Предмет и задачи экспертизы обстоятельств ДТП
Современные возможности судебной автотехнической экспертизы определены, прежде всего, пределами компетенции в экспертном рассмотрении дел о ДТП, а также совокупностью материалов и исходных данных предоставляемых эксперту для производства экспертизы. Пределы компетенции эксперта-автотехника установлены программами подготовки экспертов по специальностям: 13.1. "Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия", утвержденной приказом министра юстиции Российской Федерации № 154 от 20.04.2004 г.
Судебная экспертиза обстоятельств ДТП включает экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций, расчет параметров движения ТС, иных объектов и пешеходов в процессе ДТП, а также анализ действий и возможностей водителей.
Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП — фактические данные об обстоятельствах ДТП, загруженности, техническом состоянии ТС, скорости его движения, покрытии проезжей части, его состоянии, продольном и поперечном профилях проезжей части, режиме движения ТС и т.д.
В рамках судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:
- определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
- определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
- определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
- установление технической возможности предотвращения ЛТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
- определение взаимного расположения ТС в различные моменты ДТП;
- определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
- установление момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (наезда на препятствие, столкновения ТС, опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные познания в проведении соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента;
- определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
- определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
- какие именно действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими именно требованиями Правил порожного движения (ПДД РФ) они регламентированы;
- установление того, как должен был действовать водитель и цругие участники дорожного движения в сложившейся ДТС с точки зрения ПДД РФ;
- определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД РФ и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности дорожного движения;
- установление технической возможности у водителя в момент указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, регламентированные ПДД РФ для избежания происшествия;
- установление технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, определенный органом (лицом), назначившим экспертиз} момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или препятствия);
- определение причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение, опрокидывание и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей;
- установление технической возможности предотвращения ДТП не только по исходным данным, указанным органом (лицом), назначившим экспертизу, но и по полученным экспертом расчетным путем результатам, в том числе и по нескольким вариантам обстановки происшествия, вытекающим из материалов дела. На противоречивость исследованных вариантов эксперт указывает в своем заключении;
- определение причин и условий, связанных с организацией дорожного движения, способствующих совершению ДТП.
Вопросы, выходящие за пределы компетенции эксперта-автотехника:
- вопросы, для решения которых требуются познания из других областей науки и техники, т.е. вопросы, относящиеся к другому виду экспертизы (например, медицинской, трасологической, товароведческой), выходят за пределы компетенции эксперта-автотехника.
- эксперт не может решать вопросы о наличии и степени вины участников происшествия или об отношении их к своим действиям (например, являются ли эти действия результатом невнимательности, умысла, неопытности, самонадеянности и т.п.), их решают только следователь и суд.
- эксперт не вправе проводить исследование и делать выводы на основании отдельных имеющихся в материалах дела, но не указанных в постановлении показаний об обстоятельствах происшествия, если его выводы не подтверждаются результатами исследования, основанного на других имеющихся в деле данных.
Отдельные из приведенных задач экспертизы обстоятельств ДТП можно решить только после решения соответствующих задач другими видами САТЭ либо приведенными выше судебными экспертизами, не относящимися к классу транспортных. Например, все вопросы, связанные с исследованием процесса торможения и возможности управления ТС, можно решить лишь после определения технического состояния ТС. Если подобные данные отсутствуют в постановлении (определении) о назначении экспертизы и материалах дела, то необходимо производство судебной экспертизы технического состояния ТС, а в отдельных случаях и металловедческой. Для квалификации действий водителей ТС зачастую необходимо вначале провести судебную экспертизу следов на ТС и месте ДТП по определению механизма ДТП и т.д. Большое значение для решения задач данного вида экспертизы имеет судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП, позволяющая учитывать индивидуальные особенности конкретных водителей как физических лиц. Проведение судебной экспертизы технического достояния дороги, дорожных условий на месте ДТП дает возможность учитывать при исследовании основные квалификационные характеристики дороги и их влияние на возникновение ДТС.
Все задачи, решаемые судебной экспертизой исследования обстоятельств ДТП, относятся к категории ситуационных и решаются математическим методом либо методом сопоставления фактических действий участника ДТП с действиями, предусмотренными нормативными актами и правилами.