Требования по технике безопасности для водителей ГБО.

КАФЕДРА ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА

 
  Требования по технике безопасности для водителей ГБО. - student2.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 7

«Установка газобаллонного оборудования. Техника безопасности

при эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и хранении автотракторной техники с газобаллонным оборудованием»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ФАКУЛЬТЕТА

 
  Требования по технике безопасности для водителей ГБО. - student2.ru

  Разработаны: проф., д.т.н. Бышовым Н.В., ст. преп. Корнюшиным В.М.  

РЯЗАНЬ 2015

Лабораторная работа №

«Техника безопасности

при эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и хранении автотракторной и сложной сельскохозяйственной техники с газобаллонным оборудованием»

1. Цель и задачи работы.

Изучить особенности установки газобаллонного оборудования на производственных участках. Изучить технику безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании, ремонте и хранении автотракторной техники с газобаллонным оборудованием.

Получить практические навыки по правилам установки, регулировки и испытаниям газобаллонного оборудования автотракторной техники.

2. Литература:

2.1. Техническая эксплуатация автомобилей: Учеб. для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. / Е.С.Кузнецов, А.П.Болдин, В.М.Власов и др. — М.: Наука, 2001.

2.2. Панов Ю.В. Установка и эксплуатация газобаллонного оборудова-

ния автомобилей. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

2.3. Григорьев Е.Г., Колубаев Б.Д., Ерохов В.И. и др. Газобаллонные

автомобили. — М.: Машиностроение, 1989.

2.4. ОСТ 37.001.653 — 99. Газобаллонное оборудование для транспорт­ных средств, использующих газ в качестве моторного топлива. Общие тех­нические требования и методы испытаний.

3. Оборудование, приборы, инструмент.

Наглядные стенды, показывающие работу автотракторной техники на сжиженном нефтяном и компримированном природном газах.

Учебные плакаты, методические указания к лабораторной работе (кафедра ЭМТП).

4. Указания по технике безопасности при проведении работы.

При проведении работы следует строго соблюдать все правила поведения, изложенные в «Инструкции по технике безопасности и охране труда для обучающихся в учебной аудитории».

Техника безопасности при эксплуатации, техническом бслуживании, ремонте и хранении автотракторной техники с газобаллонным оборудованием.

Общие положения.

Основными компонентами КПГ и ГСН являются газы, кото­рые обладают взрыво- и пожароопасными свойствами и могут ока­зывать негативное воздействие на водителя, пассажиров, ремонт­ных рабочих.

Газ в отличие от других видов моторного топлива (бензина и дизельного топлива) находится в баллоне под давле­нием, и в случае негерметичности любого элемента ГБО происхо­дит его утечка. Газообразные топлива легко могут образовать пожа-ровзрывоопасную смесь с воздухом в подкапотном пространстве, салоне, кузове, в помещении, где хранится и обслуживается ГБО, и на заправке.

Природный газ, плотность которого примерно в два раза мень­ше плотности воздуха, при утечке поднимается вверх, а пропан-бутан, плотность которого больше плотности воздуха, оседает.

Газ сжиженный нефтяной, попадая на кожу и испаряясь, мо­жет вызвать серьезные обморожения — ожог кожного покрова, поэтому надо быть особенно внимательным при заправке, а также во время ТО и ремонта баллона и газовой арматуры.

Струя компримированного природного газа в случае внезапной разгерметизации или открытия вентилей оказывает механическое травмирующее воздействие на человека.

Поэтому конструкция ГБО и вся инфраструктура, связанная с их заправкой, эксплуатацией, техническим обслуживанием, ре­монтом и их хранением, должны отвечать повышенным требова­ниям техники безопасности.

Водители и автомеханики, эксплуатирующие ГБО, должны хо­рошо знать свойства газообразных топлив, особенности устрой­ства и эксплуатации ГБО, строго руководствоваться соответству­ющими отраслевыми и межотраслевыми «Правилами по охране труда и технике безопасности на автомобильном транспорте», «Пра­вилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работаю­щих под давлением», «Правилами безопасности в газовом хозяйстве», «Правилами технической эксплуатации и безопасного об­служивания оборудования автомобильных газонаполнительных ком­прессорных станций», инструкциями завода — изготовителя газо­баллонного оборудования и другими документами, регламентиру­ющими работы с использованием КПГ и ГСН.

Для безопасной работы газобаллонного оборудования необхо­димо регулярно проводить работы по его техническому обслужи­ванию, строго соблюдать технологии ТО и ремонта.

Основными требованиями техники безопасности при эксплуа­тации ГБО являются регулярная тщательная проверка герметич­ности газовой аппаратуры и немедленное устранение причин об­наруженных утечек в ремонтных предприятиях или лицами, име­ющими на это соответствующий сертификат и лицензию.

Сварочные, окрасочные работы (включая горячую сушку), а также работы с электродрелью, а также с другими инструментами и абразивными материалами, дающими искрение, производятся на ГБО с дегазированными баллонами.

К вождению, техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования ГБО допускаются лица старше 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, сдавшие экзамены по устройству, ТО и ремонту газобаллонного оборудования, правилам техники безопасности при его эксплуатации и получившие специальное удостоверение установленной формы в учебных заведениях, име­ющих лицензию на эти виды обучения.

Подготовка водителей и ремонтных рабочих составляет мини­мум 40 академических часов.

Первичная проверка знаний по перечисленным вопросам про­изводится на экзамене специальной комиссией, утвержденной ру­ководителем учебного заведения, производящего обучение.

