Дорожные условия эксплуатации
Дорожные условия определяют режимы работы агрегатов автомобилей. Они характеризуются технической категорией дороги, видом и качеством дорожного покрытия и рельефом местности (расположением дороги по высоте над уровнем моря).
Категории автомобильных дорог отличаются значениями показателей, представленных в табл. 4.1.
Итак, автомобильные дороги в зависимости от значений указанных в табл. 4.1 показателей, их народнохозяйственного и административного значения подразделяются на пять основных категорий. Категория I в свою очередь имеет две подкатегории: I-а и I-б. При этом к категории I-а относятся наиболее совершенные магистральные автомобильные дороги общегосударственного значения, в том числе предназначенные для международного сообщения. К остальным категориям относятся прочие дороги общегосударственного, республиканского, краевого и областного, а также местного значения.
На все вновь строящиеся автомобильные дороги на территории России установлены специальные строительные нормы и правила. Это СНиП 2.05.02-85, введенные в действие с 1 января 1987 года.
Проезжая часть дороги, для движения автомобилей, имеет дорожную одежду, состоящую, как правило, из нескольких слоев покрытия (верхний – наиболее прочный слой). На основе положений СНиП 2.05.02-85 дорожная одежда должна отвечать определенным требованиям, предъявленным к автомобильной дороге как транспортному сооружению.
По виду и качеству верхних покрытий автомобильные дороги делятся также на пять групп и обозначаются русской буквой ”Д” с цифровым символом, соответствующим группе вида и качества покрытий:
Д1-капитальные цементобетонные монолитные, железобетонные или армобетонные сборные, асфальтобетонные, мостовые из брусчатки и мозаики на бетонном основании;
Д2-из битумоминеральных смесей (асфальт), в том числе со щебнем и гравием, из холодного асфальтобетона;
Д3–из щебеня, гравия и песка, обработанных вяжущими добавками, из дегтебетона;
Д4–из булыжника, колотого камня, малопрочных каменных материалов, в том числе обработанных вяжущими добавками;
Д5-естественные грунтовые дороги, деревянные настилы.
Таблица 4.1
Основные технические характеристики автомобильных дорог (по СНиП 2.05.02-85)1 | |||||||||
Показатели | Категория дороги | ||||||||
I | II | III | IV | V | |||||
I-а | I-б | ||||||||
Перспективная среднесуточная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях, авт/сут | Более | Более | 3000- | 1000- | 100- | Менее | |||
Расчетная скорость движения, км/ч: основная для трудных участков пересеченной местности для трудных участков горной местности | |||||||||
Число полос движения | 4;6;8 | 4;6;8 | |||||||
Ширина полосы движения, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,5 | НР | ||||
Ширина проезжей части (в обоих направлениях), м | 22,5 | 22,5 | 7,5 | 7,0 | 6,0 | 4,5 | |||
Ширина обочин, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 2,5 | 2,0 | 1,75 | |||
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м | 6,0 | 5,0 | НР | НР | НР | НР | |||
Ширина земляного полотна, м | 28,5 43,5 | 27,5 42,5 | |||||||
Наибольшие продольные уклоны, %: основные на трудных участках пересеченной местности на трудных участках горной местности | 3,0 4,0 6,0 | 4,0 5,0 7,0 | 4,0 5,0 7,0 | 5,0 6,0 8,0 | 6,0 7,0 9,0 | 7,0 9,0 10,0 | |||
Наименьшее расстояние видимости встречного автомобиля, м: основное на трудных участках пересеченной местности на трудных участках горной местности | НР | ||||||||
Наименьшие радиусы кривых в плане, м: основные в горной местности | |||||||||
Наименьшие радиусы вертикальных выпуклых кривых (в продольном профиле), м: основные в горной местности | |||||||||
Наименьшие радиусы вертикальных вогнутых кривых (в продольном профиле), м: основные в горной местности | |||||||||
1 Условное обозначение : НР - не регламентируются. | |||||||||
Покрытия группы Д1 используется для дорог I-III категорий; Д2-II-IV категорий; Д3-III-IV категорий; Д4-IV-V категорий; Д5-V категории.
Типы рельефов местности, где расположена автомобильная дорога, определяются высотой над уровнем моря и условно обозначаются русской буквой “Р” с цифровым символом, соответствующим рельефу местности:
Р1-равнинный (до 200м);
Р2-слабо холмистый (от 200 до 300м);
Р3-холмистый (от 300 до 1000м);
Р4-гористый (от 1000 до 2000м);
Р5-горный (более 2000м).
Основным количественным показателем дорожных условий является коэффициент сопротивления качению f. Он характеризует энергетические затраты на перемещение автомобиля по дороге.
Для горизонтального участка дороги значение коэффициента сопротивления качению вычисляется по формуле:
( 4.1 )
где – сила сопротивления качению, Н; – вес автомобиля, Н.
Коэффициент f является стабильной величиной для конкретной дороги, т.е. он очень незначительно зависит от типов и особенностей автомобилей при условии обеспечения номинального давления воздуха в шинах, рекомендуемого заводом-изготовителем автомобиля.
В свою очередь давление воздуха в шинах существенно влияет на величину коэффициента f (табл. 4.2)
Таблица 4.2
Значение коэффициента сопротивления качениюfколесного