воздушные линии электроснабжения и связи и т.п.), службами, уполномоченными органами субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления управлять улично-дорожной сетью городов и других населенных пунктов, осуществляет орган управления дорогами, выдающий разрешение.
После получения разрешения перевозчик согласовывает эту перевозку с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, УВД субъектов Российской Федерации, по территории обслуживания которых проходит маршрут перевозки.
Перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов осуществляются по специальным проектам, которые разрабатываются по заказу грузовладельцев (грузоотправителей или грузополучателей) или перевозчиков в случае невозможности выполнения перевозки без проведения дополнительных мероприятий. Необходимость разработки специального проекта, а также заказчик (перевозчик или грузовладелец), устанавливается в договоре об организации перевозки грузов (в разделе «Особые условия перевозки»), либо по дополнительному соглашению сторон, с учетом оплаты расходов по разработке проекта и его реализации за счет грузовладельца.
Разработку специальных проектов перевозки крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов по федеральным дорогам осуществляют организации, уполномоченные соответствующим органом исполнительной власти.
Специальный проект перевозки грузов должен содержать:
а) рекомендации по выбору транспортного средства для данного груза;
б) характеристику выбранного перевозчиком маршрута перевозки груза, а также альтернативных и наиболее рациональных маршрутов, в том числе в смешанном сообщении;
в) транспортную характеристику груза, подлежащего перевозке в прямом автомобильном или смешанном (с участием других видов транспорта) сообщениях;
г) технические условия погрузки, выгрузки, размещения и крепления груза на транспортном средстве;
д) расчет запаса поперечной устойчивости груженого транспортного средства от опрокидывания;
е) расчет несущей способности пролетных строений и опор мостов, путепроводов и других искусственных сооружений;
ж) условия пропуска и скорости движения груженого транспортного средства по мостам и другим искусственным сооружениям;
з) предусмотренные места краткосрочных остановок транспортных средств при перевозках крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
и) мероприятия по организации безопасного проезда транспортных средств по наиболее сложным участкам маршрута транспортного средства;
к) заключение о необходимости проведения специальных мероприятий по усилению инженерных сооружений и перечень организаций, имеющих лицензию на такой вид деятельности.
Скорость движения не должна превышать по дорогам 60 км/час, а по мостовым сооружениям – 15 км/час. При этом разрешенный режим движения может иметь переменный характер на различных участках маршрута.
Кабина транспортного средства должна быть оборудована не менее чем двумя наружными зеркалами заднего вида с обеих сторон, которые должны обеспечивать водителю достаточный обзор.
На транспортных средствах, перевозящих крупногабаритный и тяжеловесный груз, должны быть установлены опознавательные знаки «Автопоезд», «Крупногабаритный груз» и «Длинномерное транспортное средство» в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и Правилами дорожного движения.
Транспортные средства, перевозящие крупногабаритные и тяжеловесные грузы, должны быть оборудованы специальными световыми сигналами (проблесковыми маячками) оранжевого или желтого цвета.
Водители и должностные лица, владельцы или пользователи транспортных средств несут ответственность, в соответствии с действующим законодательством, за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов и установленных заводами-изготовителями правил эксплуатации транспортных средств.