Порядок проектирования комплексной механизации строительства и определение параметров ведущих и вспомогательных машин.
Комплексная механизация - является основным средством индустриализации строительства. Задачи: 1. Повышение производительности; 2. повышение технического уровня; 3. снижение доли ручного труда; 4. снижение себестоимости и повышение качества.
Выбор машин для комплексной механизации должен обеспечивать непрерывность работы всех машин с максимальной производительностью. Только правильный учет условий конкретного строительства в сочетании с характером сооружений, наиболее совершенными методами производства, заданным объемом и темпом выполнения работ обеспечивает высокую эффективность выбора дорожно-строительной техники.
При проектировании организации строительных работ можно принять следующий порядок выбора комплекта машин: – намечают, исходя из конкретных условий, возможные варианты комплексной механизации с применением различных ведущих машин, которые выполняют основные операции данного процесса и работа которых определяет общий темп работ; – к выбранным ведущим машинам подбирают необходимые комплектующие машины и механизмы, обеспечивающие работу ведущих машин и выполняющие вспомогательные и подсобные операции; – исходя из объема и заданного темпа работ определяют количество ведущих машин и соответственно вспомогательных и других машин.
Комплексная механизация технологических процессов предусматри-вает подбор типов основных машин, определение их количества расчётом и взаимоувязка со вспомогательными (механизмами).
Основные расчётные параметры:
V - объём работ; T - время работы; I – интенсивность; Q – трудо-ёмкость; Пэ – эксплуатационная производительность расчётных машин
Расчёт производится для частных и специализированных потоков по каждому технологическому комплексу работ.
Типы машин выбираются по техническим характеристикам, которые можно найти в справочной литературе или в технических паспортах.
Ведущие машины определяют общую производительность комплекта и директивный срок выполнения работ, вспомогательные обеспечивают бесперебойную работу ведущей машины. Следовательно,
где: Пвсп.маш - производительность вспомогательной машины; Пвед.маш. - производительность ведущей машины.
Причем производительность ведущей машины должна быть не меньше требуемой часовой производительности Птч
Количество ведущих машин в комплекте пв.м можно определить по формуле
где: QCM - сменная норма выработки продукции; gэ.cм - сменная эксплуатационная производительность одной ведущей машины.
Количество вспомогательных машин комплекта определяется для каждого вида вспомогательных работ:
где Qвсп - объем вспомогательных работ, единица продукции за время Т; i - номер вида вспомогательных работ;
Kм - коэффициент, характеризующий степень механизации вспомогательных работ и определяемый как отношение объема работ данного вида, выполняемых механизированным способом, к общему объему этих работ;
gэ - часовая эксплуатационная производительность машины, выполняющей i-й вид вспомогательных работ. В некоторых случаях количество вспомогательных машин определяется из соотношения часовых эксплуатационных производительностей ведущих и вспомогательных машин. Так, например, определяют число самосвалов, которые должны включаться в комплект для работы с землеройной машиной.
Аналогичным образом определяется количество машин для любых комплектов.
Наивыгоднейшим вариантом комплекта машин, используемого в определенных условиях эксплуатации, является тот, для которого показатель, принятый критерием эффективности, имеет экстремальное значение.
Основными показателями при определении эффективности использования парка машин обычно считают стоимостные, ибо себестоимость, в конечном счете, характеризует все виды материальных и трудовых затрат.
Используют наиболее обобщающий показатель - общие приведенные затраты.
Наиболее эффективным считается комплект, по которому приведенные затраты являются наименьшими
где: 3j - приведенные затраты по i-му варианту;
j - номер варианта комплекта;
Сj - себестоимость работ по j-му варианту, тн.;
Ен - нормативный коэффициент эффективности капиталовложений;
Фi - балансовая стоимость i-й машины j-го варианта комплекта машин, тн.;
Т°i - число смен работы i-й машины j-го варианта на объекте;
Tгi - годовое число смен работы i-й машины j-го варианта по норме;
п - число машин в комплекте.
Графически структуру комплексной механизации можно представить в виде цепочек взаимосвязанных комплектов машин. Структура может быть простая или комбинированная. В комплекте машины могут взаимодейство-вать последовательно или параллельно.
