Расходы по содержанию и эксплуатации транспортных средств
Каждая фирма, владеющая транспортом, несёт условно постоянные и условно переменные расходы по его содержанию. Условно постоянные расходы по содержанию одного собственного транспортного средства составляют 20 у.д.е. в день.
Условно переменные издержки определяются удельной стоимостью одного километра пробега, которая для собственного транспорта составляет 1 у.д.е./км.
В расходах по использованию наёмного транспорта также присутствует постоянная и переменная составляющие. Получив наемный автомобиль, фирма оплачивает за него 50 у.д.е. в день, независимо от степени его использования. Пробег наёмного транспорта оплачивается по цене 1 у.д.е./км. Эти расценки включают оформление заказа, экспедирование и страхование груза.
Выбор из двух вариантов - иметь ли свои собственные транспортные средства или брать их внаём, является важным элементом стратегического планирования логистики фирмы. При этом второй вариант позволяет сохранить капитал, но вынуждает иметь более высокие транспортные расходы.
Расходы сверхнормативного труда
Основной рабочий день водителей - 8 час, включая возможный перерыв в пути. Сверх этого периода времени до максимально разрешённого количества часов (10 час) сверхнормативная работа рассчитывается с точностью до минуты и оплачивается по расценкам 0,2 у.д.е./мин.
Другие виды расходов
Если график предусматривает использование наёмного транспорта, перевозящего напитки, то в целях безопасности следует взять работника для охраны. Дополнительная стоимость такой услуги равна 20 у.д.е. на человека на одну машину в день.
Собственный транспорт фирмы оборудован средствами безопасности, что исключает необходимость использования дополнительной охраны.
Штрафные санкции
9.1.Неполное использование вместимости транспортного средства.
Если транспортное средство (собственное или наёмное) отправлено в поездку с меньшим установленного минимума количеством груза (90 грузовых единиц), то следует учесть сумму штрафа в размере 1,5 у.д.е. за каждую недогруженную единицу (независимо от принадлежности транспортного средства).
Если собственное транспортное средство фирмы совсем не использовалось в течение дня, в расчёт транспортных расходов следует включить постоянную стоимость его дневного содержания – 50 у.д.е.
9.2.Неполное использование транспорта по времени.
Основная продолжительность рабочего дня водителя, как отмечалось, составляет 8 час. Минимальный рабочий день - 6 час. Штраф за транспортные средства, работающие меньше чем 6 час, составляет: по собственным машинам – 10 у.д.е./день, по наёмным машинам – 15 у.д.е./день.
Расходы на штраф в этой игре преднамеренно включены в сумму затрат, чтобы показать ее участникам, насколько дорого обходится фирме содержание транспорта и водителей.
9.3.Неполное выполнение заказа магазина.
Участники игры должны принимать все меры к тому, чтобы осуществить доставку по заявке в установленный день. Однако если по какой-либо причине поставка будет сделана в последующие дни, то за каждый просроченный день поставки с игрока взимается штраф в размере 3 у.д.е. за каждую недопоставленную коробку в день.
Задания к деловой игре
Пользуясь приведёнными исходными данными, участникам деловой игры предлагается:
Методические рекомендации
Команды намечают первый кольцевой маршрут, выполняют по нему расчёты пробега, времени и загрузки. Кольцевые маршруты в первом приближении могут разрабатываться, например, следующим образом. Воображаемым лучом, исходящим из точки 0 (местоположение склада) и постепенно вращающимся по (или против) часовой стрелке, начинаем "стирать" с координатного поля изображённые на нем магазины (эффект дворника-стеклоочистителя). Как только сумма заказов "стёртых" магазинов достигнет вместимости транспортного средства, фиксируем сектор, обслуживаемый одним кольцевым маршрутом, и намечаем путь объезда магазинов. Следует отметить, что данный метод даёт точные результаты в том случае, когда расстояние между узлами транспортной сети по существующим дорогам прямо пропорционально расстоянию по прямой.
С методами оптимизации кольцевых маршрутов желательно познакомиться до проведения деловой игры.
Форма, по которой рассчитываются параметры маршрутов (основная рабочая форма деловой игры), приведена в приложении 4. Пример расчётов по первому маршруту приведён в табл.1.
