Сопряжение моста с насыпью подходов
Лекция №3. Водоотвод, деформационные швы, тротуары, ограждения.Сопряжение моста с насыпью подходов.
Водоотвод.Основные требования по устройству системы водоотведения мостового сооружения представлены в СП35.13330.2011
Система водоотведения мостового сооружения – это комплекс конструктивных решений, состоящий из системы элементов, встроенных или закрепленных к конструкциям мостового сооружения и обеспечивающих сбор и удаление воды с мостового полотна далее в водосточную систему
Требование к системе водоотведения:
– Обеспечение быстрого и организованного отвода воды с поверхности покрытия проезжей (прохожей) части в течение всего срока эксплуатации сооружения;
– Обеспечение беспрепятственного проведение профилактических и восстановительных работ по поддержанию требуемого уровня функциональной надежности;
– Обеспечение требуемых продольных и поперечных уклоном проезжей части и тротуаров мостового полотна;
– Не допускается неорганизованный сброс воды с сооружения;
– Водоотводные трубки должны устраиваться ниже поверхности, с которой отводится вода, на 1см и совместно с подвесным лотками, имеющими уклон 10%;
– Дренажные трубки и каналы выполняются в пониженных мостах проезжей части, куда по уклону (продольному и поперечному) стекает вода;
– Водоотводные лотки мостового полотна должны выполнять функцию приема и направления далее в водосточную систему как поверхностной, так и дренажной воды.
Деформационные швы
Деформационные швы - это зазор между торцами балок пролетных строений, либо торцом пролетного строения и шкафной стенкой устоя.
Закрытый шов - шов, в котором зазор закрыт покрытием, уложенным без разрыва.
Заполненный шов - шов, в котором зазор заполнен герметизирующим материалом (например вкладышем компенсатором), деформирующимся при перемещениях (покрытие выполнено с разрывом.
Открытый шов - шов, в котором зазор открыт и покрытие имеет разрыв.
Перекрытый шов - шов, в котором зазор между сопрягаемыми элементами в уровне верха проезжей части перекрыт скользящим листом.
Конструкции деформационных швов должны не нарушать плавности движения транспортных средств и исключать попадание воды и грязи на нижерасположенные части моста.
При применении водопроницаемых швов следует предусматривать:
- возможность осмотра и ремонта конструкций швов сверху;
- отвод воды, проникающей через шов с помощью лотков, имеющих уклон не менее 50%;
- удобный осмотр и очистку лотков от грязи.
Конструкции швов должны быть надежно закреплены, скользящие элементы плотно прилегать за счет прижатия пружин.
Цементобетонное покрытие над деформационным швом должно иметь разрывы.
Требования к деформационным швам:
· Срок службы – не менее 20 лет;
· Конструкция шва должна позволять беспрепятственное устройство покрытия;
· Максимальная величина зазора между элементами однопрофильного деформационного шва не должна превышать 100 мм, многопрофильного – 76 мм;
· Минимальная величина зазора между элементами шва должна составлять не менее 25 мм;
· В конструкциях гребенчатых деформационных швов допустимый зазор между соседними гребенками должен составлять 50 мм при зазоре между торцами пролетных строений более 200 мм, и 75 при зазоре менее 200 мм;
· Минимальное перекрытие гребенок при максимальных перемещениях не должно быть меньше 38 мм;
· Компоненты, которые имеют срок эксплуатации ниже основной конструкции, должны быть пригодны к замене;
· Конструкции швов должны быть рассчитаны на воздействия ударных нагрузок при проходе транспортных средств и обладать устойчивостью против истирания;
· Высота профиля должна соответствовать сумме толщин слоев покрытия (зона примыкания).
Тротуары
Основные требования по устройству тротуаров и служебных проходов представлены в СП 35.13330.2011.
Тротуар мостового сооружения – это несущая конструкция мостового полотна, предназначенная для движения пешеходов в населенных пунктах.
