Структура управления. Переход железнодорожного транспорта к функционированию в режиме рыночной экономики сопровождается изменением структуры управления как всей отраслью
Переход железнодорожного транспорта к функционированию в режиме рыночной экономики сопровождается изменением структуры управления как всей отраслью, так и ее отдельными подсистемами. В большей степени структурная перестройка затронула пассажирский комплекс, а главной предпосылкой необходимости проведения структурной реформы явилась многолетняя убыточность пассажирских перевозок.
До начала реформирования управление пассажирскими перевозками осуществлялось по четырехуровневой структуре.
Главное пассажирское управление МПС (ныне Департамент) разрабатывал для сети железных дорог объем пассажирских перевозок для текущих условий и на дальнюю перспективу. План пассажирских перевозок определял не только их объем, но и густоту пассажиропотоков на отдельных направлениях или полигонах сети железных дорог. Такой план давал возможность устанавливать потребность на дорогах сети в технических средствах и работниках, обслуживающих пассажирские перевозки. Одновременно с этим определялись задания для дорог, технические нормы и эксплуатационные показатели пассажирских перевозок.
На дорогах управление процессом пассажирских перевозок осуществляли пассажирские службы. В условиях текущей эксплуатации они реализовали задания МПС и устанавливали потребность в подвижном составе и других технических средствах для обслуживания пассажирских перевозок.
На уровне отделений дорог были организованы пассажирские отделы, которые осуществляли управление пассажирскими перевозками в пределах отделения дороги и контролировали оперативную деятельность пассажирских станций и вокзалов.
В качестве низовых структур выступали пассажирские и пассажирские-технические станции, специализированные локомотивные и моторвагонные депо и др.
Первым шагом на пути реформирования пассажирского комплекса явилось создание на базе пассажирских отделов Дирекций по обслуживанию пассажиров (ДОП).
В соответствии с принятыми решениями МПС РФ в 1998 году разработана "Концепция структурной перестройки пассажирского комплекса и механизма взаимодействия пассажирских компаний с железными дорогами". Она предполагает создание на сети железных дорог России самостоятельных пассажирских компаний, специализирующихся по видам перевозок: в дальнем и пригородном сообщениях. При этом пригородные компании должны быть созданы при непременном участии администраций субъектов Российской Федерации, на которые, в частности, предполагается возложить решение таких важных вопросов, как: проведение согласованной тарифной политики, компенсация убытков от пригородных перевозок и др.
Основная задача изменения структуры управления пассажирскими перевозками заключается в достижении максимальной эффективности функционирования системы, обеспечения наивысшего и качественного удовлетворения спроса населения на перевозки с минимальными издержками. Среди важнейших мер – сокращение многозвенности, многоступенчатости управления за счет перехода к отраслевому принципу управления, объединение оперативно-производственных и финансово-экономических рычагов управления в едином производственном центре – пассажирской компании.
Эффективность создания компаний достигается за счет сокращения эксплуатационных расходов, связанных с организуемой работой по назначению (отменой и назначением пригородных поездов) в коммерческих интересах отрасли и в экономических интересах пассажиров.
Рост доходов произойдет за счет увеличения объемов перевозок и улучшения качества услуг на основе постоянной маркетинговой поддержки, изучения спроса и предложения, сегментации рынка пригородных пассажирских перевозок, разработки и реализации новых пассажирских продуктов, развития сервиса, новых видов услуг на вокзалах и поездах. Ожидается также снижение себестоимости и расходов эксплуатационного характера.
Сократятся непроизводительные расходы, которые допускают дороги, действуя в отрыве от экономических интересов пассажирской отрасли (и в первую очередь – в части пригородных перевозок).