Глава 16. Магистральные грузовые автомобильные перевозки

Основные понятия об автомобильных линиях

Автомобильный транспорт используется для перевозки грузов, как в местном сообщении, так и для связи между городами, крупными промышленными и сельскохозяйственными центрами, отдельными административными субъектами. Если перевозки осуществляются между населенными пунктами на расстояние более 50 км между границами этих населенных пунктов, то это − перевозки в междугородном сообщении (или междугородные перевозки).

Трассы маршрутов междугородных автомобильных перевозок называются автомобильными линиями и проходят по специально обустроенным автомобильным дорогам, которые, по аналогии с железнодорожными, воздушными и водными путями, называются магистралями. В связи с этим магистральными автомобильными перевозками называются автомобильные сообщения большой протяженности, осуществляемые по автомобильным линиям.

Выделяют два основных типа автомобильных линий. Первый - проложен параллельно магистральным путям других видов транспорта и автомобильные сообщения в этом случае конкурируют с другими видами транспорта. Второй - пролегает в районах, где другие виды транспорта отсутствуют или их инфраструктура слабо развита, и поэтому является единственным видом сообщений. Эти два типа различаются между собой по характеру, составу, мощности грузопотоков, расстояниям перевозок, используемому парку автотранспортных средств, организации движения, техническому обустройству и т. д.

Автомобильные линии, относящиеся к первому типу, координируют свою работу с действующими параллельно им другими видами транспорта, осуществляя те перевозки, которые экономически и организационно целесообразно выполнять автомобильным транспортом. Это перевозки на относительно короткие расстояния около 200 … 300 км, сборочно-развозочные перевозки и транспортно-экспедиционные операции по обслуживанию других транспортных сообщений и другие. На значительные же расстояния по этим линиям перевозятся грузы, требующие срочной доставки, особо ценные, мелкопартионные или нуждающиеся в соблюдении особых условий доставки. Конкуренция, возникающая между различными видами транспорта при наличии параллельных магистралей, служит повышению качества транспортного обслуживания и снижению стоимости транспортных услуг.

Автомобильные линии второго типа являются своеобразными монополистами в данной сфере транспортной деятельности отдельных экономических регионов. Обычно они связывают отдаленные районы с центром, по ним осуществляются местные, внутрирайонные перевозки. Кроме этого они служат развитию транспортной связи местного и магистрального грузооборотов, участвуют в смешанных перевозках. Характерными примерами автомобильных линий этого типа являются автомобильные дороги в районах Сибири, Крайнего Севера, Алтая и т. д.

Эксплуатация подвижного состава на магистральных перевозках связана со сложной деятельностью по организации работы водителей, координации движения автотранспортных средств и функционированию погрузочно-разгрузочных пунктов, взаимодействию организаций различной ведомственной принадлежности, техническому обслуживанию транспорта.

Автотранспортная дорожная сеть постоянно развивается, в том числе и за счет новых автомобильных линий, объемы перевозок, естественно, тоже растут. Грузооборот автомобильной линии состоит как из грузовых потоков, начинающихся и заканчивающихся в зоне ее обслуживания, и в пунктах, непосредственно расположенных на ее трассе или на дорогах, к ней примыкающих, так и из потоков грузов, проходящих по магистрали транзитом, зарождающихся вне региона ее расположения и поглощаемых тоже в другом регионе.

Обслуживание местных грузопотоков является важным направлением деятельности при осуществлении междугородных сообщений. К работам этого направления относятся: рациональное распределение грузопотоков между различными видами транспорта; оперативное планирование перевозок; прием, выдача грузов и выполнение других транспортно-экспедиционных операций; производство погрузочно-разгрузочных работ; осуществление непосредственно перевозочного процесса; расчеты с обслуживаемой клиентурой и т. д.

Транзитные грузопотоки осуществляются обычно силами автотранспортных организаций тех районов, откуда или куда перевозятся грузы. В отдельных случаях к транзитным перевозкам могут быть привлечены свободные перевозчики исходя из интересов обслуживаемой клиентуры или оптимизации общей транспортно-логистической схемы.

Наши рекомендации