Тема: Построение модели АРМ работников сортировочной (участковой, грузовой) станции.
Цель:
1. Изучить информационные потоки грузовой станции, используемые автоматизированной системой управления грузовой станции (АСУ ГС).
2. Изучить основной состав автоматизированных рабочих мест (АРМ), включаемых в работу АСУ ГС.
3. Изучить потоки конкретной технологической информации, обрабатываемой на основных моделях АРМ работников грузовой станции.
Ход выполнения:
1. По учебному материалу, приведённому в данных методических указаниях, ознакомиться с информацией о внутренних и внешних информационных потоках АСУ ГС.
2. По схеме автоматизации управления грузовой станцией изучить основной состав автоматизированных рабочих мест (АРМ), включаемых в работу АСУ ГС.
3. Вычертить схему автоматизации управления грузовой станцией при оформлении отчёта.
4. Изучить и занести в отчёт весь перечень технологической информации, обрабатываемой на основных моделях АРМ работников грузовой станции.
5. Подготовиться к защите отчёта по вопросам, приведённым в методических указаниях Лабораторной работы №2.
Пример выполнения лабораторного занятия №2:
В настоящее время на многих станциях функционируют различные АРМ, включаемые в автоматизированные системы управления (АСУ ГС) грузовых станций: так станциях работают АРМ ДСП (автоматизированное рабочее место дежурного по станции), АРМ СТЦ (автоматизированное рабочее место станционно-технологического центра). Основной состав АРМ, включаемых в АСУ ГС, предусматривает выполнение следующих функций:
– сменно-суточного планирования работы станции, контроля за ходом выполнения технологического процесса;
– ведения информации по поездам и вагонам, реализации связи с дорожным уровнем, учёта и отчётности по станционной работе;
– регистрации приёма и отправления поездов;
– планирования маневровой работы, контроля погрузки – выгрузки вагонов;
– выполнения операций по приёму – отправлению грузов, оформлению перевозочных документов;
– выполнения расчёта и начисления провозных плат, начисления сборов и штрафов;
– учёта выполнения плана перевозок, ведения отчётности по грузовой и коммерческой работе;
– учёта приёма и выдачи грузов на местах общего пользования (МОП), составления вагонных листов, ведения учёта и отчётности;
– контроля за выполнением погрузочно-разгрузочных работ, учёта работы механизаторов и грузчиков;
– контроля за организацией ввоза и вывоза грузов, планирования работы автомобильного транспорта;
– ведения учёта по розыску грузов, регистрации несохранных грузов, оформления коммерческих актов, ведения учёта по несохранным перевозкам;
– учёта и контроля формирования поездов по отправлению, контроля за подачей вагонов.
На грузовой станции формируются мощные информационные потоки, связанные с планированием её работы и управлением технологическими процессами.
Информационные потоки грузовой станции разделяются на внутренниеи внешниепотоки.
Внутренние информационные потоки представлены в основном документопотоками, связанными с передачей перевозочных документов.
Внешниеинформационные потоки обусловлены взаимодействием грузовой станции с другими подразделениями железных дорог и разделяются на два вида – входящие и выходящие.
Входящие потоки информации:
– поступающие с поездами и грузами перевозочные документы и телеграммы – натурные листы (ТГНЛ);
– планы работы и приказы – задания, текущая информация, передаваемая по каналам связи.
Выходящие потоки информации:
– перевозочные документы;
– натурные листы на поезда;
– доклады о состоянии станции;
– выполнение планов работы и приказов – заданий.
Для решения задач автоматизированной системы управления грузовой станцией на ней формируются массивы нормативно – справочной (НСИ) и оперативной (ОИ) информации.
Нормативно – справочная информация (НСИ) после введения её в ЭВМ используется многократно.
В неё включаются:
– общая характеристика станции (данные о вместимости станционных путей, принадлежность их к соответствующему маневровому району, их специализация, сведения о маневровых локомотивах, длина маневровых составов);
– характеристика грузовых пунктов общего пользования (ёмкость складов в вагонах и тоннах, производительность погрузочно-разгрузочных механизмов, количество механизмов, продолжительность подачи и уборки вагонов, режим работы складов);
– характеристики подъездных путей;
– нормы времени на погрузку и выгрузку одного вагона.
