Эксплуатация крупнотоннажных контейнеров
Перевозки грузов в контейнерах грузоподъемностью 10, 20, 30 т и более впервые начали осуществлять в конце 50-х годов ХХ в. в США. Экономические преимущества перевозок были настолько очевидны, что и в США и в европейских странах началось бурное строительство крупнотоннажных контейнеров, а также подвижного состава и грузоподъемных средств для их доставки и перегрузки. За десятилетие (1965…1975 гг.) были созданы специализированные средства контейнерной транспортной системы: подвижной состав (суда морские и речные, железнодорожные платформы, автомобильные составы, самолеты); контейнерные терминалы (порты, железнодорожные и автомобильные станции, контейнерные пункты); перегрузочная и складская техника (перегружатели, автоконтейнеровозы и др.).
На внутреннем водном транспорте преимущественное развитие получили перевозки грузов в среднетоннажных контейнерах грузоподъемностью 2,5 (3) и 5 т. В 1971 г. начались регулярные перевозки грузов в крупнотоннажных контейнерах на линиях Красноярск — Дудинка и Осетрово — Якутск. Затем они получают развитие и в других бассейнах. Первые опытные контейнеры грузоподъемностью 20 т были изготовлены в 1970 г. на Красноярской судоверфи Минречфлота РСФСР.
Загружают крупнотоннажные контейнеры отдельными местами тарно-штучных грузов или пакетами, сформированными на поддонах. Укладка грузов должна быть плотной, не допускающей свободного перемещения отдельных мест или пакетов при динамических воздействиях на контейнер. Тяжеловесные места, как правило, в контейнерах не перевозят, однако по просьбе грузоотправителя в отдельных случаях разрешается погрузка некоторых тяжеловесных грузов с условием тщательного крепления их и изготовлением устройств, предотвращающих сосредоточенные нагрузки.
Для плавного заезда погрузчика в контейнер последний прикрепляют за фитинги к рампе склада или грузовой платформе, а перед дверным проемом устанавливают наклонный переходный мостик (аппарель).
На каждый загруженный контейнер грузоподъемностью 10т и более оформляют отдельный транспортный документ.
При складировании крупнотоннажные контейнеры устанавливают на ровное место с твердым покрытием; опора должна быть на все четыре угловые фитинга.
Крупнотоннажные контейнеры в портах Московском Южном, Перми, С-Петербурге, Красноярске, Осетрово, Дудинке, Ленске и Якутске успешно перегружают портальными кранами грузоподъемностью 16/27 т типа «Ганц», оснащенными специальными траверсами. В 1976…1977 гг. в Красноярском, Якутском и Осетровском портах смонтированы специальные контейнерные перегружатели производства бывшей ГДР.
Контейнеры грузоподъемностью 20 т перемещают с помощью автотягачей и низкорамных шасси или специальных внутрипортовых контейнеровозов, способных поднимать, перемещать и складировать контейнеры.
Для перевозки крупнотоннажных контейнеров на неспециализированных судах необходимо подкреплять палубу (у палубного судна) или слань (у трюмного судна), чтобы не продавить угловыми фитингами покрытие палубы или обшивку трюма. При установке контейнера на судно целесообразно использовать деревянные подкладки вдоль бортов между угловыми фитингами.
С 1977 г. на реках эксплуатируют суда-контейнеровозы вместимостью 50 крупнотоннажных контейнеров, а с 1980 г. — вместимостью 70 контейнеров грузоподъемностью по 20 т.
Использование крупнотоннажных контейнеров в Ленском и Енисейском бассейнах позволило значительно сократить число крытых вагонов для перевалки тарно-штучных грузов в Красноярском и Осетровском портах.
Объем перевозок грузов в контейнерах систематически возрастает. Построены новые специализированные суда – контейнеровозы, механизированы и автоматизированы контейнерные терминалы, перевозки грузов в контейнерах осуществляются в значительных объемах по технологии «от двери до двери». Все это в значительной степени повышает качество и эффективность перевозок грузов.