Отказ в пользу государства
Отказ в пользу государства – таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в федеральную собственность (применительно к РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов за таможенные операции, а также без применения к товарам мер нетарифного регулирования.
Применение таможенной процедуры отказа в пользу государства регулируется гл. 43 ТК ТС, приказом ГТК России от 27.11.2003 № 1342 «Об утверждении Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства».
Таможенная процедура отказа в пользу государства может быть заявлена любым заинтересованным лицом, имеющим право выступать в качестве декларанта.
Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
Декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой отказа в пользу государства осуществляется путем представления декларантом в таможенный орган (на таможенный пост) декларации на товары. Для декларирования товаров в соответствии с рассматриваемой таможенной процедурой необходимо получить разрешение начальника таможни, в регионе деятельности которой находятся товары. Разрешение оформляется путем наложения резолюции на заявлении «Отказ в пользу государства разрешается» с указанием места, определенного для размещения товаров, от которых лицо отказывается в пользу государства. Резолюция заверяется подписью начальника таможни (лица, его замещающего) и оттиском печати таможни.
Далее составляется акт приема-передачи товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства и обращаемых в федеральную собственность. Акт приема-передачи оформляется на основании акта таможенного досмотра товаров, проведение которого является обязательным. Акт приема-передачи подписывается:
- должностным лицом таможенного органа;
- лицом, отказывающимся от товара в пользу государства (или его доверенным представителем);
- представителем организации (СВХ, таможенного склада), принявшей товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
Акт приема-передачи утверждает начальник таможни, в регионе деятельности которой производилось таможенное декларирование товаров.
Со дня передачи таможенному органу товаров по акту приема-передачи товары считаются обращенными в федеральную собственность и имеют для таможенных целей статус товаров таможенного союза.
Применение таможенной процедуры отказа от товара в пользу государства возможно, если это не влечет для государственных органов РФ каких-либо расходов, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.
Не могут быть помещены под таможенную процедуру отказа в пользу государства товары с просроченным сроком годности (потребления, реализации), а также товары, не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств – членов таможенного союза.1
Дальнейшее распоряжение товарами, от которых лицо отказалось в пользу государства, осуществляется одним из следующих способов:
1) направление на реализацию. Реализация товаров производится по ценам, определяемым в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта;
2) безвозмездная передача товаров. Например, ФТС России вправе безвозмездно передавать обращенные в федеральную собственность:
- лекарственные средства;
- продукты питания (в том числе детского питания), подвергающиеся быстрой порче;
- одежду, обувь и другие предметы первой необходимости – учреждениям сферы социального обеспечения, здравоохранения, образования, детским учреждениям, органам социальной защиты населения;
1 См. решение КТС от 20.09.2010 № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур».
- предметы истории, объекты науки и произведения искусства, не представляющие культурной ценности, – музеям;
- предметы флоры и фауны – зоологическим паркам, заповедникам, музеям;
- предметы культа – религиозным организациям.
Свободная таможенная зона
На основании п. 2 ст. 202 ТК ТС таможенная процедура свободной таможенной зоны устанавливается международным договором государств – членов таможенного союза. Таким договором является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Тем не менее продолжают сохраняться значительные противоречия в правовом регулировании особых экономических зон и, соответственно, свободных таможенных зон.
Допускается существование некоего периода для организации функционирования свободных (особых) экономических зон на единой таможенной территории таможенного союза. В связи с этим предполагается принятие дополнительных документов (решений КТС), унифицирующих правила работы свободных (особых) экономических зон. Например, решением КТС от 17.08.2010 № 373 определен Перечень операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада.
В Российской Федерации на данный момент не существует единого законодательства, регулирующего правоотношения по установлению и применению таможенной процедуры сводной таможенной зоны.
Таможенная процедура свободной таможенной зоны регулируется Федеральными законами от 31.05.1999№ 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Несмотря на название регулирующего документа, под свободной таможенной зоной в Магаданской области понимается территория, расположенная в административных границах города Магадана.
Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Магаданской области ограничено действием самого Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Магаданской области». Так, в соответствии со ст. 7 данного Закона его действие распространяется до 31 декабря 2014 г.
Применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Магаданской области допускается только участниками Особой экономической зоны (ОЭЗ). Под участниками ОЭЗ понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на территории г. Магадана. Указанные лица должны иметь регистрационные свидетельства участников ОЭЗ, выданные администрацией г. Магадана, а также осуществлять основную хозяйственную деятельность и иметь не менее 75% основных фондов на территории Магаданской области.
Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны могут быть заявлены как иностранные, так и российские товары.
Ввоз товаров в свободную таможенную зону на территорию г. Магадана в настоящее время не предусматривает количественных ограничений, но имеет запрет на внешнеторговые операции с драгоценными металлами.
Товары, выпущенные на территории г. Магадана в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, могут использоваться в производственной и иной хозяйственной деятельности, продаваться, полностью потребляться.
Транспортные средства, находящиеся под таможенной процедурой свободной таможенной зоны, в пределах административной границы Магаданской области могут выезжать из ОЭЗ (г. Магадан) без обязательного таможенного декларирования, изменения таможенной процедуры и взыскания таможенных платежей при соблюдении требований и ограничений, которые могут быть установлены таможенными органами.
Товары, помещенные на территории ОЭЗ, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования. Например, иностранные товары, ввозимые на территорию ОЭЗ г. Магадана, которая является также и свободной таможенной зоной, освобождаются от уплаты ввозной таможенной пошлины.
Освобождения от уплаты ввозного НДС предусмотрено подп. 3 п. 1 ст. 151 НК.
Акциз и таможенный сбор за таможенные операции уплачиваются в полном объеме.
При помещении товаров таможенного союза под таможенную процедуру свободной таможенной зоны с целью последующего вывоза:
- таможенные пошлины применяются как к товарам, вывозимым за пределы таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта;
- НДС и акцизы не уплачиваются (подп. 1 п. 2 ст. 151, подп. 1 п. 2 ст. 185 НК).
Иностранные товары, приобретаемые участниками ОЭЗ для собственных производственных нужд и используемые на территории Магаданской области, при ввозе с территории ОЭЗ (г. Магадан) на остальную территорию Магаданской области освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей (за исключением таможенных сборов), взимаемых при таможенном декларировании товаров. Контроль за использованием указанных товаров в производственных целях осуществляют таможенные органы и администрация ОЭЗ1.
При вывозе участниками ОЭЗ иностранных товаров с территории Магаданской области на остальную часть таможенной территории таможенного союза либо за ее пределы такие товары подлежат таможенному декларированию. Уплата таможенных пошлин, налогов, а также применение мер нетарифного регулирования производятся в зависимости от происхождения товаров.
1 В случае нецелевого использования указанных товаров таможенные пошлины и другие платежи, взимаемые при таможенном декларировании товаров, подлежат уплате, а участники ОЭЗ несут ответственность, установленную таможенным законодательством РФ за нарушение таможенных правил.
Товары, произведенные участниками ОЭЗ в ОЭЗ, при вывозе с ее территории на остальную часть таможенной территории таможенного союза (в том числе и на территорию Магаданской области) или за пределы таможенной территории таможенного союза освобождаются от таможенных пошлин и других платежей (за исключением таможенных сборов за таможенные операции). Товар считается произведенным в ОЭЗ, если он был полностью произведен на территории ОЭЗ или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями и установленным порядком. Например, к критериям достаточной переработки отнесены:
- изменение товарной позиции в соответствии с ТН ВЭД ТС на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;
- выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из ОЭЗ;
- изменение стоимости товара, если величина добавленной стоимости его переработки (обработки) составляет не менее 30% доли цены поставляемого товара (в отношении товара, относящегося к электронной и сложной технике, – не менее 15%).
Порядок определения происхождения товаров из ОЭЗ в Магаданской области, а также перечень электронной и сложной техники утверждены приказом ГТК России от 30.11.1999 №829.
Свободная таможенная зона в Калининградской области. Таможенная процедура свободной таможенной зоны распространяется на всю территорию Калининградской области.
Правила таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемые в Калининградской области, предусматривают ввоз иностранных товаров на территорию Калининградской области и использование их на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов (предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей не требуется) и без применения к ним мер нетарифного регулирования.
Приказом ФТС России от 03.07.2009 № 1226 утверждена Инструкция о совершении отдельных таможенных операций при таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области, и при завершении его действия.
Свободная таможенная зона применяется только:
- юридическими лицами, зарегистрированными на территории Калининградской области1;
- в отношении иностранных товаров, ввозимых на территорию Калининградской области.
Помещенные в свободную таможенную зону товары могут использоваться в пределах данной территории по прямому назначению, продаваться, сдаваться в аренду, подвергаться операциям по переработке, потребляться2.
Законом запрещен ввоз в свободную таможенную зону:
- подакцизных товаров;
- товаров, запрещенных к ввозу на территорию РФ;
- товаров, перечень которых установлен Правительством РФ.
