Дидактическая игра: «Угадай насекомое по описанию».
Цель: развивать внимание, память, обогащать словарь детей.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:прыжки на двух ногах между кубиками, поставленными в один ряд.
Цель: развивать ловкость, выносливость, внимание.
Труд: собрать веточки и палочки на участке.
Цель: прививать детям желание трудиться, уважать труд дворника
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №23
Осень (явления общественной жизни)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за грузовым транспортом
Цель:учить детей узнавать грузовой транспорт, называть его части, назначение. Развивать наблюдательность, память.
Ход наблюдения:понаблюдать за самосвалом. Рассмотреть какие большие части у машины (кабина, колеса, кузов). Рассказать, что грузовики перевозят разные грузы. Какие? (песок, кирпичи).
Художественное слово:
Сам в кабину не могу я залезть пока
До чего же велико колесо грузовика
В кузов даже заглянуть не удается мне,
Посмотреть, что там, в кузове на дне.
А в кабине видел руль, дверца на замке,
Но унес ключи шофер на своем брелке.
Подожду его чуть – чуть у него обед,
Может, быть меня прокатит, а быть может, нет.
Подвижная игра:«Воробышки и автомобиль» »(карточка № 6П)
Дидактическая игра: «Чего не стало?»
Цель: развивать зрительную память, внимание.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:бросание мяча вверх и ловля его двумя руками.
Цель: учить бросать мяч вверх и ловить его двумя руками.
Труд: собрать веточки, палочки вокруг песочницы
Цель: прививать желание трудиться.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №24
Осень (явления общественной жизни)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за строительным краном
Цель:познакомить детей со строительным краном, рассказать какие части у него есть, его назначение.
Ход наблюдения: предложить детям рассмотреть строительный кран. Рассказать, что у него есть стрела, которая поднимает груз на высоту. Что строят рабочие? (дом). Кран помогает строить дом, он поднимает кирпичи. Рассказать, что нельзя близко подходить к строящемуся дому, очень опасно.
Художественное слово:
Я бываю выше дома
И легко одной рукой
Поднимаю груз огромный
Кто скажите я такой?
(Подъемный кран.)
Подвижная игра: «Найди что спрятано»(карточка № 2П)
Дидактическая игра: «Собери каштаны».
Цель: упражнять в умении группировать предметы по размеру. Развивать глазомер, внимание.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:прокатывание мяча вокруг предметов в обе стороны.
Цель: упражнять в прокатывании мяча, развивать внимание.
Труд: собрать и очистить игрушки от песка после прогулки.
Цель: учить очищать игрушки от песка после прогулки, прививать желание трудиться.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №25
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за кленом
Цель: учить детей запоминать строение дерева, его отличительные особенности (листья). Активизировать в речи слово: кленовые.
Ход наблюдения: рассматривание веток, листьев, коры клена. Обратить внимание детей, что листья клена самые большие на нашем участке, сравнить с листьями березы.
Художественное слово: загадать загадки:
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это когда бывает? (Осенью)
Подвижная игра: «Листья»
Листья осенние тихо кружаться, Кружатся на цыпочках
Листья нам под ноги тихо ложаться Приседают
И под ногами шуршат, шелестят, Движение руками в стороны
Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся.
Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья». (Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» стр.35)
Цель: учить согласовывать слова с движениями пальцев рук.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:прокатывание мяча друг другу.
Цель: упражнять в прокатывание мяча друг другу.
Труд: собрать красивые листья для аппликации
Цель: учить доводить начатое дело до конца.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №26
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за дикорастущим виноградом
Цель:продолжать знакомить детей с растениями детского сада. Рассмотреть лозу винограда, осенние листья. Активизировать словарь детей: вьется, лоза, виноград.
Ход наблюдения: предложить рассмотреть лозу винограда, обратить внимание на листья, их красивый цвет. Какого цвета? Виноград вьется по земле, забору детского сада. Рассмотреть как он красиво вьется, спускается по забору.
Художественное слово:
Есть участок возле сада
Разделяет их ограда
Там корнеплоды вырастают
Как участок называют? (Огород)
Подвижная игра:«Найди что спрятано»(карточка № 2П)
Дидактическая игра- загадкана тему: «Листья, семена, плоды»
Цель: развивать логику, память, внимание, активизировать словарь.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:ходьба и бег между двумя линиями (шнурами)
Цель: упражнять в равновесии, при беге не наступать на шнуры.
