Маркетинг пассажирских перевозок
Маркетингом пассажирских перевозок называется система управления, направленная на полное и эффективное удовлетворение транспортных потребностей населения.
Маркетинг включает в себя:
• анализ состояния и динамики потребительского спроса на рынке транспортных услуг;
• выявление и изучение потребительских предпочтений;
• оценку внешней среды и уровня конкуренции на транспортном рынке;
• определение емкости рынка транспортных услуг населению и рыночной доли железнодорожного транспорта;
• проведение сегментации рынка, выявление существующих и перспективных сегментов рынка транспортных услуг населению;
• ценовую политику;
• развитие рекламной деятельности и стимулирование спроса на пассажирские перевозки;
• разработку и продвижение новых транспортных услуг населению.
Результатом маркетинга пассажирских перевозок является создание информационно-аналитической базы для принятия эффективных управленческих решений, позволяющих обеспечить привлечение на железнодорожный транспорт максимального пассажиропотока за счет конкурентоспособной тарифной политики и предоставления населению транспортных услуг требуемого объема и уровня качества.
Функции проведения маркетинговых исследований в области пассажирских перевозок на железных дорогах должны быть возложены на отделы маркетинга дирекций по обслуживанию пассажиров.
Маркетинговые исследования пассажирских перевозок предусматривают систематический анализ рынка транспортных услуг населению и внешней среды для решения тактических и стратегических задач управления пассажирским комплексом железнодорожного транспорта. Принципиальной особенностью направленности маркетинговых исследований пассажирских перевозок является тот фактор, что спрос населения на транспортные услуги почти всегда является вторичной потребностью, которая служит для удовлетворения потребностей, имеющих более первичный характер (работа, учеба, отдых, лечение и др.).
В связи с этим, при анализе потенциала рынка транспортных услуг обязателен учет изменения первичной потребности в зависимости от уровня социально-экономического развития региона и дифференциации образа жизни проживающего в нем населения.
Источниками информации маркетинговых исследований пассажирских перевозок являются данные статистической отчетности (отраслевой и внеотраслевой) и результаты социологических исследований (анкетирование, опросы, фокус-группы населения и др.).
Обязательным направлением маркетинговых исследований пассажирских перевозок является составление характеристики рынка транспортных услуг населению.
Составление транспортной характеристики региона необходимо для оценки и прогнозирования транспортной подвижности населения.
Транспортная характеристика должна включать в себя следующие разделы:
• схема и протяженность путей сообщения в регионе и направления основных пассажиропотоков;
• количество городов с численностью более 1 млн чел., от 500 тыс. до 1 млн чел., от 300 до 500 тыс. чел., от 100 до 300 тыс. чел., от 50 до 100 тыс. чел., менее 50 тыс. чел.;
• общая численность населения, в том числе городского и сельского;
• численность занятого населения и пенсионеров;
• возрастной и половой состав населения;__
• распределение населения по уровню доходов;
• социальный и профессиональный состав населения;
• численность учащихся дневных общеобразовательных школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений;
• среднедушевой денежный доход;
• среднемесячная начисленная заработная плата;
• индекс потребительских цен;
• стоимость набора из 19 основных продуктов питания;
• индексы физического объема промышленного производства;
• индексы объема продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий;
• парк личных автомобилей на 1000 человек и 100 семей;
• количество отправленных пассажиров и пассажирооборот разных видов транспорта в регионе.
На основании данной информации дается оценка влияния различных факторов на величину спроса на пассажирские перевозки, учитываемая при принятии управленческих решений.
На величину спроса на пассажирские перевозки оказывает влияние большое количество факторов. Их можно объединить в 4 группы: факторы общественной стабильности, макроэкономические, внутриотраслевые и межтранспортные. Перечисленные факторы имеют различную степень влияния на величину спроса и носят как ценовой, так и неценовой характер.
Факторы общественной стабильности оказывают влияние на совокупный спрос населения на транспортные услуги, кроме того, под их воздействием могут значительно изменяться направления пассажиропотоков.
Макроэкономические факторы определяют реальную платежеспособность населения, структуру потребительского бюджета. При анализе их влияния на величину спроса чрезвычайно важно выделять разные бюджетные группы для предоставления широкого спектра транспортных услуг (по качеству и цене).