Например, постановлением Правительства РФ от 31.03.2006 № 186 «О перечне товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области», установлен запрет на ввоз в свободную таможенную зону таких групп товаров, как домашняя птица живая, мясо и мясопродукты, овощная продукция, ювелирные изделия и ряд других товаров.
Применение процедуры свободной таможенной зоны не имеет временных ограничений и завершается по желанию заинтересованного лица путем помещения иностранных товаров или продуктов их переработки под иную таможенную процедуру. Законом предусмотрен только общий срок (независимо от вида товара и правового статуса заинтересованного лица) действия особой экономической зоны (свободной таможенной зоны) – 25 лет.
В большинстве случаев таможенная процедура свободной таможенной зоны завершается:
1 Декларантом товаров, помещаемых в свободную таможенную зону, может выступать только юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.
2 Приказом ФТС России от 28.07.2009 № 1351 утверждены форма отчетности о товарах, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, и порядок ее представления в таможенный орган.
- выпуском иностранных товаров или продуктов их переработки в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
- вывозом иностранных товаров (реэкспорт) или продуктов их переработки за пределы таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
При выпуске иностранных товаров или продуктов их переработки для внутреннего потребления действует следующий порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов:
1) выпуск для внутреннего потребления иностранных товаров предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов, действующих на день помещения данных товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а размер таможенной стоимости и (или) количество товаров, а также курс иностранной валюты по отношению к валюте РФ учитываются и применяются на день принятия таможенным органом декларации с заявленной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
2) выпуск для внутреннего потребления продуктов переработки иностранных товаров предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов только в отношении той части иностранных товаров, которая была использована для изготовления продуктов переработки. При этом исчисление платежей производится с учетом таможенных пошлин, налогов, действующих на момент помещения иностранных товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, размер таможенной стоимости и (или) количество товаров, а также курс иностранной валюты по отношению к валюте РФ учитываются и применяются на день принятия таможенным органом декларации с заявленной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Выпуск для внутреннего потребления иностранных товаров требует соблюдения всех существующих в отношении данных видов товаров запретов и ограничений.
Выпуск для внутреннего потребления продуктов переработки иностранных товаров требует документального подтверждения декларантом сведений о таможенной стоимости и (или) количестве иностранных товаров, использованных для изготовления продуктов переработки. В случае невозможности такого подтверждения таможенные пошлины, налоги подлежат уплате с продуктов переработки иностранных товаров в соответствии с их таможенной стоимостью и (или) количеством на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Как исключение оговорены случаи применения процедуры свободной таможенной зоны для тех юридических лиц, которые на момент вступления в силу Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» осуществляли свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.1996 № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области».
Такие юридические лица в течение 10 лет освобождаются от уплаты:
- ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении продуктов переработки иностранных товаров, отвечающих критериям достаточной переработки1;
- вывозных таможенных пошлин в отношении продуктов переработки иностранных товаров, отвечающих критериям достаточной переработки.
Постановлением Правительства РФ от 30.03.2006 № 171 утверждены Правила применения критериев достаточной переработки и выдачи соответствующих сертификатов в отношении продуктов переработки товаров, ввезенных в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области.
Юридические лица, зарегистрированные на территории Калининградской области, имеют право использовать в качестве транспортных средств (для осуществления международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории РФ) ранее ввезенные в свободную таможенную зону моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав.
1 Товары считаются подвергнутыми достаточной переработке, если выполнено одно из следующих условий:
- в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение классификационного кода товаров по ТН ВЭД ТС на уровне любого из первых четырех знаков;
- в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товаров произошло изменение стоимости товаров при достижении процентной доли добавленной стоимости 30%.
Таким образом, дальнейшее перемещение через таможенную границу перечисленных видов транспорта будет производиться в соответствии с правилами перемещения транспортных средств с освобождением от уплаты всех таможенных платежей.
Общие положения, относящиеся к ОЭЗ промышленно-производственного типа и технике-внедренческого типа, заключаются в следующем:
- ОЭЗ могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности;
- ОЭЗ создаются в порядке конкурсного отбора заявок (см. постановления Правительства РФ от 13.09.2005 № 564 «Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны», от 13.09.2005 № 563 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон»);
- решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством РФ в форме постановления;
- срок действия ОЭЗ составляет 20 лет (срок продлению не подлежит).
