Механизм образования и морфологическая характеристика повреждений при травме внутри автомобиля
Фрагменты механизма:
1) удар о детали внутри салона или кабины
2) общее сотрясение тела
3) сдавление тела
При экспертизе необходимо выяснить, где до момента травмы сидели пассажиры и водитель.
а) повреждения, характерные для водителя:
- при небольших скоростях руль амортизирует и спасает водителя, при больших - наоборот.
- машина останавливается, тело по инерции движется вперед, на грудной клетке возникает дугообразный кровоподтек от руля или внедрения рулевой колонки (вдавленные двухсторонние переломы ребер, грудины с поражением органов грудной и брюшной полостей).
- кисти по инерции движутся к лобовому стеклу, возникают разрывы первого межпальцевого промежутка; кисти срываются с руля и тыл кисти ударяется о лобовое стекло (ссадины, резаные раны, внедрение стекла)
- стремительный перелом в области левого локтевого сустава, когда рука во время движения выставлена из окна и удар приходится на руку движущейся рядом автомашины.
- обширные кровоизлияния на подошве правой стопы при ударе по тормозам
б) повреждения правого пассажира(наиболее опасное место, т.к. водитель по инерции крутит руль влево):
- множественные резанные раны на голове и лице
- резанные раны на ладонной поверхности кисти
- задний вывих бедра
в) повреждения пассажира сзади:
- удар коленями о сидение - кровоподтеки
- перелом костей носа
- пассажир за водителем - кровоподтек на левой половине лица + перелом какой-либо кости лицевого черепа, пассажир справа - на правой половине лица
г) типичные, но не индивидуальные повреждения: хлыстообразное повреждение шеи - голова резко устремляется вперед, происходит сгибание шеи и возникают переломы тел позвонков и разрыв задней продольной связки; голова назад, в результате шея разгибается и возникают разрыв передних связок, мышц и переломы остистых отростков позвонков
9,10Железнодорожная травма - повреждение, причиняемое частями движущегося поезда или возникающее в результате падения из движущегося поезда.
Особенности железнодорожной травмы - в отличие от автомобильной, потенциально возможно еще 2 механизма:
1) травма на крыше электропоезда
2) буферная травма (сцепка)
Механизмы образования повреждений при переезде колесами ЖД транспорта: сдавление и размозжение тканей в сочетании с ножницеобразным разделяющим действием гребня (реборды) колес с одной стороны и рельса с другой, а также трения о полотно железнодорожного пути при волочении тела.
Специфические характерные повреждения:
1) полосы давления и осаднения, представляющие собой соответственно уплотнение и осаднение кожи в месте перекатывания колеса через тело
2) Т-образная ссадина в месте начала полосы давления, возникающая от первичного "щипка" колесом
3) размятие мягких тканей, разрушение костей и внутренних органов в области полосы давления
4) участки обтирания по краям полосы давления в виде осадненной поверхности с множеством дугообразных ссадин, надрывов и разрывов кожи, возникающих от воздействия боковых поверхностей колесного диска
5) полосы давления и участки обтирания на одежде в виде следов наложения смазочных веществ
6) угловидные лоскуты по краям кожи в месте разделения, вершины которых обращены в сторону направления движения колеса
7) клиновидные дефекты вследствие разрушения и выброса мягких тканей и костей в зоне переезда, расположенные на поверхности конечностей, обращенной к вращающемуся колесу.
8) спиралевидные и продольные лампасовидные разрезы кожи конечностей большой протяженности с раздроблением длинных трубчатых костей на значительной площади.
Нередко встречается полное или неполное разделение туловища, отделение головы от туловища, отделение конечностей, разделение тела на множество частей с фрагментацией одежды, размятием и нарушением мягких тканей, внутренних органов, раздроблением костей соответственно уровню разделения тела.
Когда переезд железнодорожного транспорта сопровождается волочением жертвы по железнодорожному полотну, ударами о шпалы и рельсы, трением о балластный слой на коже образуются обширные осадненные поверхности, рваные скальпированные раны, в глубину которого внедряются элементы баластного слоя, смазочные вещества, обрывки одежды.