Служебный проход мостового сооружения – это несущая конструкция мостового полотна, предназначенная для передвижения сотрудников службы эксплуатации при отсутствии регулярного пешеходного движения
Требование к тротуарам и служебным проходам мостового полотна:
· Минимальную ширину тротуаров принимают равной 1,0 м, а в городах и населенных пунктах – 1,5 м. При большей ширине тротуаров ее назначают равной 1,5; 2,25 м и далее - кратной 0,75 м. При соответствующем обосновании допускается принимать ширину тротуаров не кратную 0,75 м;
· При отсутствии регулярного пешеходного движения (менее 200 чел/сут) устраивают служебные проходы шириной 0,75 м (с одной или с обеих сторон мостового сооружения);
· Конструкция тротуаров и служебных проходов должна обеспечивать возможность механизированной безопасной для службы эксплуатации уборки данных конструкций;
· Конструкции тротуаров и служебных проходов должны обеспечивать пропуск требуемой временной нагрузки в соответствии с СП 35.13330.2011;
· Допускается устройство конструкций тротуаров и служебных проходов из полимерных композиционных материалов.
Конструкция тротуаров.
Ограждения
Основные требования по устройству мостового ограждения представлены в СП 35.13330.2011,ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52607-2006.
Мостовое ограждение – конструктивный элемент мостового полотна, устанавливаемый на границах габарита приближения строений, предназначенный для предотвращения съезда транспортных средств за его пределы и исправления траектории движения автомобиля при наезде на ограждение.
Виды ограждений:
· Металлическое; •Железобетонное.
Типы ограждений:
• Барьерное ограждение, состоящее из стоек и горизонтального бруса или профильной стальной ленты либо трубы (труб), установленных на стойках на некотором уровне над верхом покрытия;
• Парапетное ограждение, выполненное в виде железобетонной стенки.
Уровни удерживающей способности:
Уровень удерживания | У1 | У2 | У3 | У4 | У5 | У6 | У7 | У8 | У9 | У10 |
Значение уровня, кДж, не менее |
Сопряжение моста с насыпью подходов
Сопряжение с подходами - это конструктивное выполнение узла примыкания мостового сооружения к насыпи подхода за устоем.
Главнейшим условием устройства сопряжений моста с насыпью является обеспечение плавности въезда автомобилей с подходов на мост на весь период эксплуатации дороги.
Проектирование переходных плит исходит из следующих условий:
• Длины плит принимают в зависимости от высоты насыпи: при высоте насыпи 2-4 м – 4 м, при высоте 4-7 м – 6 м, при большей высоте – 8 м.
• Переходные плиты должны быть уложены на полную ширину пролетного строения. В пределах тротуаров укладывают плиты укороченной длины, равной 2 м.
• Плиты одним концом опирают на прилив шкафной стенки (опираниена верх шкафной стенки не допустимо), другим концом – на лежень.
• Расстояние от поверхности покрытия до верха переходной плиты у ее заглубленного конца принимают не менее 45 см.
• Переходные плиты могут быть выполнены как в сборном, так и в монолитном варианте. Бетон плит принимают класса В30 по ГОСТ 26633 с маркой по водонепроницаемости W8 по ГОСТ 12730.5 и морозостойкостью F300 по ГОСТ 10060.
• Опирание лежня производят на щебеночную подготовку из фракционированного щебня толщиной не менее 40 мм.
• Часть насыпи за устоями и конусы отсыпают из дренирующего грунта, с коэффициентом фильтрации не менее 2-3 м/сутки.
Типы сопряжений:
Щебеночно-песчаный клин | Применяется в старых баночных мостах малых пролетов с опиранием балок без опорных частей. Перемещение пролетного строения относительно опоры исключается |
Переходная плита поверхностного типа. | Плита укладывается параллельно отметкам проезжей части непосредственно на поверхность земляного полотна |
Переходная плита полузагубленная | Устраивается при асфальтобетонном покрытии на жестком основании или полужестком с наклоном 1:8 и заглублением концов до 50 см |
Переходная плита заглубленная | Устраивается при асфальтобетонном покрытии на жестком основании с наклоном 1:12 и заглублением концов до 70 см |