На территории ОЭЗ не допускаются:
- размещение объектов жилищного фонда;
- разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
- переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
- производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов.
В компетенции Правительства РФ определение иных видов деятельности, осуществление которых в ОЭЗ не допускается.
Промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках территории, которые имеют общую границу и площадь которых составляет не более чем 20 кв. км1.
1 Не допускается создание ОЭЗ промышленно-производственного типа (технико-внедренческого типа) на территориях нескольких муниципальных образований, а также создание ОЭЗ, полностью включающей в себя территорию какого-либо административно-территориального образования.
Технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых не должна превышать 3 кв. км.
На территориях ОЭЗ промышленно-производственного типа и технико-внедренческого типа действует таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Свободная таможенная зона – таможенная процедура, при которой иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам мер нетарифного регулирования.
Товары таможенного союза размещаются и используются на территориях ОЭЗ на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенной процедурой экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
В отношении товаров таможенного союза и иностранных товаров таможенная процедура свободной таможенной зоны может быть заявлена только резидентом особой экономической зоны1.
Использование резидентами ОЭЗ таможенной процедуры свободной таможенной зоны возможно в течение всего срока существования ОЭЗ.
Таможенная процедура свободной таможенной зоны для ОЭЗ обоих типов носит разрешительный характер. То есть еще до подачи таможенной декларации2 будущий заявитель режима (резидент ОЭЗ) обязан представить в письменной форме:
- сведения о товарах, предполагаемых к ввозу в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны;
1 Резидент промышленно-производственной ОЭЗ – российская коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в установленном законом порядке.
Резидент технико-внедренческой ОЭЗ – российский индивидуальный предприниматель или российская коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных законом.
2 Не позднее чем за 15 дней до начала каждого календарного года, а в отношении первой партии товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ, – не позднее чем за 15 дней до подачи таможенной декларации.
- сведения о совершаемых с товарами операциях и о товарах, изготавливаемых в результате совершения таких операций.
Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны могут помещаться:
1) иностранные товары, ввозимые в Российскую Федерацию;
2) товары таможенного союза и иностранные товары, ввозимые на территорию ОЭЗ с остальной части территории РФ»;
3) товары таможенного союза и иностранные товары, находящиеся на территории ОЭЗ и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ.
В двух последних случаях иностранные товары рассматриваются как вывозимые за пределы территории РФ с возможностью освобождения от уплаты или возврата ранее уплаченных ввозных таможенных пошлин и ввозного НДС.
При нахождении товаров под таможенной процедурой свободной таможенной зоны допускается совершение с ними любых операций в соответствии с условиями соглашений о ведении промышленно-производственной (производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация) или технико-внедренческой деятельности1.
Таможенная процедура свободной таможенной зоны может быть завершена одним из следующих способов:
1) выпуск товаров для внутреннего потребления на остальной части таможенной территории или отчуждение товаров в пользу нерезидентов ОЭЗ. При выпуске для внутреннего потребления иностранных товаров (в том числе продуктов их переработки, их отходов или остатков) подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, НДС и акцизы2 по ставкам, действующим на дату принятия таможенным органом таможенной декларации в связи с завершением процедуры свободной таможенной зоны.
1 Создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.
2 Акцизы подлежат уплате только при выпуске для внутреннего потребления продуктов переработки, если продуктами переработки являются товары, изготовленные из иностранных и (или) товаров таможенного союза, не являющихся подакцизными при помещении их под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
В принципе, для товара, выпущенного на территории РФ для внутреннего потребления, уже не имеет значения, где он будет находиться – на остальной части таможенной территории или в свободной таможенной зоне. То есть выпущенный для внутреннего потребления товар более уже не ограничен в правах собственности на него со стороны таможенного законодательства. Соответственно, и территория свободной таможенной зоны будет рассматриваться как остальная таможенная территория, на которую не распространяется процедура свободной таможенной зоны.
Часть 20 ст. 37 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предоставляет декларанту на выбор несколько возможных вариантов исчисления таможенных пошлин:
- с применением ставок таможенных пошлин, установленных для иностранного товара, ввезенного на территорию ОЭЗ,
- с применением ставок таможенных пошлин, установленных для продуктов переработки (товара, изготовленного на территории ОЭЗ).