При взаимодействии по последовательной схеме простой одной маши-ны вызывает простой всего комплекта. Машины в параллельной схеме рабо-тают независимо друг от друга, кроме основной (ведущей).
№ пп | Схема | Краткое описание | Условие согласования машины в комплекте по производительности |
1. | ОМ и несколько параллельно работающих ВМ nj-число машин | N-число вспомогат. машин k-число типоразмеров j-типоразмеры; Σnj=N | |
2. | ОМ и несколько последовательно работающих ВМ | Пэк≤Пэо≤Пв1≤Пв2≤Пв3≤ …≤ПвN | |
3. | ОМ и несколько параллельных цепей последовательно работающих ВМ | с - число параллельных цепей | |
4. | Основная машина с комплектом сменного навесного оборудования (НО) N - число типов НО | Tj-продолжительность работы каждого типа НО | |
5. | За ОМ параллельно работает несколько ВМ, а так же последовательно работающие ВМ | Пэк≤Пэо≤ ≤ Пвк+1≤ …≤ПвN | |
6. | Несколько ОМ и цепочка последовательно работающих ВМ | ≥ Пв1≥ Пв2≥ Пв3≥ …≥ ПвN | |
7. | ОМ работает после ВМ, а за ней работает еще несколько ВМ | Пв≥ Пэо> ·nj |
Условные обозначения: - основная машина (ОМ); - вспомогательная машина (ВМ).
Основные схемы комплектования средств механизации СМР
1.Основная машина и несколько параллельно работающих вспомогательных машин.
2.Основная машина и несколько последовательно работающих вспомогательных машин.
3.Основная машина и несколько параллельных цепей последовательно работающих вспомогательных машин.
4. Основная машина с комплектом сменного навесного рабочего органа.
5. За первой основной машиной параллельно работает несколько вспомогательных: в процессе участвуют также последовательно работающие вспомогательные машины.
6. Несколько основных машин и цепочка параллельно работающих вспомогательных.
7. Основная машина работает после вспомогательной. За основной машиной работает несколько вспомогательных.
Комплексная механизация транспортирования, погрузки и разгрузки сыпучих, штучных и тарных грузов: оборудование, технологические возможности, схемы работы и условия эффективного использования оборудования.
Перемещение грузов осуществляется следующими видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, речным и морским, воздушным, конвейерным, трубопроводным (пневматическим и гидравлическим), специальным (подвесным и монорельсовыми дорогами). Процесс перемещения состоит из операций подготовки груза к транспортированию, погрузки-выгрузки, складских и собственно перевозочных операций. Объем и характер этих операций во многом зависят от вида транспорта. На выбор транспортных средств и организацию складского хозяйства влияют величина и характеристика грузооборота, дальность и сроки доставки грузов, размеры необходимых капиталовложений и эксплуатационных расходов, наличие путей сообщения, особенности производства и характер технологического процесса.
Железнодорожный транспорт наиболее эффективен при перевозках грузов на дальние расстояния. Крытые вагоны предназначены для перевозки грузов, требующих предохранения от атмосферных осадков. Погрузка вагонов в этом случае выполняется через четыре верхних загрузочных люка, расположенных на крыше вагона.
Платформы служат для транспортировки тяжеловесных, громоздких, длинномерных грузов, легковых автомобилей, контейнеров и др. Они имеют металлические или деревянные борта и стоечные скобы, предназначенные для крепления грузов.
Полувагоны служат для доставки массовых насыпных и штабельных грузов: угля, руды, кокса, лесоматериалов, строительных изделий и др. Полувагон имеет цельнометаллический кузов или кузов с деревянной обшивкой, торцовые двери, нижние разгрузочные люки, закрывающиеся гофрированными металлическими откидными крышками с запорными устройствами. На внутренней стороне боковых стен кузова имеются лесные скобы для установки деревянных стоек при перевозке лесоматериалов и штабельных грузов.
