Основы организации труда водителей при перевозках грузов
Важную роль в организации, планировании и осуществлении перевозок имеет «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное приказом Минтранса от 20.08.04 №15 в соответствии с Федеральным законом от 30.12.01 №197-ФЗ «Трудовой кодекс РФ».
Оно устанавливает особенности режима труда и отдыха водителей (кроме водителей, занятых на международных перевозках и в составе вахтовых бригад).
Рабочее время водителей может учитываться по системе ежедневного (посменного) или суммированного учета и в соответствии с Трудовым кодексом не должно превышать 40 часов в неделю. Продолжительность смены – 8 часов при пятидневной рабочей неделе, 7 часов – при шестидневной неделе с сокращенной продолжительностью смены перед выходным днем. При суммированном учете продолжительность смены может достигать 10 часов, а на международных перевозках – 12 часов при обязательном учете месячной нормы (примерно 175 часов). Наличие определенного количества сверхнормативного (сверхурочного) времени (12 часов) возможно в силу определенных специфических условий, однако с обязательным согласованием работодателя с представительным органом трудового коллектива – профсоюзным комитетом.
Рабочее время водителя включает в себя:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и окончанием смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов;
е) время простое не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Время отдыха водителя должно предоставляться водителям как в течение смены, так и в межсменное время:
- перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило в середине рабочей смены;
- при продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут;
- продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов;
- еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов;
- привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя органа работников, а в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 112 Трудового кодекса.
Специфика режима труда и отдыха водителей на междугородных и международных перевозках приведены в соответствующих главах.