Независимо от выбранной системы исчисления ставок таможенных пошлин подлежащий уплате платеж рассчитывается исходя из таможенной стоимости и количества иностранных товаров, в том числе подвергшихся переработке (без учета добавленной стоимости переработки, в том числе без учета стоимости и количества товаров таможенного союза, использованных для изготовления продуктов переработки), на день их помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Для целей исчисления НДС и акцизов таможенная стоимость и количество товаров (в том числе продуктов переработки) определяются на день принятия таможенной декларации таможенным органом при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Законом предусмотрены некоторые особенности определения таможенной стоимости иностранных товаров, выпускаемых для внутреннего потребления, а именно:
- в случае применения первого метода определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) таможенной стоимостью считается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, продаваемые резидентом ОЭЗ нерезиденту ОЭЗ;
- местом прибытия декларируемых товаров на таможенную территорию считается место их вывоза с территории ОЭЗ, а при продаже товаров нерезиденту ОЭЗ – территория последней.
При вывозе товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории, а также при отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ, подлежат уплате:
- НДС,
- акциз (в отношении продуктов переработки товаров таможенного союза, не являющихся подакцизными при помещении их под процедуру свободной таможенной зоны).
НДС и акциз уплачиваются по ставкам, действующим на дату принятия таможенным органом декларации в связи с завершением таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
При уплате НДС и акцизов в отношении товаров таможенного союза применяются стоимость и количество товаров (в том числе продуктов переработки российских товаров), имевшие место на день принятия таможенной декларации о завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Причем стоимость товаров определяется в соответствии с НК с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС, а для акцизов – без включения в нее акцизов;
2) вывоз товаров (таможенного союза и иностранных) с территории ОЭЗ за пределы таможенной территории таможенного союза. При вывозе товаров с территории ОЭЗ за пределы таможенной территории таможенного союза:
- ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются,
- подлежат уплате вывозные таможенные пошлины в соответствии с таможенной процедурой экспорта (за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию ОЭЗ с территории иностранного государства и вывозимых за пределы таможенной территории в неизменном состоянии);
3) уничтожение товаров в соответствии с таможенной процедурой уничтожения.
Кроме перечисленных вариантов завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны допускается передача прав на товары одним резидентом ОЭЗ другому резиденту ОЭЗ.
Портовые ОЭЗ создаются на территориях морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, а также на территориях, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта, речного порта, аэропорта.
Портовые ОЭЗ создаются:
- на участках территории, имеющих общую границу и площадь не более чем 50 кв. км;
- на 49 лет (данный срок продлению не подлежит). Портовые ОЭЗ создаются в целях осуществления резидентами портовой ОЭЗ1 портовой деятельности2, а также деятельности по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.
1 Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне.
2 В соответствии с ч. 2.2 ст. 10 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под портовой деятельностью понимаются следующие осуществляемые на территориях морских портов, речных портов, аэропортов виды деятельности:
1) погрузочно-разгрузочные работы;
2) складирование и хранение товаров, а также оказание транспортно-экспедиторских услуг;
3) снабжение и снаряжение судов или воздушных судов, в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами, оснащение судов или воздушных судов;
4) ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских и речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;
5) переработка водных биологических ресурсов;
6) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и тому подобные операции);
7) простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;
8) биржевая торговля товарами;
9) оптовая торговля товарами.
При помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны товаров, используемых в портовой ОЭЗ, предоставляется освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов (НДС, акцизов), но требуется соблюдение мер нетарифного регулирования.
На отдельные виды деятельности в портовой ОЭЗ таможенная процедура свободной таможенной зоны не распространяется. Это относится, в частности, к случаям:
- ввоза в портовую ОЭЗ транспортных средств в связи с осуществлением международной и (или) внутренней перевозки товаров (кроме случаев ввоза транспортных средств в портовую ОЭЗ в качестве товаров в целях осуществления их ремонта, в том числе капитального ремонта, и (или) модернизации);
- размещения и (или) использования в портовой ОЭЗ товаров таможенного союза органами государственной власти, администрацией морского (речного) порта, аэропорта, лицами, не являющимися резидентами портовой ОЭЗ.
Товары, размещаемые и (или) используемые в портовой ОЭЗ, считаются помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны с момента их ввоза в портовую ОЭЗ.
Ввозимые в портовую ОЭЗ товары в целях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры, а также товары, ввозимые с остальной части таможенной территории таможенного союза и не помещенные за пределами портовой ОЭЗ под таможенную процедуру, применимую к вывозимым товарам, подлежат таможенному декларированию в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны1.