Платежеспособность населения может быть оценена коэффициентом покупательной способности, определяемым отношением доходов населения к стоимости минимальной потребительской «корзины». Значение коэффициентов покупательной способности по субъектам Российской Федерации показывает их значительную дифференциацию, которую необходимо учитывать при удовлетворении спроса населения на пассажирские перевозки.
Для прогнозирования спроса на пассажирские перевозки необходимо создание имитационных моделей, учитывающих влияние наиболее значимых факторов, позволяющих рассматривать различные варианты воздействия железных дорог на рынок транспортных услуг.
Важнейшим направлением маркетинга пассажирских перевозок является получение информации путем проведения социологических исследований.
- ОПД.10 Экономика отрасли
Задача 1
Определить показатели экономической эффективности использования основных средств предприятия.
Группы основных средств | на н.г. | Движение ОФ за год | на к. г. | Изменение | |
введение | выбытие | ||||
Здания | 2656,4 | 651,7 | 178,6 | ||
Сооружения | 18766,2 | 1033,9 | 30,0 | ||
Машины и оборудование | 1835,0 | 641,7 | 58,7 | ||
Транспортные средства | 5240,9 | 1625,9 | 15,7 | ||
Производственный инвентарь | 9,4 | 2,2 | 0,7 | ||
Прочие ОПФ | 1,4 | 0,7 | - | ||
ИТОГО ОПФ | |||||
Непроизводственные фонды | 1697,4 | 115,7 | 133,8 | ||
ВСЕГО ОФ | |||||
Списочный штат работников станции, чел. | |||||
Определить: | |||||
Фондоотдача, руб.\руб. | |||||
Фондоёмкость, руб | |||||
Фондовооружённость руб./чел |
Решение:
Наименование показателя | Методика расчёта | Формула для расчёта |
Фондоотдача, руб.\руб. | Объём реализованной продукции Стоимость ОФ | Фо = ОРП / ОПФ |
Фондоёмкость ,руб | Стоимость ОФ Объём реализованной продукции | Фё = ОПФ / ОРП |
Фондовооружённость ,руб./чел | Стоимость ОФ Списочный штат работников | Фв = ОПФ / Чсп. |
Группы основных средств | на н.г. | Движение ОФ за год | на к. г. | Изменение | |
введение | выбытие | ||||
Здания | 2656,4 | 651,7 | 178,6 | 3129,5 | 473,1 |
Сооружения | 18766,2 | 1033,9 | 19770,1 | 1003,9 | |
Машины и оборудование | 641,7 | 58,7 | |||
Транспортные средства | 5240,9 | 1625,9 | 15,7 | 6851,1 | 1610,2 |
Производственный инвентарь | 9,4 | 2,2 | 0,7 | 10,9 | 1,5 |
Прочие ОПФ | 1,4 | 0,7 | 2,1 | 0,7 | |
ИТОГО ОПФ | 28509,3 | 3956,1 | 283,7 | 32181,7 | 3672,4 |
Непроизводственные фонды | 1697,4 | 115,7 | 133,8 | 1679,3 | -18,1 |
ВСЕГО ОФ | 30206,7 | 4071,8 | 417,5 | 3654,3 | |
Объем реализованной продукции, тыс.руб. | |||||
Списочный штат работников станции, чел. | |||||
Определить: | |||||
Фондоотдача, руб.\руб. | 88,64 | 141,66 | 53,02 | ||
Фондоёмкость, руб | 0,01 | 0,01 | 0,00 | ||
Фондовооружённость | 1,53 | 1,67 | 0,14 | ||
руб./чел |
Задача 2
Определить показатели экономической эффективности использования основных и оборотных средств предприятия
| ОТЧЁТНЫЙ СРОК | ОТКЛОНЕНИЯ | ||
Остаток на начало года | Остаток на конец года | + | - | |
Объем реализованной продукции, тыс.руб. | ||||
Средние остатки оборотных средств, тыс.руб. | ||||
Коэффициент оборачиваемости, обороты | ||||
Коэффициент загрузки, рубли | ||||
Период оборачиваемости, дни |
Решение:
Наименование показателя | Методика расчёта | Формула для расчёта |
6 Коэффициент оборачиваемости, обороты | Объём реализованной продукции Средние остатки оборотных средств | Коб = ОРП / СО |
