Стратегия формирования складской сети
Выбор формы собственности склада. На первоначальном этапе компании необходимо определиться в организационной форме управления складом. Склад может быть собственным или общего пользования (СОП). Ключевыми факторами выбора формы собственности склада является объем складского товарооборота и уровень обслуживания клиентов. При стабильно большом товарообороте и высоком уровне обслуживании клиентов предпочтение следует отдавать собственному складу. Основные ключевые факторы выбора формы собственности склада отражены в таблице 2.1.1.1.
Ключевые факторы выбора собственности склада
Таблица 2.1.1.1
Собственный склад | Склад общего пользования |
стабильный объем продаж | низкий объем продаж |
большой товарооборот | сезонный товар |
высокая оборачиваемость | новый рынок |
высокая концентрация потребителей | начальная стадия развития фирмы |
Определение количества складов. При решении этой задачи минимизируют суммарные затраты, связанные с функционированием складской сети. Зависимость суммарных затрат и их составляющих от количества складов представлена на рис. 2.1.1.1. Абсцисса точки, в которой суммарные затраты достигают минимума, определяет оптимальное количество складов.
|
|
Рис.2.1.1.1. Зависимость суммарных затрат и их составляющих от количества складов на один условный поддон: 1 - общие суммарные затраты; 2 - транспортные затраты поставки на склад; 3 - затраты на запасы; 4 - затраты на хранение; 5 - затраты на учет заказов; 6 - транспортные расходы на поставку потребителям; 7 - затраты от упущенных продаж
Место расположения склада оказывает существенное влияние на величину транспортных расходов, связанных с поставкой товаров от поставщика на склад и со склада потребителю. Одним из наиболее простых и часто применяемых методов определения месторасположения склада является метод «сетки». Сущность данного метода заключается в наложении на географическую карту сетки координат с указанием мест расположения предполагаемых поставщиков и потребителей. Выбор места под склад осуществляют, исходя из минимума транспортных расходов, связанных с доставкой груза на склад и со склада потребителям. При этом координата оптимального расположения склада (для минимизации расходов на доставку грузов от m поставщиков до склада и со склада до n потребителям) по каждой оси рассчитывается по формуле:
,
где
Тni – транспортный тариф для i-го поставщика на перевозку единицы груза на один км, руб./(т*км);
Тkj – транспортный тариф на перевозку единицы груза для j-го клиента на один км, руб./(т*км);
Rni – расстояние от начала оси координат до месторасположения i-го поставщика склада, км;
Rкj – расстояние от начала оси координат до месторасположения j-го клиента склада, км;
Qni – объем груза, приобретаемый у i-го поставщика на склад, т.;
Qkj – объем груза, реализуемый j-у клиенту со склада, т.
Несмотря на простоту и широкое использование данной модели, она имеет ряд существенных недостатков:
- не учитывается изменение транспортных тарифов;
- не учитывается изменение объема закупаемых и реализуемых грузов;
- не учитываются топографические условия, иногда неприемлемые для застройки;
- предполагается прямая зависимость транспортных расходов от расстояний.
Выбор формы товароснабжения. Согласно [21] товароснабжение – это система мероприятий по доведению товаров от производителя до мест продажи или потребления. Форма товародвижения – это организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.
Существуют следующие формы товароснабжения:
- транзитная - форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников;
- складская - форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников.
Транзитная форма товароснабжения применяется:
- количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт;
- потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории;
- товар требует высокоспециализированного сервиса;
- объем каждой поставляемой партии достаточен для заполнения одного отгрузочного места (вагон, контейнер, полуприцеп, прицеп);
- у покупателя имеется достаточная сеть складов, подсобных помещений.