Таможенная логистика и ее задачи

Эффективность производственно-коммерческой деятельности в значительной степени определяется качеством решений, повседневно принимаемым менеджерами разного уровня. В связи с этим большое значение приобретают задачи совершенствования процессов принятия логистических решений, решить которые позволяет исследование операций.

Исследование операций – это методология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации.

Основной постулат исследования операций состоит в следующем: оптимальным решением (управлением) является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения.

Предметом исследования операций в логистике являются задачи принятия оптимальных решений в логистической системе с управлением на основе оценки эффективности ее функционирования.

Интернационализирующейся торговле и тем самым, интернационализирующимся логистическим операциям сопутствуют и интернациональные проблемы - например, проблемы каналов приобретения и сбыта, маршрутов распределения, видов транспортировки, размещения своих терминалов и складских мощностей, таможенного законодательства, тарифов, изменений валютных курсов, контроля над ценами, стандартов упаковки, различий в законодательствах разных государств, политических препятствий, культурных различий.

Все эти особенности и привели к появлению международной логистики, и как ее вида – таможенной логистики.

Международная логистика (логистика внешнеторговых операций) – это планирование, организация, контроль и регулирование движением материального, финансового, информационного и другого потоков, которые пересекают национальные границы, от места их возникновения до конечного потребителя во времени и пространстве.

На развитие таможенной логистики (как главной сотавляющей международной логистики) влияют следующие факторы:

1) Развитие мировой экономики и рост внешнеторгового оборота между странами;

2) возрастающая роль научно-технического прогресса;

3) расширение процессов интеграции и регионализации;

4) Увеличение роли транснациональных корпораций;

5) Проведение дерегулирования экономики во многих странах.

Отличия применения логистики на национальном и международном уровнях основаны на отличиях в организации соответствующих логистических систем. Применение логистики на национальном уровне лимитировано границами государства, которые не пересекаются сформированными логистическими цепями. Применение международной (таможенной) логистики предполагает пересечение национальных границ страны. Компании, которые применяют таможенную логистику, должны учитывать особенности национальной внешнеторговой политики стран, которые задействованы в международной логистической системе, и особенности их международной торговой политики.

Из разнообразия заданий, которые выполняет таможенная логистика, можно выделить основные:

1. Оптимизация процесса ценообразования товаров и услуг, которые поставляются;

2. Выбор между доставкой и организацией складирования или доставкой без промежуточного складирования;

3. Определение оптимального уровня логистического сервиса;

4. Организация работы зарубежных филиалов компании;

5. Анализ международного нормативно-правового регулирования поставок товаров и услуг.

Основными участниками таможенной логистической системы являются:

¾ Поставщик экспортера;

¾ Экспортер товаров и/или услуг;

¾ Посредники (в том числе и перевозчики);

¾ Импортер товаров и/или услуг;

¾ Конечный потребитель товаров и/или услуг.

На эффективность движения материальных потоков оказывают влияние условия внешнеэкономических сделок, способ транспортировки и сопровождения товаров при экспортно-импортных операциях, способ и порядок платежей по договорам купли-продажи и транспортировки, состояние внешнеэкономической деятельности. Для реализации идей и проектов предприятие часто вынуждено обратиться на внешний рынок. Одним из основных информационных источников являются материалы, подготовленные Министерством внешнеэкономических связей и торговли РФ, которые разбиты на группы:

¾ нормативно-правовая информация и консультации;

¾ справочно-методическая информация и консультации;

¾ информация о планировании и результатах внешнеэкономической деятельности;

¾ информация о кадровом обеспечении внешнеэкономической деятельности.

Итак, можно сделать краткий вывод о том, что в рамках таможенной логистики предполагается:

¾ Разработка маршрута доставки,

¾ Оформление документации,

¾ Сопровождение международных контрактов экспорта и импорта,

¾ Таможенное оформление товаров и т.п.

А также для успешной организации таможенной логистики необходимо быть в курсе изменений таможенного законодательства РФ.

Наши рекомендации