В остальном таможенные операции совершаются без таможенного декларирования с учетом следующего:
1) ввоз в портовую ОЭЗ иностранных товаров с территорий иностранных государств сопровождается совершением таможенных операций, предусмотренных при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза;
1 Таможенная декларация на товары, ввозимые в портовую ОЭЗ с остальной части таможенной территории РФ, подается не позднее 15 дней со дня их ввоза в портовую ОЭЗ.
2) ввоз в портовую ОЭЗ иностранных товаров и товаров таможенного союза с остальной части таможенной территории таможенного союза сопровождается представлением таможенных документов, подтверждающих помещение данных товаров за пределами портовой ОЭЗ под таможенную процедуру, применимую к вывозимым товарам1.
В отношении товаров, вывозимых из портовой ОЭЗ на остальную часть таможенной территории таможенного союза, таможенная стоимость2 и количество иностранных товаров (в том числе продуктов их переработки, их отходов или остатков) определяются на день их помещения под таможенную процедуру, заявленную в связи с вывозом товаров из портовой ОЭЗ.
В портовой ОЭЗ допускается потребление товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (с указанием факта их потребления в отчетности, представляемой в таможенный орган).
Территория ОЭЗ (промышленно-производственных, технико-внедренчес-ких и портовых) имеет статус постоянной зоны таможенного контроля. При этом лицами, деятельность которых подконтрольна таможенным органам, могут быть не только резиденты ОЭЗ, но и нерезиденты (в случае приобретения прав на товары, выпущенные в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны).
Резиденты и нерезиденты обязаны вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров на территории ОЭЗ и представлять таможенным органам отчетность в отношении этих товаров.
При передаче товаров нерезиденту ОЭЗ использование таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть прекращено.
1 Действие предыдущей таможенной процедуры приостанавливается на период нахождения товаров в портовой особой экономической зоне в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны.
2 В таможенную стоимость товаров не включаются следующие расходы (если они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально):
1) расходы на строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование, После их ввоза в портовую особую экономическую зону;
2) расходы на перевозку (транспортировку), переработку, хранение и предпродажную подготовку товаров после их ввоза в портовую особую экономическую зону;
3) пошлины, налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации.
При прекращении существования ОЭЗ товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат:
- перемещению в другую свободную таможенную зону;
- помещению под иную таможенную процедуру.
Для совершения необходимых операций с товарами заинтересованному лицу (бывшему резиденту особой экономической зоны) дается три месяца (с момента прекращения существования ОЭЗ), в течение которых товары имеют статус находящихся на временном хранении.
Оборудование и объекты недвижимости (например, воздушные и морские (речные) суда), находившиеся под таможенной процедурой свободной таможенной зоны, как изначально ввезенные, так и явившиеся продуктами переработки, остаются в собственности лиц (бывших резидентов ОЭЗ) с приобретением статуса товаров таможенного союза и с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Свободный склад
Свободный склад – таможенная процедура, при которой иностранные товары ввозятся в Российскую Федерацию (в место нахождения свободного склада) с целью производства средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, выпускаемых в дальнейшем на территории РФ.
Иностранные товары (при их ввозе в Россию), равно как и произведенные средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты (выпускаемые со свободного склада для внутреннего пользования на территории РФ), освобождаются (при соблюдении стоимостных и количественных ограничений) от уплаты ввозных таможенных платежей.
При реализации на территории РФ произведенных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов подлежат уплате налоги в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.
Следует сразу оговориться, что в настоящее время в России свободный склад существует только применительно к автомобильному производству1, т.е. специализированный свободный склад производственного типа. Вообще специализация свободных складов производственного типа может быть многогранна, подобно разновидностям операций по переработке товаров. Кроме того, свободные склады могут иметь значение не только складов производственного, но и торгового типа.
1 Имеется в виду действие документов, регулирующих данную таможенную процедуру свободного склада. Примеров практического использования свободного склада на сегодняшний день нет.
Регулирование таможенной процедуры свободного склада осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 05.02.1998 № 135 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности», постановлением Правительства РФ от 23.04.1998 № 413 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности».
Для создания свободного склада необходимо получить лицензию. Лицензия выдается ФТС России российской коммерческой организации на основании решения Правительства РФ. В свою очередь, предложение о создании свободного склада вносится в Правительство РФ Минэкономразвития России на основании заключенного крупномасштабного1 инвестиционного проекта2. Предельный срок действия процедуры свободного склада по каждому инвестиционному проекту составляет семь лет. Минимальный срок действия процедуры (с учетом критериев оценки инвестиционного проекта) не должен быть менее пяти лет.
