Какие методы могут быть использованы в исследованиях по проблемам технической

Эксплуатации автомобилей?

Под методом научного исследования понимают способ или со- вокупность способов, реализация которых позволяет достичь наме- ченной цели исследования. В основе любого научного исследования прежде всего должны лежать общедиалектические и системные методологии, которые во- оружают исследователя знанием общих принципов познания совре- менного мира и являются всеобщей основой исследования. Кроме того, каждая наука, которой является и техническая эксплуатация автомобилей, имеет свои конкретные методы исследования. В технической эксплуатации автомобилей получили развитие сле- дующие универсальные для технических наук методы исследова- ния. 1. Анализ — метод научного познания, заключающийся в том, что объект исследования мысленно расчленяется исследователем на бо- лее мелкие подобъекты или выделяются характерные свойства и ка- чества объекта для их детального изучения. Анализ позволяет выде- лить главные звенья любого объекта, исследовать основные связи, т. е. понять суть происходящего. Так, при изучении надежности ав- томобилей в эксплуатации сначала выделяют четыре свойства надеж- ности (безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохра- няемость), а затем изучают их по отдельности. 2. Синтез — метод научного познания объекта как единого це- лого или присущих ему свойств. Он используется для исследования сложных систем после того, как выполнен анализ отдельных эле- ментов системы. Анализ и синтез взаимосвязаны и дополняют друг друга. 3. Индуктивный метод исследования, заключающийся в том, что по результатам единичных наблюдений делают общие выводы, 14 на основании которых судят о связях и свойствах неизвестных объ- ектов. 4. Дедуктивный метод, основанный на выводе частных положе- ний из общих правил, законов, суждений, распространен в технике, математике, где из общих законов или аксиом выводятся частные закономерности. 5. Научное абстрагирование — метод, применяемый в случаях, когда необходимо сосредоточить внимание на основных элементах, связях, свойствах исследуемого объекта, не останавливаясь на част- ных или второстепенных его элементах или связях (например, при- ложение сил, действующих на автомобиль при его движении, к цен- тру масс (центру тяжести)). 6. Формализация, заключающаяся в том, что исследуемый объект описывается математическими терминами и формулами. При этом конкретизируются цель и задачи исследования, более четко опреде- ляются условия их решения. 7. Аналогия, или подобие (сходство по какому-то признаку в целом различных объектов), заключающееся в том, что по сходству свойств изученных объектов делается вывод о сходстве еще не изученных свойств (например, назначение периодичности и трудоемкости тех- нического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) вновь со- зданного автомобиля по нормативам, характерным для его аналога (прототипа)). 8. Моделирование — метод научного исследования, при котором изучение свойств объекта проводится на упрощенной модели объек- та, а не на нем самом непосредственно. Перечисленные ранее методы научного исследования связаны между собой и в конкретном научном исследовании применяются комплексно и дополняют друг друга (физическое, имитационное моделирование и т.д.).

Состояние вопроса исследования. В ходе реализации данного этапа проводятся патентно-лицензионный поиск, обзор и анализ НИР, НИОКР, монографий, статей по рассматриваемой проблеме. В результате формируются основные выводы и определяются цель и задачи исследования. Кроме того, в завершение данного этапа раз- рабатывается общая методика исследования. Общая методика исследований представляет собой набор спосо- бов, способствующих последовательному наиболее эффективному осуществлению научного исследования.

Наши рекомендации