Стратегия формирования складской сети

Выбор формы собственности склада. На первоначальном этапе компании необходимо определиться в организационной форме управления складом. Склад может быть собственным или общего пользования (СОП). Ключевыми факторами выбора формы собственности склада является объем складского товарооборота и уровень обслуживания клиентов. При стабильно большом товарообороте и высоком уровне обслуживании клиентов предпочтение следует отдавать собственному складу. Основные ключевые факторы выбора формы собственности склада отражены в таблице 2.1.1.1.

Ключевые факторы выбора собственности склада

Таблица 2.1.1.1

Собственный склад Склад общего пользования
стабильный объем продаж низкий объем продаж
большой товарооборот сезонный товар
высокая оборачиваемость новый рынок
высокая концентрация потребителей начальная стадия развития фирмы

Определение количества складов. При решении этой задачи минимизируют суммарные затраты, связанные с функционированием складской сети. Зависимость суммарных затрат и их составляющих от количества складов представлена на рис. 2.1.1.1. Абсцисса точки, в которой суммарные затраты достигают минимума, определяет оптимальное количество складов.

       
Стратегия формирования складской сети - student2.ru

Рис.2.1.1.1. Зависимость суммарных затрат и их составляющих от количества складов на один условный поддон: 1 - общие суммарные затраты; 2 - транспортные затраты поставки на склад; 3 - затраты на запасы; 4 - затраты на хранение; 5 - затраты на учет заказов; 6 - транспортные расходы на поставку потребителям; 7 - затраты от упущенных продаж

Место расположения склада оказывает существенное влияние на величину транспортных расходов, связанных с поставкой товаров от поставщика на склад и со склада потребителю. Одним из наиболее простых и часто применяемых методов определения месторасположения склада является метод «сетки». Сущность данного метода заключается в наложении на географическую карту сетки координат с указанием мест расположения предполагаемых поставщиков и потребителей. Выбор места под склад осуществляют, исходя из минимума транспортных расходов, связанных с доставкой груза на склад и со склада потребителям. При этом координата оптимального расположения склада (для минимизации расходов на доставку грузов от m поставщиков до склада и со склада до n потребителям) по каждой оси рассчитывается по формуле:

Стратегия формирования складской сети - student2.ru ,

где

Тni – транспортный тариф для i-го поставщика на перевозку единицы груза на один км, руб./(т*км);

Тkj – транспортный тариф на перевозку единицы груза для j-го клиента на один км, руб./(т*км);

Rni – расстояние от начала оси координат до месторасположения i-го поставщика склада, км;

Rкj – расстояние от начала оси координат до месторасположения j-го клиента склада, км;

Qni – объем груза, приобретаемый у i-го поставщика на склад, т.;

Qkj – объем груза, реализуемый j-у клиенту со склада, т.

Несмотря на простоту и широкое использование данной модели, она имеет ряд существенных недостатков:

- не учитывается изменение транспортных тарифов;

- не учитывается изменение объема закупаемых и реализуемых грузов;

- не учитываются топографические условия, иногда неприемлемые для застройки;

- предполагается прямая зависимость транспортных расходов от расстояний.

Выбор формы товароснабжения. Согласно [21] товароснабжение – это система мероприятий по доведению товаров от производителя до мест продажи или потребления. Форма товародвижения – это организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.

Существуют следующие формы товароснабжения:

- транзитная - форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников;

- складская - форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников.

Транзитная форма товароснабжения применяется:

- количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт;

- потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории;
- товар требует высокоспециализированного сервиса;

- объем каждой поставляемой партии достаточен для заполнения одного отгрузочного места (вагон, контейнер, полуприцеп, прицеп);

- у покупателя имеется достаточная сеть складов, подсобных помещений.

Наши рекомендации