Труд: собрать сухие листья в цветнике.
Цель: прививать трудолюбие, желание помогать старшим.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №27
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за небом, солнцем
Цель:продолжать замечать изменения, которые происходят в природе осенью. Развивать наблюдательность, память.
Ход наблюдения:Обратить внимание детей, что осенью небо чаще серое, пасмурное. Солнце появляется редко.
Почему солнце не блестит? Предложить протянуть ладони к солнцу и подержать немного. Спросить, греет ли оно?
Художественное слово:
Осень, осень, подожди
Из воды плесни дожди
Туча солнце не бодай,
Голубое небо дай.
Л.Андреева.
Подвижная игра: «Зайцы и волк»(карточка № 2)
Дидактическая игра: «Назови ласково»
Цель:упражнять в образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:лазанье, под дугу группируясь «в комочек».
Цель: упражнять в лазанье под дугу, учить группироваться «в комочек», не задевая дугу.
Труд: полить цветы в клумбах.
Цель: прививать желание ухаживать за растениями, помогать взрослым.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №28
Осень (неживая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за погодой
Цель:учить детей различать погоду: солнечная, пасмурная, дождливая
Ход наблюдения:Предложить детям понаблюдать за погодой. Есть ли на улице солнце? Какое небо? Закрепить понятия, когда светит солнце какая погода? (солнечная). На небе облака и тучи? (пасмурная). Идет дождь? (дождливая).
Художественное слово:
Скучная картина! Дождик так и льется,
Тучи без конца, Лужи у крыльца… А.Плещеев
загадать загадку:
Золотое яблочко А в улыбке лучи
По небу катается, Очень горячи.
С утра улыбается, (солнце)
Подвижная игра: Пузырь».
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Дидактическая игра: «Назови, что справа (слева) от тебя ».
Цель: учить детей ориентироваться в направлениях справа, слева
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: бросание мяча о землю и ловля его двумя руками
Цель: учить детей бросать мяч о землю и ловить его двумя руками
Труд:собрать и очистить игрушки от песка после прогулки
Цель: учить очищать игрушки от песка после прогулки, прививать желание трудиться.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №29
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за вороной
Цель: расширять знания о вороне. Воспитывать любознательность, интерес к жизни птиц.
Ход наблюдения:рассмотреть ворону, отметить ее части тела, поведение. Ворона хитрая, ловкая птица. Живет рядом с человеком, пищу находит на свалках, мусорных контейнерах, она всеядная. Ворона кричит «кар – кар».
Художественное слово:
Хромая старая ворона
Давно живет в саду моем.
В густых зеленых ветках клена
Она построила свой дом.
Загадка:
На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
«Кар – кар – кар!» (Ворона)
Подвижная игра: «Воробушки и кот» (карточка № 9П)
Дидактическая игра: «Закончи предложение».
Цель:учить понимать смысл предложения, заканчивать его по смыслу.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:прыжки на двух ногах между кубиками, поставленными в один ряд.
Цель: развивать ловкость, внимание.
Труд: сбор семян растений.
Цель: рассмотреть семена растений, учить детей правильно их собирать.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №30
Осень (живая природа)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за листопадом
Цель:продолжать наблюдать за листопадом, учить описывать листья: цвет, форму. Называть с какого дерева листья. Активизировать в речи слова: кленовые, березовые.
Ход наблюдения:Обратить внимание, что на деревьях стало больше желтых листьев, понаблюдать как они летят в ветреную погоду. Что такое листопад? Почему осень называется золотой?
Художественное слово:
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… летят…летят
Е.Трутнева.
Подвижная игра: «Найди что спрятано»(карточка № 2П)
Дидактическая игра:«Найди такой листок».
Цель: учить находить по образцу листок, называть с какого он дерева.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: ходьба на носках по доске, лежащей на земле.
Цель: учить ходить по доске, сохранять равновесие, осанку.
Труд:собрать веточки, камешки на участке.
Цель: воспитывать трудолюбие, взаимопомощь.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №31
Осень (явления общественной жизни)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за машиной (привозит продукты в д/с)
Цель: закреплять знания о грузовой машине, ее назначение.