7 Коэффициент загрузки, рубли | Средние остатки оборотных средств Объём реализованной продукции | Кз = СО / ОРП |
8 Период оборачиваемости, дни | 365 ·Средние остатки оборотных средств Объём реализованной продукции | Тоб = ( Д ∙ СО) / ОРП |
1. Наименование показателя | ОТЧЁТНЫЙ СРОК | ОТКЛОНЕНИЯ | ||
Остаток на начало года | Остаток на конец года | + | - | |
Объем реализованной продукции, тыс.руб. | 2677523,00 | 4796766,00 | 2119243,00 | |
Средние остатки оборотных средств, тыс.руб. | -709 | |||
Коэффициент оборачиваемости, обороты | 8,19 | 14,70 | 6,51 | |
Коэффициент загрузки, рубли | 0,12 | 0,07 | -0,05 | |
Период оборачиваемости, дни | 44,58 | 24,83 | -19,75 |
Задача 3
На основании исходных данных рассчитать амортизационные отчисления основных производственных фондов, структуру амортизационных отчислений. Результаты расчётов занести в таблицу:
Амортизационные отчисления
Группы основных средств | Стоимость ОФ на н.г. (первоначальная) | Срок службы, лет | Норма амортизации, % | Амортизационные отчисления, руб. | Структура амортизационных отчислений,% |
Здания | 2656,4 | ||||
Сооружения | 18766,2 | - | 2,5 | ||
Машины и оборудование | 1835,0 | ||||
Транспортные средства | 5240,9 | - | 3,8 | ||
Производственный инвентарь | 9,4 | ||||
Прочие ОПФ | 1,4 | - | |||
ИТОГО ОПФ | |||||
Непроизводственные фонды | 1697,4 | ||||
ВСЕГО | 2656,4 |
Решение:
Группы основных средств | Стоимость ОФ на н.г. (первоначальная) | Срок службы, лет | Норма амортизации, % | Амортизационные отчисления, руб. | Структура амортизационных отчислений,% |
Здания | 2656,4 | 2,00 | 53,13 | 5,23 | |
Сооружения | 18766,2 | - | 2,50 | 469,16 | 46,20 |
Машины и оборудование | 6,67 | 122,33 | 12,05 | ||
Транспортные средства | 5240,9 | - | 3,80 | 199,15 | 19,61 |
Производственный инвентарь | 9,4 | 20,00 | 1,88 | 0,19 | |
Прочие ОПФ | 1,4 | - | 2,00 | 0,03 | 0,00 |
ИТОГО ОПФ | 28509,3 | 36,97 | 845,68 | 83,28 | |
Непроизводственные фонды | 1697,4 | 10,00 | 169,74 | 16,72 | |
ВСЕГО | 2656,4 | 1015,42 | 100,00 |
Задача 4
По результатам сводки проведенной фотографии рабочего дня определить:
а) продолжительность рабочего дня;
б) сделать анализ затрат рабочего времени по отдельным категориям;
в) составить проект уплотненного баланса рабочего времени;
г) рассчитать коэффициенты использования рабочего времени и возможного повышения производительности труда за счет устранения явных потерь рабочего времени.
Исходные данные:
Фактический баланс рабочего времени
Наименование | Индексы | Затраты рабочего времени, мин. |
Подготовительно- заключительное | ПЗ | |
Оперативное | ОП | |
Обслуживание рабочего места | ОБ | |
Организационно-технические перерывы | Отп | |
Технологические перерывы | Прт | |
Перерывы на отдых и личные надобности | Прф | |
Перерывы, зависящие от исполнителя | ПнД |
Результаты занести в таблицу:
Баланс рабочего времени | Сокращение затрат рабочего времени, мин. | ||||
Фактический | Уплотнённый | ||||
Индексы | мин. | % к итогу | мин. | % к итогу | |
ПЗ | 2,36 | 17,00 | 2,36 | 0,00 | |
ОП | 82,36 | 611,00 | 84,86 | 18,00 | |
ОБ | 6,39 | 6,39 | 0,00 | ||
Отп | 29,41 | 29,41 | 0,00 | ||
Прт | 2,36 | 2,36 | 0,00 | ||
Прф | 3,33 | 3,33 | 0,00 | ||
ПнД | 2,50 | 0,00 | 0,00 | -18,00 | |
Итого: | 720,00 | 0,00 |