Существуют три типа судов для транспорта сжиженных углеводородных газов.
Тема 2. ТРАНСПОРТ СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ
Перевозка сжиженных углеводородных газов
Водным путем
Перевозка сжиженных углеводородных газов по морю
Важнейшей проблемой международной торговли сжиженными газами как сырьем для химической промышленности и топливом является способ доставки их из районов добычи в районы потребления. Страны, не имеющие собственных значительных месторождений газа и разделенные морскими бассейнами, например Япония, страны Западной Европы и другие, вынуждены прибегать к услугам морского транспорта. В некоторых случаях морские перевозки сжиженных газов и в пределах одной страны являются наиболее целесообразным и экономичным видом транспорта. Проблема доставки сжиженных газов морем стала особенно, актуальной в последние годы в связи с бурным ростом потребления газов в областях, достаточно удаленных от мест добычи.
Первые сведения о перевозках сжиженных газов по морю относятся к 1929÷1931 гг., когда некоторые европейские и американские компании начали переоборудовать суда под танкеры для транспортировки сжиженных углеводородных газов.
Первое судно для транспортировки бутана «Агнита» было построено в Англии в 1931 г. В 40-х годах со стапелей сошли танкеры: греческий «Медгаз» в 1944 г. и японский «Too Co Мару» в 1945 г.
В России перевозки сжиженных углеводородных газов морем начались в декабре 1960 г. на танкере «Фрунзе», переоборудованном для одновременной перевозки нефтепродуктов и аммиака. В настоящее время в составе Новороссийского пароходства работают газовозы «Кегумс» и «Краслава», построенные по заказу в Японии в 1965 г. Каждое судно перевозит в четырех сферических резервуарах примерно по 1000 т сжиженного пропана и бутана.
Существуют три типа судов для транспорта сжиженных углеводородных газов.
· Танкеры с резервуарами под давлением. Резервуары этих танкеров рассчитываются на максимальную упругость паров продукта при +45ºC, что составляет около 16 кгс/см2.
· Танкеры с теплоизолированными резервуарами под пониженным давлением (полуизотермические). Сжиженный газ транспортируется при промежуточном охлаждении (от –5 до +5ºС) и пониженном давлении (3÷6 кгс/см2).
· Танкеры с теплоизолированными резервуарами под давлением, близким к атмосферному (изотермические). В изотермических танкерах сжиженные газы транспортируются при давлении, близком к атмосферному, и низкой отрицательной температуре (–40ºС для пропана, аммиака; –103ºС для этилена и –161ºС для сжиженного природного газа).
По форме устанавливаемых на танкере резервуаров газовозы могут быть разделены на танкеры, оборудованные сферическими, цилиндрическими и прямоугольными резервуарами.
Танкеры с резервуарами под давлением. Вес грузовых резервуаров значительно превышает вес аналогичных устройств при других способах перевозки сжиженных газов, что соответственно увеличивает резервы и стоимость судна.
Грузоподъемность резервуаров до 2000 м3. Производительность налива-слива 30÷200 т/ч. Применяются при сравнительно небольших грузопотоках и отсутствии специального оборудования на береговых базах и танкерах.
Полуизотермические танкерыхарактеризуются универсальностью приема с береговых баз сжиженного газа при разнообразных температурных параметрах. В связи с уменьшением массы грузовых резервуаров и возможностью придания им прямоугольной формы уменьшаются размеры танкера, и улучшается использование объема резервуаров. Вместимость резервуаров от 2000 до 13000 м3. Производительность налива-слива 100÷420 т/ч. Применяются эти танкеры при значительных грузооборотах и при наличии соответствующего оборудования на береговых базах и танкерах
Изотермические танкеры являются наиболее совершенными, они позволяют увеличить производительность слива-налива и соответственно пропускную способность береговых баз и оборачиваемость флота. Вместимость резервуаров свыше 10000 м3. Производительность слива-налива 500÷1000 т/ч и более. Характеризуются большими размерами и применяются при значительных грузооборотах.
Выбор способа транспортировки газа зависит от ряда технических и экономических факторов, связанных не только с размерами и конструкцией судна, но и с условиями хранения сжиженного газа на берегу.
Полуизотермические танкеры имеют ряд преимуществ перед танкерами, перевозящими газ в резервуарах высокого давления. Так как плотность сжиженного газа увеличивается с понижением его температуры, объем резервуаров у полуизотермических танкеров при заданной грузоподъемности будет меньше. Из-за уменьшения расчетного давления газа снизится вес резервуаров. Резервуар для ; пропана вместимостью 1000 м3, рассчитанный на перевозку сжиженного газа под давлением, весит около 300 т. Полуизотермический резервуар такой же вместимости с температурой газа +5ºС и при пониженном давлении весит 120 т, и стоимость его примерно на 40% меньше. Кроме того, на полуизотермических газовозах лучше используется объем трюма, так как теплоизолированным резервуарам, находящимся при пониженном давлении, можно придавать форму, в наибольшей степени соответствующую обводам судна.
Для изотермических танкеров указанные показатели выше, чем для полуизотермических. Однако перевозка газа в изотермических танкерах требует оборудования портов отправления и приема низкотемпературными резервуарами для хранения сжиженного газа и теплоизолированными трубопроводами для его перекачки. Затраты на такое оборудование эффективны при больших грузопотоках сжиженного газа.