Раздел iii. транспортно-экспедиционная деятельность.
Глава 3.1. Основы организации транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО)
Основные понятия и терминология ТЭО
Как уже указывалось ранее, транспортно-экспедиционное обслуживание практически во всех случаях доставки грузов обязательно сопутствует процессу перевозки. Транспортно-экспедиционная деятельность заключается в предоставлении посреднических услуг в сфере товарообмена. Различные торговые посредники являются субъектами рынка товаров и обеспечивают возможность получения (купли товаров) покупателями у производителей (продавцов). Посредники-экспедиторы являются субъектами рынка услуг и обеспечивают (вместе с перевозчиками) доставку товаров от продавцов до покупателей. В последние годы в связи с глобализацией экономики, расширением внешнеторговых связей, увеличением объемов перевозок в смешанном сообщении и т.п. роль ТЭО усиливается. Для России с ее огромными просторами, ростом межрегиональных экономических связей, увеличением числа мегаполисов и городов-миллионников значение ТЭО как организатора наиболее эффективного способа доставки грузов при использовании одного или нескольких видов транспорта достаточно велико.
ТЭО – деятельность, охватывающая весь комплекс операций и услуг по обеспечению доставки груза (товара) от производителя (отправителя) до потребителя (получателя), т.е. и собственно перевозочный процесс и все сопутствующие ему операции ТЭО заключаются в выполнении различных видов обслуживания, транспортно-экспедиционных операций и услуг.
Транспортно-экспедиционная операция – элементарное, законченное, периодически повторяющееся действие, обеспечивающее ТЭО.
Транспортно-экспедиционная услуга – отдельная операция или группа операций, непосредственно направленная на удовлетворение определенной потребности клиента в транспортной экспедиции и характеризующаяся наличием необходимого технологического, экономического, информационного и правового обеспечения.
Вид транспортной услуги – совокупность однородных ТЭУ, характеризующихся общими технологическими признаками.
Экспедитор – сторона договора экспедиции, организующая и предоставляющая транспортно-экспедиционные услуги (ТЭУ).
Потребители транспортно-экспедиционных услуг (заказчики, клиенты) – физические или юридические лица, для которых экспедитор осуществляет ТЭУ по договору транспортной экспедиции.
Грузоотправитель – потребитель ТЭУ, уполномоченный по договору транспортной экспедиции на сдачу договора экспедитору.
Грузополучатель – потребитель ТЭУ, уполномоченный по договору транспортной экспедиции на прием груза от экспедитора.
Карго – груз (карго-трансфер – при перевозках с перевалкой в смешанном сообщении, карго-транзит – в прямом сообщении).
Консолидация – укрупнение мелких партий грузов в контейнер или фургон под пломбой.
Транспортно-экспедиционное обслуживание бывает 3 видов: собственно транспортное (рассмотрено в предшествующих разделах и главах), экспедиционное и посредническое.
Экспедиционное – включает в себя:
- подготовительное (подготовка груза к перевозке, прием и сдача груза);
- складское (маркировка, консолидация, т.е. укрупнение партий грузов, хранение);
- экспедиционное (охрана и сопровождение грузов, оформление документов, расчетные операции).
Посредническое включает в себя:
- организационное (организация и координация доставки, попутная загрузка);
- консультационное (выбор вида и типа транспортного средства, оптимального маршрута доставки, обзор и прогнозирование рынка услуг);
- информационное (слежение за грузом, уведомление о движении и т.п.).
Услуги транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭУ) классифицируются следующим образом:
по взаимосвязи с деятельностью организации (перевозочные, неперевозочные);
по виду потребления (внутренние, внешние);
по характеру деятельности (технологические, информационно-справочные, коммерческие, сервисные).
Коммерческие услуги включают в себя выполнение расчетов с перевозчиками от имени грузоотправителя и грузополучателя; ведение учета и отчетности для клиента; страхование груза; продажа клиенту тары или упаковки; выполнение функций коммерческого посредника между изготовителями и потребителями, например, выкуп продукции оптом с последующей реализацией ее потребителям; продажа груза, который невозможно было доставить; продажа предупредительных знаков и других вспомогательных средств, необходимых для организации перевозок; установка доставленного получателю оборудования; предоставление в аренду техники (ТС, транспортного оборудования, ПРМ и т.д.)
К сервисным услугам относится бронирование и предоставление номеров в гостиницах; оказание визовой поддержки при международных перевозках; организация питания и отдыха водителей и экспедиторов; организация охраняемой стоянки ПС; оказание медицинской помощи; заправка в пути следования ТС топливом и расходными материалами; организация при необходимости в пути работ по техническому обслуживанию и ремонту ПС.
Классификация субъектов (участников) ТЭО показана на рис 3.1.1.
Транспортно-экспедиционные компании – организации, оказывающие широкий спектр услуг, связанных с доставкой груза от отправителя до получателя.
Агентские (брокерские компании) – организации, оказывающие услуги, связанные с использованием ТС, их эксплуатацией и арендой.