Автомобильный транспорт в ряде случаев более экономичен, удобен в эксплуатации, чем железнодорожный, и позволяет перевозить грузы от места производства до места потребления без промежуточных перевалок. Автомобильные перевозки играют главную роль в местном и внутрирайонном сообщениях, а также во взаимодействии с железнодорожным и водным транспортом. Расстояние между автомобилями (прицепами), стоящими под погрузкой или выгрузкой, должно быть не менее 1 м. Навалочные грузы следует размещать не выше бортов автомобиля. Штучные грузы при погрузке выше бортов должны быть увязаны веревкой. Допускаемая высота автомобиля с грузом от поверхности дороги не более 3,8 м, а максимальная ширина груза (при открытых и закрепленных бортах) – 2,5 м . Длинномерные грузы, превышающие длину кузова автомобиля более чем на 2 м, перевозят с прицепами или полуприцепами. Если длина груза более 6 м, его необходимо крепить к прицепу.
Трубопроводный транспорт используется для транспортировки насыпных и некоторых штучных грузов на относительно короткие расстояния, а наливных и газообразных грузов – на значительные расстояния.
Конвейерный транспорт используют для транспортировки насыпных грузов из карьеров и рудников к обогатительным фабрикам, морским и речным причалам. Для этих целей чаще всего используют ленточные конвейеры. Наибольшая длина одной секции конвейера достигает 4,5 км, а конвейерных линий – до 100 км и более.
Подвесные канатные дороги позволяют эффективно транспортировать грузы в сильно пересеченной местности, через реки, болота и т.п.
Воздушным транспортом чаще всего перевозят скоропортящиеся грузы, а также отдельные грузы на дальние расстояния и в труднодоступные районы.
Потребность выделить погрузочно-разгрузочные машины в отдельную группу из общего класса подъемно-транспортных машин, имеющих более широкую область применения, вызвана специфичностью погрузочно-разгрузочной техники, особенностями ее дальнейшего развития в связи с необходимостью более полной механизации работ и появлением целого ряда машин узкого назначения.
По назначению погрузочно-разгрузочные машины разделяют на две группы: общего назначения и специализированные. Машины общего назначения используют для переработки различных видов грузов; специализированные машины приспособлены для выполнения лишь одной операции (вагоноопрокидыватели) или переработки только определенного вида груза (пневматические установки для цемента).
По характеру перемещения груза различают погрузочно-разгрузочные машины периодического (циклического) и непрерывного действия.
Машины периодического действия перемещают груз отдельными порциями. Их рабочий цикл состоит из нескольких повторяющихся в определенной последовательности операций: захвата груза, перемещения его к месту выгрузки, освобождения от груза, возвращения машины или рабочего органа к месту захвата очередной порции груза. К машинам циклического действия относятся краны всех типов, универсальные вилочные погрузчики, электроштабелеры, одноковшовые погрузчики, вагоноопрокидыватели и пр.
Машины непрерывного действия перемещают груз равномерно, непрерывным потоком, не останавливая рабочий орган для захвата и освобождения груза. К ним относятся конвейеры, элеваторы, многоковшовые погрузчики, установки пневматического и гидравлического транспорта.
Погрузочно-разгрузочные машины разделяют на стационарные и передвижные (самоходные и прицепные). В качестве силовых установок на них применяют электродвигатели постоянного и переменного тока, карбюраторные и дизельные двигатели внутреннего сгорания. В зависимости от типа силовой передачи различают машины с механическим, электромеханическим, гидравлическим и пневматическим приводом, а от типа ходового оборудования – на автомобильном, пневмоколесном, гусеничном и железнодорожном ходу.
По основным эксплуатационным признакам все средства механизации погрузочно-разгрузочных работ на транспорте могут быть разделены на следующие группы:
1. Краны, оборудованные грузозахватными устройствами для выполнения погрузочно-разгрузочных операций со штучными и насыпными грузами:
стационарные (мостовые, козловые, портальные, краны-штабелеры);
передвижные (автомобильные, пневмоколесные, на спецшасси автомобильного типа, гусеничные, железнодорожные, бортовые манипуляторы).
2. Самоходные погрузчики периодического действия:
средства напольного транспорта (автопогрузчики, электропогрузчики, электрические тележки);
одноковшовые погрузчики.