Поясним расчёты, выполненные по заказам ряда магазинов на понедельник. Установим исходящий из точки 0 воображаемый луч в горизонтальное положение (луч пересечёт магазин 29) и начнём вращать его по часовой стрелке, формируя загрузку автомобиля продуктами и напитками. Для магазина № 29 в автомобиль укладывают 28 коробок (16 коробок продуктов и 12 - напитков). Далее в поле луча попадает магазин № 30, для которого грузят 44 коробки (24 коробки продуктов и 20 - напитков). Продолжая движение луча, захватываем заказ первого магазина (8 коробок напитков). Суммарная загрузка автомобиля при этом достигнет 80 коробок. Следующий, "стёртый" лучом магазин заказал 38 коробок продуктов и напитков (магазин № 2). Грузовместимость автомобиля позволяет выполнить и этот заказ. Общее количество груза в машине - Р = 118 коробок показывает, что формирование маршрута завершено. Путь объезда магазинов записывается в виде последовательности чисел, соответствующих номерам объезжаемых магазинов. Например, запись 0-1-5-7-0 означает, что автомобиль, выехав со склада (пункт 0), направился в магазин №1, затем в магазин №5, далее в магазин №7, а затем вернулся на склад (пункт 0).
Таблица 1
Пример расчёта параметров первого маршрута
№ маршрута | № магазина | Размер заказа, количество коробок | Расчёты по маршрутам | ||
П | М | Н | |||
- | -- | Путь объезда магазинов по маршруту М: 0 – 29 – 30 – 2 – 1 - 0 Количество перевезённого груза Р = 118 коробок Длина маршрута L = 32 км Время работы машины на маршруте Т = 32х3 + 118х0,5 + 15х4 = 215 мин | |||
-- | |||||
-- | -- | ||||
-- | |||||
Изучение карты позволяет наметить оптимальный путь объезда магазинов М: 0 – 29 – 30 – 2 – 1 – 0. Сосчитав количество клеток-километров, получаем протяжённость первого маршрута: L = 32 км.
Время работы автомобиля на маршруте складывается из нескольких слагаемых:
§ Время движения автомобиля:
o 32 км*3 мин/км = 96 мин.
§ Время на разгрузку автомобиля в магазинах:
o 118 коробок * 0,5 мин/коробку = 59 мин.
§ Время на операции подготовки и завершения разгрузки в магазинах:
o 4 магазина *15 мин/магазин = 60 мин.
§ Общее время работы автомобиля на маршруте составит:
o Т = 32*3 + 118*0,5 + 15*4 = 215 мин.
Действуя подобным образом, намечают необходимое количество маршрутов, позволяющее выполнить все заказы магазинов. Затем, пользуясь полученными значениями времени работы автомобиля на маршруте, составляют график работы транспорта (приложение №5). Пример заполнения графика для первого рейса первой машины дан в табл.№2.
Решение об использовании той или иной машины на очередном рассчитанном маршруте принимается на основании сопоставления фактически отработанного машиной времени и временной протяжённости этого маршрута. Напомним, что по установленным тарифам оплачиваются лишь те машины, которые отработали от 6 до 8 час в день (меньше 6 час - штраф, более 8 час - сверхурочная оплата).
Составление графика позволяет сформировать целостное видение процесса доставки (во временном разрезе). При этом возможен возврат к предыдущему этапу деловой игры и корректировка некоторых маршрутов с целью оптимизации всего графика.
Таблица №2
График работы транспорта
№ машины | Первая поездка | Вторая поездка | Третья поездка | Общее время работы, часов | Принадлежность автомобиля (свой или чужой) | ||||||
№ маршрута | Отправление со склада | Прибытие на склад | № маршрута | Отправление со склада | Прибытие на склад | № маршрута | Отправление со склада | Прибытие на склад | |||
800 | 1135 | 1205 | и т.д. | Собств | |||||||
800 | |||||||||||
800 | |||||||||||
и т.д. |
После составления графика по форме приложения 6 рассчитывают общие затраты по доставке товаров. Расчёт затрат также может сопровождаться корректировкой маршрутов, графика и распределения объемов перевозок между собственным и наёмным транспортом.
В завершение деловой игры команды составляют план выполнения заказов (приложение №7) и проводят анализ результатов планирования процесса доставки. Форма анализа дана в приложении № 8.
Приложение № 1-Карта-схема зоны обслуживания
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Точками на карте обозначены магазины — потребители материального потока. В правой, нижней от магазина клетке — его номер. В середине района находится распределительный склад — точка 0.
Приложение 2
Координаты магазинов
№ магазина | Координаты магазина | |
X | Y | |
Координаты распределительного склада:
X → 16; Y → 10.
Приложение 3