1 К крупномасштабному инвестиционному проекту относится инвестиционный проект по созданию или развитию производственных мощностей для выпуска современных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов (в том числе реализуемый при участии иностранных инвесторов), который отвечает следующим критериям:
а) суммарный объем инвестиций в течение первых пяти лет осуществления инвестиционного проекта составляет не менее 1500 млн. руб. При участии иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале российской коммерческой организации, осуществляющей реализацию инвестиционного проекта, его вклад должен составлять не менее 150 млн. руб.;
б) доля затрат, произведенных на территории РФ по истечении пяти лет с начала реализации проекта и до окончания срока действия инвестиционного соглашения, относимых на себестоимость средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, составляет не менее 50 % от себестоимости конечной продукции.
Инвестиционный проект разрабатывается российской коммерческой организацией на основании технико-экономического обоснования, утвержденного Минэкономразвития России и имеющего заключение Экспертного совета при Правительстве РФ.
2 В 2002 г. на основании решения Правительства РФ ГТК России выдал лицензию на создание свободного склада ЗАО «Форд Моторз Компани» (г. Всеволжск Ленинградской области). Размер инвестиционного проекта составил порядка 150 млн. долл. (Таможня Северо-Запад (региональный выпуск). 2002. № 5. С. 3).
В 2004 г. распоряжением Правительства РФ от 12.12.2004 № 1597-р предписано ФТС России выдать по заявке ЗАО «Джи Эм – АВТОВАЗ» лицензию на учреждение свободного склада сроком на семь лет.
В соответствии с инвестиционным проектом и бизнес-планом российской коммерческой организацией подготавливается инвестиционное соглашение.
Бизнес-план должен содержать состав затрат на производство средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов (произведенных на территории свободного склада) по элементам с выделением стоимости сырья, материалов и комплектующих изделий, не происходящих с территории Российской Федерации.
Основаниями прекращения действия таможенной процедуры свободного склада могут служить:
- истечение срока действия лицензии;
- волеизъявление владельца свободного склада (до истечения срока действия лицензии);
- отзыв лицензии;
- аннулирование лицензии;
- вывоз товаров со свободного склада и их помещение под иную таможенную процедуру.
Находящиеся на ликвидируемом складе товары подлежат помещению под иную таможенную процедуру (за исключением случаев ликвидации на основании аннулирования лицензии), при этом таможенная стоимость таких товаров определяется на дату принятия таможенной декларации с заявленной новой таможенной процедурой (например, выпуск для внутреннего потребления).
Аннулирование лицензии осуществляется ФТС России на основании решения Правительства РФ. При аннулировании лицензии товары, ранее ввезенные из-за рубежа и находящиеся на свободном складе, подлежат повторному таможенному декларированию в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. В этом случае таможенная стоимость таких товаров определяется на дату их помещения на свободный склад.
Порядок помещения товаров на свободный склад, ведения производственной деятельности и ввоза средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов на таможенную территорию таможенного союза заключается в следующем.
1. Возимые на территорию свободного склада иностранные товары освобождаются от уплаты ввозных таможенных платежей. Не требуется также и принятия мер по обеспечению их уплаты. К таким товарам относятся отдельные комплектующие, используемые для изготовления средств автомобильного транспорта. Причем минимальный (обязательный) перечень этих комплектующих определен Правительством РФ. Например: кузов в сборе, двигатель с трансмиссией, радиатор, колеса ходовые в сборе, передние полуоси (передняя подвеска), задняя подвеска, аккумулятор, амортизаторы передней и задней подвесок, выхлопная система, комплект крепежных деталей. Данный перечень может уточняться решением Правительства РФ по предложению Минэкономразвития России, а также ФТС России для конкретного инвестиционного проекта.
2. Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, произведенные на свободных складах, считаются происходящими из Российской Федерации, если соблюдается стоимостный минимум доли российских затрат в себестоимости готовой (конечной) продукции1.
