Тактико-технические требования (ТТТ)
Таблица 1. Статистические данные
Наименование самолета | Ту-134Б Россия | АН-148 Украина | Fokker 100, Нидерланды | Bombardier CRJ900, Канада | ACAC ARJ21-700, Китай | |
Летные данные | Vmax,км/ч | |||||
Hmax,км | 9,02 | 12,5 | 10.7 | 12.5 | 11.9 | |
Vкрейс, км/ч | ||||||
Hкрейс,км | 10,1 | 11.3 | ||||
Vвзл, км/ч | ||||||
L(mт max), км | ||||||
L(mгр max),км | ||||||
Lразб, км | ||||||
Lпроб, км | ||||||
nпас, чел | 80-96 | 85-90 | 85-110 | |||
nэк., чел | 2+3 | |||||
Массовые данные | m0(mвзл), кг | |||||
m0 max, кг | ||||||
mпуст, кг | ||||||
mоб, кг | ||||||
mгр, кг | ||||||
mт, кг | ||||||
Данные СУ силовой уст. | Число и тип двигателя | 2 Д-30 III серии | 2 ТРДД Д-436-148 | 2 ТРДД | 2 ТРДД Gen. El. CF34-8C5 | 2 ТРДД GEAE CF34-10A |
Р0, даН | 2х6600 | 2´6830 | 2´6400 | 2´6450 | 2´6950 | |
mдв, кг | ||||||
Геометрические данные | S, м2 | 127,3 | 87.32 | 93.5 | 66.8 | 79.86 |
l, м | 28.91 | 28.08 | 23.24 | 27.29 | ||
χ° | ||||||
λ | 9.12 | 9,57 | 10,31 | 10,04 | 8,3 | |
η | 3.57 | 4,4 | 3,53 | 4,57 | 3,3 | |
Lф, м | 37.1 | 29.13 | 35.53 | 36.19 | 4633. | |
Dф, м | 2.9 | 3,35 | 3.3 | 3,2 | 3,3 | |
λф, м | 9.78 | 9.793 | 10.32 | 10.23 | 9,58 | |
ΣSМИД, м2 | 6.602 | 8.809 | 8.55 | 8.03 | 8.55 | |
Sэл(Относит.) | 0.036 | 0.068 | 0.052 | 0.087 | 0.076 | |
Sго(Относит.) | 0.29 | 0.31 | 0.28 | 0.31 | 0.29 | |
Sво(Относит.) | 0.18 | 0.22 | 0.21 | 0.24 | 0.20 | |
Произв. Вел. | P0=m0g/10S, даН/м2 | 397.29 | 345.88 | 380.42 | ||
t0=10P0/m0g | 0.35 | 0,39 | 0,4 | 0,39 | 0,46 | |
γдв=m0/P0 | 0.24 | 0.22 | 0.25 | 0.23 | 0,23 | |
0.042 | 0.042 | 0.48 | 0.045 | 0.052 | ||
4618.95 | 4385.84 | 4460.69 | 4079.77 | 4151.97 |
Рис.1 Общий вид Ту 134Б
Самолёт ТУ-134 (рис.1) был разработан для ближнемагистральных линий со слабым пассажиропотоком. Изначально предполагалось разместить в самолёте 56 мест для пассажиров (50 в двух-классовой компоновке). Но от первого класса на тех самолётах, что предназначались для внутрисоюзных линий, вскоре решено было отказаться. За счёт этого число мест удалось довести до 72.
Ту-134 выполнен по схеме цельнометаллического свободного низкоплана со стреловидным крылом (угол стреловидности — 35°), размещёнными в хвостовой части фюзеляжа двумя двигателями Д-30 различных серий. Механизация крыла — в виде двухщелевых закрылков, и интерцепторов; предкрылки отсутствуют. Площадь крыла — 127,3 м². Фюзеляж «заимствован» от Ту-124 и удлинён на 7 метров. Оперение — Т-образное. Шасси — убирающееся, трёхопорное. Передняя стойка убирается в нишу в фюзеляже, основные — в специальные гондолы на крыле. Основные стойки имеют по две оси.
В настоящее время самолётам установлен ресурс 40000 лётных часов, 25000 полётов в течение 25 лет. При условии индивидуальной оценки технического состояния ресурс может быть последовательно увеличен до 55000 лётных часов, 32000 полётов, 40 лет.
Рис. 2 Общий вид Ан 148
Самолет Ан-148 (рис.2) выполнен по схеме высокоплана с двигателями Д-436-148, размещенными на пилонах под крылом. Это позволяет повысить уровень защищенности двигателей и конструкции крыла от повреждений посторонними предметами. Наличие вспомогательной силовой установки, бортовой системы регистрации состояния самолета, а также высокий уровень эксплуатабельности и надежности систем позволяют использовать Ан-148 на сети технически слабооснащенных аэродромов.
