Коэффициент обеспеченности сцепных качеств дорожного покрытия. Коэффициент сцепления и его зависимость от скорости движения и температурных условий. Предельно допустимые значения
Коэффициент сцепления: Кφ = φi / [φ] ≥ 1
Где φi - фактическое сцепления качества колеса с покрытием;
[φ] - нормативный показатель сцепления.
Колесо тележки, оно нагружено нагрузкой Q.
Когда колесоостанавливается, в момент блокировки возникает крутящий момент и некоторая реакция T (величина, обратная силе скольжения).
Все сцепные качества, которые мереются, мереются на увлажнённом покрытии.
T = Mk / r
φ = T / Qk (сила сопротивления скольжению)
гдеТ– тормозное усиление;
Qk– накрузка на тележку (весом ≈ 300 кг)
Допустимый показатель[φ]зависит от уровня загрузки дорожного покрытия:
С протектором | Гладкая (шина) | ||
Z > 0,3 | [φ]= 0,35 | 0,28 | Легкие условия движения |
Z = 0,3-0,5 | 0,40 | 0,30 | Затрудненные |
Z < 0,5 | 0,45 | 0,32 | Опасные |
Либо ограничиваем скорость, либо проводим поверхностную обработку. После устройства поверхностной обработки: φначальная = (1,3 – 1,35) * [φ] допустимое.
Почему не нормируется скорость движения?
С увеличением скорости движения имеется следующая зависимость:
φ
(с протектором, контакт
колеса с покрытием
снижается, => φ тоже снижается)
V
Скорость нормируется, чтобы полусить сопоставимые результаты от точки к точке.
φv = φ20 – βv (V – 20)
где βv - коэффициент, который звисит от типа дорожной одежды в целом для а/б и ц/б.
βv = 0,0035
По ГОСТу [φ] = 0,3(для любых природно-климатических условий). По ГОСТу в зимних условиях ограничивается время очистки дорожных покрытий от снежных отложений.
Время очистки = (для I и II кат) 4 часа; для остальных – 6 часов.
Снежный накат допускается на дорогах низких категорий при отсутствии регулярного автобусного сообщения.
Показатель φзависит от температурных условий. Резина подвержена температурным воздействиям: чем выше температура, тем она легче (более полный контакт колеса с покрытием).
φТ = φ20 ± ∆ φ
ТоС | ||||
∆ φ | 0,06 | 0,03 | -0,02 |
18. Показатель качества автомобильной дороги. Комплексный транспортно-эксплуатационный показатель. Частные коэффициенты обеспеченности расчётной скорости и определяемые по ним виды ремонтных работ.
Показатель качества: Пд = КПд * Коб * Кс
где КПд– копмлексный транспортно-эксплуатационный показатель дороги;
Коб –показатель, характеризующий состояние инженерного оборудованияи обустройства;
Кс –показатель эксплуатацинного содержания а/дороги.
По итоговому обощённому показатель качества (Пд) виды работ не назначают, его очень удобно использовать для оценки деятельности дорожно-эксплуатационных организаций. Виды работ назначают в зависимости от состояния по каждому из этих показателей.
Кс: его принимают в зависимости от средневзвешенного балла, характеризующего состояние дороги. Эти баллы различаются от2-х до 5-ти:
2: характеризует недопустимый уровень содержания;
3: допустимый;
4: средний;
5: высокий уровень содержания.
Величина средневзвешенного балла определяется за 9-12 месяцев.
Кс = 0,9-1,1
Нормативно допустимое содержание: [Кс] = 1.
Коб: принимают по итоговому коэффициенту деффектности соответствия:
1 8
Dji = --- ∑ Dj
8 1
где Dji – это средняя величина из восьми показателей.
Отслеживается фактическое состояние по отношению к нормативной, и характер размещения (размещены правильно или нет).
8 показателей:
· Площадки отдыха;
· Пересечение и примыкание;
· Автобусные остановки;
· Дорожные ограждения;
· Тротуары и пешеходные дорожки;
· Дорожные разметки;
· Освещение;
· Дорожные знаки.