1 Данный стоимостный минимум установлен Правительством РФ, последовательно по возрастающей для каждого года использования свободного склада. Так, например, средства автомобильного транспорта при их вывозе с территории свободного склада и ввозе на остальную территорию РФ считаются происходящими из России при выполнении следующих условий:
а) с начала реализации инвестиционного проекта и в течение первого года средства автомобильного транспорта изготавливаются из отдельных комплектующих элементов, и доля затрат, произведенных на территории РФ и относимых на себестоимость, составляет не менее 10 % от себестоимости конечной продукции;
б) по истечении первого года и в течение второго года доля затрат, произведенных на территории РФ, составляет не менее 15% от себестоимости конечной продукции;
в) по истечении второго года и в течение третьего года – не менее 20% от себестоимости конечной продукции;
г) по истечении третьего года и в течение четвертого года средства автомобильного транспорта также изготавливаются из ввезенных комплектующих (за исключением кузова), при этом осуществляется сварка, окраска и сборка кузовов, и доля затрат, произведенных на территории РФ и относимых на себестоимость, составляет не менее 30% от себестоимости конечной продукции;
д) по истечении четвертого года и в течение пятого года с начала реализации проекта средства автомобильного транспорта изготавливаются из ввезенных комплектующих элементов (за исключением кузова), осуществляется сварка, окраска и сборка кузовов, и доля затрат, произведенных на территории РФ и относимых на себестоимость, составляет не менее 40% от себестоимости конечной продукции;
е) по истечении пятого года и до конца срока действия инвестиционного соглашения средства автомобильного транспорта изготавливаются из отдельных комплектующих элементов (за исключением кузова), осуществляется сварка, окраска и сборка кузовов, и доля затрат, произведенных на территории РФ и относимых на себестоимость, составляет не менее 50% от себестоимости конечной продукции.
Аналогичные критерии стоимостного минимума предусмотрены и для выпускаемых автомобильных компонентов, произведенных на свободном складе, за исключением требований по использованию ввозимых комплектующих зарубежного производства, а также без оговорок по отдельным видам производственных операций.
Документом, подтверждающим происхождение средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов с территории РФ, является сертификат происхождения товара, который выдается таможенным органом РФ.
3. Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, признаваемые происходящими из Российской Федерации, не облагаются таможенными пошлинами, налогами при их вывозе с территории свободного склада на остальную территорию РФ, если соблюдаются количественные ограничения – квоты, устанавливаемые ежегодно Правительством РФ по вывозу готовой продукции со свободного склада1.
4. Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, признаваемые российскими товарами, однако выпускаемые с превышением установленных квот, подлежат таможенному налогообложению в части такого превышения. В этом случае подлежат уплате таможенные платежи только в отношении иностранных комплектующих (использованных для изготовления готовой продукции) по ставкам, действующим на момент их помещения в свободный склад.
5. При выпуске со свободного склада готовой продукции, не отвечающей критериям происхождения, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в отношении комплектующих иностранного происхождения (использованных для изготовления готовой продукции) по ставкам, действующим на момент выпуска со свободного склада готовой продукции.
Российская коммерческая организация (держатель лицензии), реализующая инвестиционный проект, ежегодно представляет в Минэкономразвития России, Минфин России и ФТС России отчет о доле затрат на производство в Российской Федерации средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов. Отчет должен быть заверен налоговым органом. К отчету прилагаются:
1 Например, определенная Правительством РФ квота по производству автомобилей Ford на заводе во Всеволжске (Ленинградская область) составляла 12,5 тыс. автомобилей в год (Таможня. 2003. № 11. С 2).
Для ЗАО «Джи Эм – АВТОВАЗ» на первый год функционирования свободного склада квота была установлена в размере 99 тыс. автомобилей (www.gavernment.ru).
- сведения о фактических инвестициях в реализацию крупномасштабного инвестиционного проекта;
- сведения об объемах выпуска и степени освоения технологического процесса изготовления средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов;
- отчет о фактическом использовании квот с указанием сумм таможенных платежей, не уплаченных в результате предоставления льгот.
И далее Минэкономразвития России, Минфин России и ФТС России на основе анализа представленных владельцем свободного склада документов вносят в Правительство РФ согласованные предложения о размерах квот на очередной период реализации инвестиционного соглашения.
На основании п. 2 ст. 202 ТК ТС таможенная процедура свободного склада должна устанавливаться международным договором государств – членов таможенного союза. Таким договором служит Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада. В соответствии с данным Соглашением таможенная процедура свободного склада – это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.
С товарами, помещенными под таможенную процедуру свободного склада, и с товарами, изготовленными (полученными) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, допускается совершение операций:
- по складированию, погрузке, хранению товаров;
- подготовке товаров к транспортировке и продаже, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарных качеств;
- переработке (обработке) товаров, в результате проведения которой товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также операций по ремонту товаров;
- предусматривающих совершение сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Вероятно, в отношении таможенной процедуры свободного склада, как и процедуры свободной таможенной зоны, следует ожидать издания дополнительных нормативных правовых актов, разъясняющих порядок и правила их применения.