Оперативная информация (ОИ) формируется вводом информации с рабочих мест оператора СТЦ, товарного кассира, приёмосдатчиков, пункта технического и коммерческого осмотра поездов и вагонов.
На основе схемы автоматизации управления грузовой станцией (Рис.4) приводим следующую информацию:
ДЦУ – дорожный диспетчерский центр управления перевозками;
ЦУМР – центр управления местной работой отделений;
АРМ ПС – автоматизированное рабочее место приёмосдатчика;
АРМ ТВК – автоматизированное рабочее место товарного кассира;
АРМ ДСЦ – автоматизированное рабочее место маневрового диспетчера;
АСУ ПТО – автоматизированная система управления пункта технического осмотра;
АРМ ПКО – автоматизированное рабочее место пункта коммерческого осмотра
Потоки конкретной технологической информации, обрабатываемой на основных моделях АРМ работников грузовой станции:
Из АРМ СТЦ поступает следующая информация:
-данные о подходе поездов к станции и о телеграммах – натурных листах на поезда,
-информация ввода натурного листа по отправлению,
- информация по прибытию поезда.
Из АРМ ТВК поступает информация о выполнении следующих операций:
-визировании отправок,
-расчёте провозной платы,
-формировании отчётов по приёму и прибытию грузов,
- расчёте дополнительных сборов,
-ведении и печати накопительных карточек,
- ведении лицевых счётов клиентов,
-формировании и печати книги прибытия грузов формы ГУ-42,
- передачи информации об отправках в АСОУП (автоматизированная система оперативного управления перевозками),
- ИОДВ (интегрированная обработка дорожной ведомости) и другие.
Из АРМ приёмщиков поездов и вагонов поступает информация:
- о неисправном вагоне,
- о криминогенных коммерческих браках,
-об оперативных донесениях.
В АРМ ПС все операции разделены на три группы:
«ПРИБЫТИЕ»,
«РАБОТА ПО ПОДЪЕЗДНЫМ ПУТЯМ»,
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ».
В группу « ПРИБЫТИЕ» входят следующие операции:
– запрос 212 о наличии поездов на станции;
– ввод информации по прибытии вагонов с грузом на основании натурного листа и сопроводительных документов;
– присвоение показателя годности вагонам под погрузку;
– формирование и выдача книги учёта передачи документов в товарную контору формы ГУ-48, отчёта годности вагонов под погрузку.
В группу «РАБОТА ПО ПОДЪЕЗДНЫМ ПУТЯМ» входит подготовка следующих технологических операций и сопутствующих документов:
– подача вагонов;
– памятка на поданные вагоны;
– выгрузка вагонов;
– переадресовка вагонов;
– уборка вагонов;
– ведомость подачи-уборки вагонов;
– формирование и выдача вагонного листа.
Приёмосдатчики мест общего пользования вводят информацию в АСУ ГС со своих рабочих мест, а при производстве работ на подъездных путях –
с АРМ подъездных путей.
В группе « ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ» может быть получена информация по вагонам в грузовых районах, клиенту, информация по вагону.
К информационным задачам также относятся: поиск номера вагона по шаблону, просмотр заявок под обеспечение погрузки, формирование книг выгрузки формы ГУ-42 и приёма груза к отправлению формы ГУ-34, определение показателей вагонного парка, распределение вагонов по клиентам, итоги по выгрузке, отчёт по выгрузке за определённый период времени, простой вагонов по станции.
В АРМ ПС подъездных путей обрабатываются данные о подаче вагонов на подъездной путь клиента, хранится памятка на подачу вагонов, фиксируются выгрузка вагонов на подъездных путях, погрузка вагонов, регистрируется уборка вагона с подъездного пути, составляется ведомость подачи-уборки вагонов.
Выходными формами АРМ ПС являются памятки на подачу и уборку вагонов, ведомость подачи-уборки, вагонный лист.
В АСУ ГС включен АРМ руководителя, который в свою очередь включает в себя расширенную оперативную информацию за счёт получения информации по вагонам в грузовых районах, информации по клиентам.
Все абоненты АСУ ГС пользуются информацией по определению местонахождения вагонов, а руководство станции – о наличии долго простаивающих вагонов на станции.
По долго простаивающим вагонам руководство должно принимать оперативные меры с целью ликвидации простоя.
В результате внедрения АСУ ГС достигнуто ускорение сроков обработки информации и обслуживания клиентов, улучшение процесса планирования и использования вагонного парка.