Военные суда на подводных крыльях
Широко используются «крылатые» корабли и в военных целях. На вооружении советского военно-морского флота состояло более 80 кораблей на подводных крыльях - от малых пограничных катеров типа «Антарес» до ракетных противолодочных кораблей класса «Сокол».
Рис. 5 – Проект «Сокол» |
Рис. 6 – Проект «Антарес» |
Самым известным типом кораблей на подводных крыльях являются малые противолодочные корабли проекта 1145.1 шифр «Сокол», которые зарубежные военные специалисты прозвали «Mukha».
Серийное производство данных кораблей на подводных крыльях стало возможным после разработки, постройки и практических испытаний опытного корабля «Александр Кунахович» проекта 1141. Однако военные корабли проекта 1145.1 с технической точки зрения несколько отличаются от опытного корабля. Во-первых, двигатель состоит из двух газотурбинных установок типа М10Д мощностью по 20000 л.с., и одной М16 мощностью 10000 л.с. с двухскоростным редуктором. Во-вторых, вместо двух бортовых рулей установлен один средний, что улучшило управляемость при ходе на крыльях. В-третьих, изменена геометрия носового и кормового крыльевых устройств, что позволило снизить сопротивление движению корабля. В-четвертых, для обеспечения маневрирования корабля на подводных крыльях на малом ходу установлены две кормовые выдвижные поворотные колонки и носовое подруливающее устройство.
Особенностями малого противолодочного корабля проекта 1145.1 является высокая скорость, опускаемая гидроакустическая станция с большим радиусом действия, мощные средства уничтожения подводных лодок. Эти особенности позволяют кораблю на подводных крыльях в составе поисково-ударной группы осуществлять скачкообразный (вертолетный) поиск подводных лодок. При этом боевой корабль в течение короткого времени способен обследовать акваторию с помощью антенны гидроакустической станции, работающей на сто́пе и спускаемой на глубину наилучшего прохождения гидроакустического сигнала до 200 метров. Закончив обследование выбранного участка, малый противолодочный корабль, подняв антенну, на высокой скорости переходит на новую расчетную точку наблюдения. При этом средняя поисковая скорость заметно выше, чем у кораблей противолодочной обороны с обычными подкильными гидроакустическими станциями. Малые противолодочные корабли на подводных крыльях проекта «Сокол» предназначались для выполнения обеспечения развертывания сил флота, охраны военно-морских баз, охраны ударных кораблей и конвоев, поиск и уничтожение подводных лодок противника в прибрежных районах.
Всего для нужд советского флота на Производственном Объединении «Море» в городе Феодосия было построено три корабля в период с 1981 по 1987 год, два из которых сейчас находятся в составе военно-морского флота Российской Федерации и один был передан ВМС Украины, но официально на вооружение так не был принят. За рубежом катера на подводных крыльях также развития практически не получили.
В США было построено 6 ракетных кораблей на подводных крыльях типа «Пегас», в Италии — 7 РК типа «Спарвьеро», в Израиле — 3 РК типа М161, в Японии — 3 РК типа PG01. Сейчас все они, кроме японских, списаны. Китай наштамповал более 200 торпедных катеров на подводных крыльях типа «Хучуань», они экспортировались также в Румынию, Албанию, Танзанию, Пакистан, который затем передал их в Бангладеш. Сейчас в строю осталось лишь 4 бангладешских и 2 танзанийских «Хучуаня». В целом для ВМС всего мира КПК оказались тупиковой ветвью развития.
Рис. 7 – Проект «Пегас» |
ТИПЫ ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЕВ
Существует 2 типа подводных крыльев — частично погруженное крыло (или U-образное крыло) и полностью погруженное крыло (крыло в форме перевёрнутого Т). Управление подводными крыльями осуществляется двумя способами: путём изменения угла атаки (при этом поворачивается всё крыло) или при помощи закрылков. Суда с полностью погруженными крыльями менее подвержены качке от волн, поэтому они более стабильны и комфортны, особенно при использовании на море. Однако полностью погруженные крылья требуют постоянного управления, поэтому они стали широко использоваться с появлением компьютеров. Разумеется, такие компьютеры должны быть очень надёжными, так как в случае их отказа судно упадёт на воду и может даже перевернуться.
Суда с полностью погруженными крыльями появились сравнительно недавно, до этого использовались суда с U-образными крыльями, которые не требуют постоянного управления.
Обычно суда на подводных крыльях имеют два крыла, которые могут быть по-разному расположены относительно друг друга и корпуса судна.
При так называемой самолётной компоновке главное (большее) крыло расположено перед центром тяжести судна, меньшее крыло расположено сзади.
В схеме «утка» меньшее крыло расположено перед основным крылом
В тандемной схеме оба крыла имеют одинаковую площадь и располагаются спереди и сзади от центра тяжести, на равном от него расстоянии.
Самолётная схема и схема «утка» используются на малых судах, тандемная компоновка — на более крупных.
Рисунок 8-9 |
ЛИТЕРАТУРА:
Всемирная сеть интернет:
1. http://voinanet.ucoz.ru/index/krylo_prodolzhenie_2/0-7653
2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/6687/%D0%A1%D0%A3%D0%94%D0%90
3. http://forum.ixbt.com/post.cgi?id=print:64:1907
4. Википедия - свободная енциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0.