Легковой транспорт; прогнозы его развития, неравномерность использования по времени года и часам суток.
Перевозки пассажиров легковыми автомобилями производятся как в городском, так и во внегородском сообщениях. По принадлежности и особенностям эксплуатации парк легковых автомобилей можно подразделить:
Ø специализированные автомобили-такси (должны иметь электронный таксометр, перегородку салона, привод на передние колеса и т.д.)
Ø легковые автомобили общего пользования отличаются от скоростных автомобилей таксометрами, сигнальными фонарями с зелеными стеклами, опознавательными знаками,
Ø легковые автомобили, предоставляемые предприятиям, учреждениям и организациям для служебных поездок
Ø легковые автомобили ведомственного подчинения
Ø легковые автомобили граждан
Ø автомобили проката индивидуального пользования
Ø автомобили специального назначения (скорая помощь, ППС, ГиБДД, МЧС и т.д.)
Легковые автомобили предназначены для индивидуальных и мелко групповых перевозок пассажиров, а также для обслуживания предприятий, учреждений и организаций при выполнении служебных поездок. Легковой транспорт не устраняет, а дополняет маршрутизированный городской и внегородской. В отличии от массового транспорта, работающего по определенному графику и маршруту, использование легкового транспорта в основном носит нерегулярный характер. К недостаткам можно отнести: малая провозная способность, высокая загромождаемость улиц.
Основным показателем, определяющим насыщенность территории города ИТ является уровень автомобилизации.
Распределение перевозок между индивидуальным и общественным транспортом определяется:
1) время совершения поездок
2) гарантированность совершения поездки
3) качество услуг, предоставляемых системой (комфортность).
Кроме того на предпочтение видов транспорта оказываются влияния:
- время года, суток совершения поездки
- погодных условий
- навыки управления ИТ.
На сегодняшний день на территории Мск на общественном транспорте совершается до 75% от общего количества перемещения с использованием индивидуального 20-25% ( пешие - 5%).
Показателями являются:
1) средняя дальность поездки
2) среднее время пользования (по часам суток, по дням недели, по времени года)
3) неравномерности использования ИТ
Неравномерность транспортных потоков во времени (в течение года, месяца, суток и даже часа) имеет важнейшее значение в проблеме организации движения (рис. 1, 2). Кривые на рис. 1 позволяют выделить так называемые "часы пик", в которые возникают наиболее сложные задачи организации и регулирования движения.
Термин "час пик" является условным и объясняется лишь тем, что час является основной единицей измерения времени. Продолжительность наибольшей интенсивности движения может быть больше или меньше часа. Поэтому наиболее точным будет понятие пиковый период, под которым подразумевают время, в течение которого интенсивность, измеренная по малым отрезкам времени (например, по 15-минутным наблюдениям), превышает среднюю интенсивность периода наиболее оживленного движения. Периодом наиболее оживленного движения на большинстве городских и внегородских дорог обычно является 16-часовой отрезок времени в течение суток (примерно с 6 до 22 ч). В условиях перенасыщения УДС транспортным потоком на ряде магистралей Москвы и других крупных городов в течение практически всего активного периода суток наблюдается "пиковая" интенсивность (линия 3 на рис. 1), сопровождающаяся заторовыми явлениями.
Временная неравномерность транспортных потоков может быть охарактеризована соответствующим коэффициентом неравномерности Кн. Этот коэффициент может быть вычислен для годовой, суточной и часовой неравномерностей движения. Неравномерность может быть выражена как доля интенсивности движения, приходящейся на данный отрезок времени, либо как отношение наблюдаемой интенсивности к средней за одинаковые промежутки времени.
На дорогах с более высоким уровнем интенсивности движения транспортных средств меньше неравномерность движения и стабильнее интенсивность в пиковые периоды.
1. Изменение интенсивности в течение суток на городской магистрали радиального направления: 1 – движение из центра; 2 – движение к центру; 3 – движение в условиях перенасыщения транспортным потоком
2. Примерное изменение интенсивности транспортного потока в течение года: 1 – на дороге федерального значения; 2 – на дороге областного значения