Страховые компании – организации, предоставляющие услуги по страхованию грузов, ТС и ответственности перевозчика или экспедитора, с целью создания для субъектов, участвующих в доставке груза, гарантии компенсации предполагаемых при перевозке убытков и упрощения получения такой компенсации.
Стивидорные компании – организации, предоставляющие услуги по осуществлению ПРР и располагающие комплексом необходимых для их осуществления средств.
Тальманские компании – организации, предоставляющие услуги по подсчету груза при погрузке на судно и выгрузке с него. Обычно к услугам тальманов прибегают при приеме и сдаче грузов, перевозимых по счету грузовых мест (ГМ). На основе документов по учету грузов происходит разбор претензий и исков, касающихся недостачи грузов.
Ассоциации сюрвейеров – организации, предоставляющие услуги, связанные с обследованием ТС, транспортного оборудования и грузов с целью выявления их состояния (на момент осмотра), которое подтверждается сюрвейерным актом. Сюрвейерный акт служит одним из доказательств при разрешении споров в случае порчи, повреждения или утраты объекта.
Характеристика востребованности (спроса) на рынке транспортно-экспедиционных услуг автомобильного транспорта приведена в табл. 3.1.1.
Таблица 3.1.1.
Характеристика спроса
Виды услуг | Наличие спроса | Стабильность | Характер | |||
постоянно | Ограни-ченно | стабильно | Эпизо- дически | массовый | Индиви-дуальный | |
Погрузочно-разгрузочные | – | + | + | – | – | + |
Перевозочные | + | – | + | – | + | – |
Подготовительно-заключительные | + | – | + | – | + | – |
Складские | – | + | – | + | – | + |
Экспедиционные | + | – | + | – | + | – |
Посреднические | – | + | – | + | – | + |
Консультационные | – | + | + | – | + | – |
Информационные | + | – | + | – | + | – |
Погрузочно-разгрузочными услугами пользуется ограниченных круг получателей небольших партий грузов. Услуги по транспортированию (перевозке) предоставляются постоянно, т.к. на них стабильный массовый спрос, это же относится и к подготовительно-заключительным услугам. Складские услуги предоставляются через терминалы при перевозках мелкопартионных грузов. На экспедиционные услуги стабильный и массовый спрос, хотя число пользователей ограниченно. На организационно-посреднические услуги спрос чаще всего возникает при международных и междугородных перевозках в смешанном сообщении. Консультационно-аналитические услуги (выбор подвижного состава, определение оптимального способа и маршрута доставки) пользуются стабильным и массовым спросом и имеют тенденцию к росту, т.к. дают клиенту возможность выбора нужного и экономически выгодного ему варианта доставки груза. Информационными услугами пользуются практически все клиенты, потому что это дает им возможность оперативного слежения за прохождением грузов.
Некоторую специфику при выполнении международных перевозок и транспортно-экпедиционного обслуживания имеет классификация грузов по сравнению с приведенной ранее в параграфе 1.2.1.
Так, они делятся по природному происхождению, биохимическому составу, степени обработки и потребительскому назначению.
По природному происхождению это: грузы минерального, животного и растительного происхождения. По биохимическому составу – неорганические (минеральные) и органические (животного и растительного происхождения). По степени обработки - сырье, полуфабрикаты и изделия. По потребительскому назначению - продовольственные и промышленные.
Помимо этого существуют также классификации торговая, тарифная и транспортная.
Транспортная производится по способам перевозки и перегрузки грузов и включает в себя генеральные, массовые и специальные грузы. Генеральные грузы – штучные в упаковке (тарно-упаковочные в мешках, коробках, ящиках) и без таковой в укрупненных грузовых и транспортных единицах (на поддонах, в пакетах и контейнерах), а также рутинные (обычные) грузы.
Генеральные грузы в зависимости от транспортных характеристик и физико-химических свойств, расстояния перевозки, направления перевозки и используемых видов транспорта можно также разделить на контейнерно пригодные грузы, контейнерно непригодные грузы и грузы, которые целесообразно перевозить укрупненными единицами, а также грузы погрузку и выгрузку которых следует производить своим ходом или методом буксировки (автомобильная и сельскохозяйственная техника, транспортное и строительное оборудование и т.п.).
Исследования (перечень литературы, №18) показали, что доставка грузов в прямом автомобильном сообщении на расстояние 500 км осуществляется в 7 раз быстрее чем железнодорожно-автомобильном и в 3 раза – чем в прямом железнодорожном. Такая же тенденция сохраняется и при внутри российских и международных перевозках.
Однако все это может быть достигнуто только при условии организации высококачественного ТЭО. Транспортно-экспедиционное обслуживание при внутри российских перевозках (городских и пригородных, магистральных) достаточно подробно рассмотрено в гл. 1.1, 2.4, 2.10. В последующих главах данного раздела освещаются вопросы организации ТЭО при смешанном и международном сообщениях и обслуживании населения.