Повторная проверка знаний проводится с периодичностью один раз в два года на экзамене специальной комиссией, утвержденной руководителем автотранспортного предприятия. В состав комиссии входят инженерно-технические работники, прошедшие подготовку по вопросам устройства, эксплуатации, техническому обслуживанию ТО и ремонту ГБО, а также ответственные за эксплуатацию ГБО.

На основании перечисленных выше правил администрация предприятия должна разработать инструкции по охране труда с учетом специфики работы, устройства, хранения газобаллонного оборудования ГБО, вида применяемого газа, устройства ремонт­ного оборудования и состояния производственно-технической базы для водителя ГБО, ремонтных рабочих, дежурных по хранению ГБО и т. д.

Инструкции утверждаются руководством предприятия совместно с профсоюзным комитетом.

Обо всех авариях и несчастных случаях, связанных с использо­ванием газообразных топлив, водители и автомеханики должны немедленно докладывать своим непосредственным начальникам.

В случае возникновения аварийных ситуаций, например возго­рания транспортного средства, необходимо принимать меры к его тушению и немедленно сообщать о пожаре по телефону 01.

Виновные в нарушении инструкций привлекаются к дисцип­линарной, административной и уголовной ответственности.

Требования по технике безопасности для водителей ГБО.

Перед выездом на линию и по возвращении с линии необходи­мо провести осмотр ГБА с целью проверки герметичности, обна­ружения внешних неисправностей и повреждений газобаллонной аппаратуры.

Герметичность производят пенообразующим негорючим (мыль­ным) раствором или течеискателем.

Перед запуском двигателя после длительной стоянки во избе­жание взрыва скопившегося газа надо открыть капот, багажник и люк моторного отсека.

При обнаружении запаха газа во время движения автомобиля, его стоянки, ТО, ремонта, заправки, хранения необходимо не­медленно принять меры к прекращению утечки, исключению вос­пламенения или взрыва, образующейся смеси газа с воздухом, и проветриванию зоны образования утечки.

Необходимо выключить двигатель, отключить «массу» или минусовую клемму аккумулято­ра, перекрыть расходные вентили на баллоне и откатить автомо­биль в безопасное для людей место.

Запрещается курение и пользование открытым огнем в кабине или салоне, если баллоны наполнены газом.

Автомобиль должен быть укомплектован порошковым или углекислотным огнетушителем в кабине водителя и салоне.

При пожаре необходимо остановить двигатель, отключить «мас­су» и, если это возможно, закрыть расходный вентиль. Принять меры к эвакуации ГБА из помещения.

Пламя тушат огнетушите­лем, песком, струей воды. Баллоны с газом следует поливать во­дой для исключения повышения давления в них.

При активизации горения в зоне расположения баллонов води­тель должен во избежание несчастных случаев при взрыве баллона предупредить окружающих об опасности и необходимости поки­нуть зону пожара.

В кабине водителя, салоне, багажных отделениях не должны находиться взрывоопасные или легко воспламеняющиеся грузы или предметы.

Запрещается оставлять в промежуточном положении расходные и наполнительный вентили. Во избежание утечки газа вентили дол­жны быть полностью закрыты или полностью открыты.

Отогревать газовую аппаратуру в случае ее обмерзания можно только горячей водой, паром, воздухом или инфракрасной горелкой.

Запрещается применение открытого пламени.

При въезде газобаллонных автобусов в производственные по­мещения и другие проезды с ограниченными габаритными разме­рами по высоте необходимо обращать внимание на то, что размер по вертикали («габарит по высоте») увеличился на 350... 500 мм по сравнению с базовым автобусом.

Дополнительно для газодизельных автомобилей и автобусов следует соблюдать следующие меры:

во избежание хлопков и взрыва газовоздушной смеси в воз­душном фильтре или глушителе запрещается эксплуатация газо­дизельных автомобилей при неисправных системах ограничения подачи газа;

категорически запрещается пуск и прогрев двигателя в газо­дизельном режиме;

необходимо следить за уровнем топлива в топливном баке и избегать полной выработки дизельного топлива из топливного бака в газодизельном режиме. В противном случае может наступить момент пропуска воспла­менения запальной дозой и воспламенение несгоревшей газовоз­душной смеси в глушителе;

выезд из автопарка или въезд в него осуществляется в дизель­ном режиме при закрытом расходном вентиле.

Категорически запрещается:

производить обслуживание и ремонт газобаллонной аппарату­ры при наличии людей в салоне и кабине;

производить самостоятельно выпуск газа из баллона;

в случае утечки газа запускать двигатель с открытыми расход­ными вентилями на баллонах;

эксплуатировать ГБА на газе при обнаружении внешних меха­нических повреждений, неисправной газовой аппаратуре и утеч­ках газа из системы;

эксплуатировать ГБА в любом режиме (на бензине, дизель­ном или газодизельном топливе, либо на газе) при обнаружении утечки газа в арматуре газовых баллонов;

продолжать движение при обнаружении запаха газа в кабине водителя и пассажирском салоне;

эксплуатировать ГБА после истекшего срока очередного ис­пытания (переосвидетельствования) баллонов;

производить проверку герметичности соединений открытым пламенем и пользоваться огнем для каких-либо целей;

останавливать ГБА около мест, где осуществляют работы с открытым пламенем;

ставить ГБА, имеющий утечку газа, на стоянку в помещении или на консервацию.

Наши рекомендации