Ход наблюдения: понаблюдать с детьми за машиной, которая привозит продукты в детский сад. У машины есть кабина, кузов, колоса. Что привозит машина? (Молоко, мясо, хлеб, овощи, фрукты). Машина большая, потому что много продуктов. Кто работает на машине? (Шофер).
Художественное слово:
Шуршат по дорогам А в кузове – важные,
Веселые шины, Срочные грузы…
Спешат по дорогам, Цемент и железо,
Машины, машины… Изюм и арбузы.
Работа шоферов
Трудна и сложна,
Но как она людям
Повсюду нужна! К.Чолиев
Подвижная игра: «Шофер» (Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в средней группе» стр. 86)
Дидактическая игра:«Чего не стало?»
Цель: развивать зрительную память, внимание.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию:прокатывание мяча «Кто скорее до флажка»
Цель: упражнять в прокатывание мяча, развивать внимание.
Труд: срезать сухие листья цветов, траву в клумбах.
Цель: прививать желание трудиться, помогать взрослым.
Самостоятельная деятельность детей
Карточка №32
Осень (явления общественной жизни)
Сентябрь
Интеграция областей:социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Наблюдение за осенними работами на огороде
Цель: закрепить знания детей об овощах, называть орудия труда. Активизировать глагольный словарь: копать, собирать.
Ход наблюдения:понаблюдать с детьми за работой взрослых на огороде. Что делают взрослые? (собирают сухую траву, копают землю). Какие орудия труда у них? (лопаты, грабли). Какие овощи росли на огороде?
Художественное слово:
Огород
В огороде много гряд,
Тут и репа и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
А.Прокофьев.
Подвижная игра: «Проползи в тоннель»(карточка № 4)
Дидактическая игра: «Один, много»
Цель: учить употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Индивидуальная работа по физическому воспитанию: «Перепрыгни ручеек» прыжки через шнур.
Цель:упражнять в прыжках через шнур на двух ногах.
Труд: собрать песок вокруг песочницы.
Цель: прививать трудовые навыки, желание помогать друг другу.
Самостоятельная деятельность детей
Сентябрь
Карточка № 1 « Наблюдение за осенними цветами».
Карточка № 2 «Наблюдение за природой (Что нам осень подарила?)
Карточка № 3 «Наблюдение за солнцем».
Карточка № 4 «Наблюдение за тучей».
Карточка № 5 «Наблюдение за насекомыми осенью».
Карточка № 6 «Наблюдение за собакой».
Карточка № 7 «Наблюдение за работой дворника».
Карточка № 8 «Наблюдение за транспортом».
Карточка № 9 «Наблюдение за березой».
Карточка № 10 «Наблюдение за осенними листьями».
Карточка № 11 «Наблюдение за ветром».
Карточка № 12 «Наблюдение за песком».
Карточка № 13 «Наблюдение за отлетом птиц».
Карточка № 14 «Наблюдение за кошкой».
Карточка № 15 «Наблюдение за старшими детьми».
Карточка № 16 «Наблюдение за пешеходом».
Карточка № 17 «Наблюдение за увядающими растениями».
Карточка № 18 «Наблюдение за георгинами, ноготками».
Карточка № 19 «Наблюдение за почвой».
Карточка № 20 «Наблюдение за приметами осени».
Карточка № 21 «Наблюдение за воробьями».
Карточка № 22 «Наблюдение за насекомыми».
Карточка № 23 «Наблюдение за грузовым транспортом».
Карточка № 24 «Наблюдение за строительным краном».
Карточка № 25 «Наблюдение за кленом».
Карточка № 26 «Наблюдение за дикорастущим виноградом».
Карточка № 27 «Наблюдение за небом, солнцем».
Карточка № 28 «Наблюдение за погодой».
Карточка № 29 «Наблюдение за вороной».
Карточка № 30 «Наблюдение за листопадом».
Карточка № 31 «Наблюдение за машиной (привозит продукты в д/с)».
Карточка № 32 «Наблюдение за осенними работами на огороде».
Литература:
1. Уланова Л.А. Иордан С.О. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3- 7 лет».
2. И.В.Кравченко Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду».
3. С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников».
4. С.А.Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой».
5. Т.И.Петрова Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников».
6. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в средней группе с общим недоразвитием речи».
7. А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».