Коб = f (Dji) = 0,9-1,0
[Коб] = 1,0
КПд: назначают в зависимости от 10-ти частных коэффициентов обеспеченности расчётной скорости и принимают его равным:
Итог min min
КПд = Крс = Крсгде Крс - это минимальное значение из всех коэф-тов расчётной скорости.
Крсi | Учёт влияния | Виды дорожных работ при Крсi < КПн |
Крс1 | Ширины основной укреплённой поверхности. | |
Крс2 | Ширины и состояния обочин. | Укрепление, уширение обочин |
Крс3 | Состав и интенсивность движения | Уширение проезжей части, устройство укрепительных полос, укрепление обочин. |
Крс4 | Продольные уклоны и видимость поверхности дороги | Смягчение продольного уклона, увеличение видимости. |
Крс5 | Радиус кривых в плане и уклон виража | Увеличение радиуса кривых, устройство виражей, спрямление участка |
Крс6 | Продольная ровность покрытия | Устройство выравнивающего слоя с поверхностной обработкой или восстановление верхнего слоя методами термопрофилирования и регенерации (ремонт покрытия при Еф≥Етр). Ремонт (усиление) дорожной одежды при Еф<Етр) |
Крс7 | Сцепление колеса с покрытием | Устройство шероховатой порехности методом поверхностной обработки, втапливания щебня. |
Крс8 | Состояние и прочность дорожной одежды | |
Крс9 | Поперечная ровность покрытия (глубина колеи) | Ликвидация колеи методами перекрытия, заполнения, фрезерования |
Крс10 | Безопасность дорожного движения | Мероприятия по повышению безопасности движения на опасных участках. |
Крс1 и Крс8 учитывается при оценке состояния дороги соответственно по Крс3 и Крс6.
19. Планирование ремонта по межремонтным срокам службы. Определение ежегодной потребности в затратах на ремонт дорожных одежд и покрытий, на капитальный ремонт и ремонт а/д.
Под межремонтными сроками подразумевают период от момента сдачи дороги,дор одежды или покрытия в эксплуатацию до первого ремонта или между 2-мя смежными ремонтами в процессе эксплуатации.
Межремонтный – это нормативный, экономически
эффиективный период времени
срок службы в годах, равный расчётному сроку
службы, при котором обеспечивается минимум транспортных и внетранспортных затрат.Это период, в пределах которого происходит снижение несущей способности дор одежды до уровня, предельно допустимого по условиям движения. Ремонт осуществляют при достижении дор одеждой в процессе эксплуатации расчетного уровня надежности и соответствующего ему предельной ровности покрытия.
Межремонтный срок службы покрытия- период, в пределах которого снижаются сцепные кач-ва покрытия на капитальных и облегченных дор одеждах или увеличивается его износ на перехеодных и низших дор одеждахдо предельно допускаемых значениях.
Срок службы дороги может быть вычислен через межремонтные сроки дор одежд и покрытий
Т=nTo+n1Tп
n-число ремонтов дор одежд
n1-число ремонтов покрытий после ремонта дор одежды
Различают следующие межремонтные сроки службы:
· Д.о.: от 3 до 20 лет (по ВСН 41.88);
· Дорожные покрытия: от 2х до 8 лет;
· а/дороги: период реконструкции 20 лет (по СНиП 2.05.85).
Ремонт или реконструкцию планируют на момент, когда фактический период эксплуатации станер равным межремонтному сроку службы. Такой подход эффективен только для случая, когда а/д находится в нормативном состоянии и обеспечивается требуемое качество производства работ, проектирование, строительстве, эксплуатации.
Ежегодные выделяемые средства:
L
С = ----- * H ,млн.руб/год
T
где С – ежегодные затраты, млн.руб/год;
L– общая протяжённость дорог с данным покрытием, км.;
T – межремонтный срок службы до кап ремонта,зависит от ДКЗ норматив;
Н – норма денежных затрат. Дифференцирована в зависимости от категории дороги, ДКЗ, типа дорожного покрытия (капитальный, облегчённый, переходный), млн.руб/год, км(постановление 539)
Сгод кр=(L/Т-Lрек)H