3. Погрузчики непрерывного действия (конвейерного типа). Применяются для погрузки в транспортные средства как насыпных, так и тарно-штучных (мешкопогрузочные машины) грузов. Основными рабочими органами являются ковшовые, ленточные или скребковые конвейеры и питатели непрерывного действия: шнековые, конвейерно-скребковые, роторно-ковшовые и др. Выпускаются самоходные передвижные погрузчики напневмоколесном и гусеничном ходу и стационарные (с ограниченным рабочим радиусом передвижения).
4. Вагоноразгрузочные машины для выгрузки насыпных, порошкообразных и мелкокусковых грузов:
зачерпывающего или выгребающего действия, рабочие органы которых зачерпывают или выгребают груз, удаляя его за пределы вагона непосредственно или при помощи дополнительных транспортирующих органов;
вагоноопрокидыватели, выгружающие груз из вагона под действием силы тяжести;
инерционного действия, сообщающие вагону колебательное движение, при котором происходит его постепенная разгрузка от действия на частицы груза сил инерции;
пневморазгрузчики – устройства для пневматической выгрузки из вагона порошкообразных грузов по трубопроводу в струе разряженного или сжатого воздуха;
гидроразгрузчики, служащие для выгрузки песка, сахарной свеклы и других грузов при помощи водяной струи, подаваемой в вагон специальной водобойной установкой.
Тарно-штучные грузы перевозятся в крытых универсальных вагонах, а хранятся в крытых прирельсовых и ангарных складах. Способы складирования груза – напольный и стеллажный.
Средствами механизации перегрузки тарно-штучных грузов являются:
· для работ в крытых вагонах – электропогрузчики с низким подъемом вил;
· для перемещения и штабелирования в складах – электропогрузчики с высоким подъемом вил, напольные электроштабелеры;
· для обслуживания стационарных стеллажей – мостовые и стеллажные штабелеры;
· для транспортных операций в складах – ленточные, тележечные, толкающие и подвесные конвейеры, электрокары, устройства на воздушной подушке;
Современные технические направления совершенствования погрузочно-разгрузочных работ (ПРР) включают:
пакетирование тарно-штучных грузов на поддонах и без них посредством обвязывающих материалов, термоусадочной пленки, с применением подкладных листов;
укрупнение пакетов штучных грузов, металлопроката цветных металлов (труб, проволоки);
использование ангарных, особенно высотных ангарных складов с участками напольного и автоматизированного стеллажного хранения.
Навалочным (сыпучим), называют груз, перевозимый без предварительной упаковки и допускающий хранение в штабелях или бункерах. В зависимости от условий перевозок и хранения навалочные грузы условно делят на две группы. К первой группе относят те грузы, которые преимущественно перевозят в полувагонах, на платформах и хранят на открытых складах в штабелях или отвалах (уголь, торф, щебень, гравий, песок, бутовый камень, глина, сахарная свекла и др.). Во вторую группу входят грузы, которые перевозят в крытых или специальных вагонах, хранят в закрытых складах, элеваторах или под навесом (зерно, цемент, алебастр, мел, минеральные удобрения, картофель и др.). При хранении, транспортировке и погрузочно-разгрузочных работах с навалочным грузом необходимо учитывать: размер и форму частиц; гранулометрический состав или кусковатость; насыпную плотность; угол естественного откоса; абразивность; коррозионность; липкость; ядовитость; взрывоопасность; смерзаемость; слеживаемость и др.
Насыпью перевозят грузы, представляющие собой однородную массу фракционных составляющих твердых частиц в форме порошка, зерен, гранул, капсул, обладающих подвижностью (сыпучестью). Навалом в непакетированном виде повагонными отправками перевозят грузы, которые грузят без счета мест (штук) и которые по своим физическим свойствам не могут быть отнесены к насыпным грузам.
Грузы, не требующие защиты от атмосферных осадков, перевозят навалом и насыпью в открытом подвижном составе, в том числе в специализированных открытых вагонах (например, думпкары, хоппер-дозаторы). Перевозка грузов в специализированных вагонах, в том числе с глухим кузовом, разрешается при наличии у грузополучателей средств разгрузки.