Рационально выбранная длина пассажирского салона и размещение пассажиров в ряду по схеме 2+3 позволяют силами эксплуатанта получить различные одноклассные и смешанные компоновки в диапазоне 55-80 пассажиров с салонами экономического, бизнес и первого класса. Высокая степень преемственности конструктивно-технологических решений и эксплуатационной унификации Ан-148 с успешно эксплуатируемыми самолетами «Ан», использованием «Hi-Tech» компонентов оборудования и систем отечественного и зарубежного производств обеспечивают самолету Ан-148 высокий конкурентный уровень экономической эффективности, технического и эксплуатационного совершенства.
Рис. 3 Общий вид Fokker 100
Fokker 100 (Рис.3) - это один из самых распространенных и современных реактивных лайнеров для коротких перелетов и полетов средней дальности, а также для регулярных рейсов внутри Европы. По техническим данным, этот самолет, рассчитанный на 100 пассажиров, является предшественником модели Фоккер 50 и способен на высоте в 10 тысяч метров развить скорость до 700-800 км/час. Отмечено, что "Австрийская" версия этого самолета вмещает до 105 пассажиров.
Fokker 100 отлично приспособлен для полета в непростых условиях. Выносливая и эффективная система пропеллеров и мощные стойки шасси позволяют приземлиться на неровную шероховатую поверхность. Система пропеллера в состоянии без ущерба перенести посадку даже на гравий, не требуя обязательного наличия бетонной полосы. К тому же операционная стоимость машины сравнительно низкая, что делает Фоккер 100 в эксплуатации экономичным и выгодным. Самолёт сконструирован и сертифицирован на выполнение девяноста тысяч циклов, то есть ресурс рассчитан на такое же количество взлетов и посадок. Реально же эти самолеты налетали в среднем по 22—25 тысяч циклов и далеко еще не исчерпали свой ресурс. Фоккеры востребованы на рынке пассажирских перевозок, и существующие суда могут еще эксплуатироваться лет двадцать, а то и больше.
Рис.4. Общий вид Bombardier CRJ900
Среднемагистральный пассажирский самолет (рис.4) для местных авиалиний, разработанный канадской фирмой Bombardier Regional Aircraft (входящей в корпорацию Bombardier Aerospace). Самолет является усовершенствованной моделью пассажирского самолета Bombardier CR7200. У самолета был удлинен фюзеляж на 3.86 м по сравнению с CRJ700, что позволило увеличить пассажировместимость на 16 пассажиров. Работы над самолетом начаты в 1999 году. Самолет впервые был представлен на выставке Farnborough air show 24 июля 2000 года. Первый полет самолета осуществлен в первый квартал 2001 года. CRJ900 – это современные, более экологичные самолеты с меньшим уровнем затрат, чем другие самолеты такой же вместимости.
Рис.5 Общий вид ACAC ARJ21
Самолет ACAC ARJ21 Xiangfeng ("Летящий феникс") (рис.5) был разработан корпорацией AVIC I, главным образом, для удовлетворения внутренних потребностей Китая в региональном авиалайнере на 75-100 пассажиров.
Крыло разработано совместно с ОКБ им. О. К. Антонова (Украина). Системы и оборудование - в основном западного производства: двигатели General Electric CF34-1 OA, система управления полетом на базе системы Rockwell Collins Pro Line 21 и электро-дистанционной системы Haneywell-Parker Hannifin, шасси фирмы "Liebherr Aerospace".
Самолеты серии ARJ21 рассчитаны на перевозку от 70 до 110 пассажиров в зависимости от модификации. Они способны без дозаправки совершать перелеты на расстояние от 2,2 тысячи до 3,7 тысячи километров и приземляться в сложных климатических условиях на высокогорных аэродромах.
Тактико-технические требования (ТТТ)
После сбора статистических данных переходим к разработке ТТТ. Этот этап будет проводиться на основе анализа статистических материалов, дополнив заданные ТТТ проектируемого самолета.
Так как задан пассажирский самолет на 75 человек и дальностью полета L = 3500 км и имеющий длину разбега Lразб =1200 м. Назначаем высоту крейсерского полета Нкрейс = 10 км, крейсерскую скорость Vкрейс = 850 км/ч, Мн=10км = Vкрейс/1074= 0,79.
Полученные ТТТ заносим в табл. 2.
Таблица 2. Тактико-технические требования