26. Падение с большой высоты:
а) при приземлении на стопы при вертикальном положении туловища контактными повреждениями можно считать ушибленные раны на подошвенных поверхностях, переломы пяточной, таранной и других костей стоп, а также костей голеностопных суставов; возможны конструкционные переломы: вколоченные переломы костей нижних конечностей, переломы тазобедренных суставов (со смещением верхних концов бедренных костей вплоть до подмышечных впадин), компрессионные переломы позвонков поясничного и грудного отделов, переломы основания черепа (вплоть до образования кольцевидных переломов вокруг большого затылочного отверстия с внедрением в полость черепа шейного отдела позвоночника). Инерционное смещение внутренних органов приводит к их разрывам, отрывам и смещению (легкие могут быть обнаружены под широкой фасцией бедра, сердце — в малом тазе и т.д.).
б) при завершении движения тело принимает горизонтальное положение и ударяется о плоскость приземления боковой (передней, задней) поверхностью, при этом возникают ссадины, иногда даже раны и переломы, однако во всех случаях наружные повреждения оказываются менее значительными в сравнении с масштабными разрушениями внутренних органов.
в) при соударении ногами наклоненного туловища в большей степени страдает сторона тела, образующая острый угол с поверхностью приземления. Чем острее угол, тем значительнее повреждения. При падении на согнутые ноги могут возникать контактные повреждения в области не только стоп, но и таза (переломы седалищных костей, копчика, крестца).
г) падение на голову сопровождается возникновением контактных повреждений в виде ссадин и ушибленных ран в теменной области, а также разной степени разрушения костей свода и основания черепа. Контактные повреждения могут быть установлены и на кистях, и на предплечьях. К разряду конструкционных повреждений относят компрессионные переломы шейного и грудного отделов позвоночника, разрушения головного и спинного мозга, разрывы, отрывы и смещения внутренних органов в направлении соударения. Приземление на голову при некотором ее наклоне или отведении приводит к значительным разрушениям костей мозгового и лицевого отделов черепа, образованию множественных ссадин и рваных ран с выбрызгиванием вещества головного мозга, переломам грудины, лопаток, шейного и грудного отделов позвоночника, ребер.
д) падение на туловище (боковую, переднюю или заднюю поверхности) сопровождается формированием контактных повреждений на значительно большей поверхности, чем при падениях в вертикальном или косовертикальном положениях. Контактные повреждения представляются внешне на кожном покрове в виде ссадин, кровоподтеков и единичных ушибленных ран по всей поверхности соударения тела. По этой же стороне формируются переломы от соударения с твердой плоскостью — черепа, костей верхних и нижних конечностей, ребер, лопаток, таза, остистых и поперечных отростков самих тел позвонков. Конструкционные повреждения в большей степени представлены ушибами и разрывами внутренних органов — головного мозга, сердца, легких, печени, селезенки, почек, кишечника.
е) могут иметь место «вторичные» повреждения, например отломками костей.
Как при приземлении на голову, так и при соударении туловищем оказываются интактными подошвенные поверхности стоп, хотя могут встречаться переломы голеностопных суставов и костей стоп от поперечно направленного воздействия.
24.Падение на лестничном марше может быть следствием либо некоординированных движений (в том числе и в состоянии алкогольного опьянения), либо толчка посторонней рукой. Наиболее опасны падения плашмя навзничь.
а) самопроизвольное падение навзничь с высоты нижних ступеней лестницы сопровождается образованием ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран затылочной области, возникновением трещин или даже переломов костей свода черепа, ушибов и кровоизлияний в межлопаточной области в мышцах спины вдоль позвоночника. Возможны изолированные переломы ребер, лопаток или сочетание этих повреждений.
б) падение с середины лестничного марша сопровождается соударением верхней половины туловища по контуру тупого угла, образованного лестницей и лестничной площадкой. Основным местом соударения оказывается затылочная область, как правило, выше ламбдовидного шва. Ссадины и кровоподтеки локализуются не только на спине, но и в области поясницы.
в) падение с верхних ступеней лестницы в затылочной области возникают горизонтально расположенные ушибленные раны вследствие соударения о край нижележащих ступеней. Характерны карманообразные отслоения нижних краев ран. Ссадины и кровоподтеки на задней поверхности тела формируются в значительно большем количестве.
28. Падение на плоскости: определение понятия, морфологическая характеристика повреждений.
На основании морфологических проявлений травмы принято различать следующие виды падения:
а) падение на плоскости
б) падение с высоты
Самостоятельными подвидами падений (по обстоятельствам происшествия) являются:
- ступенчатое падение, когда в процессе свободного падения тело ударяется о какие-либо препятствия (балкон, ветви деревьев), в связи с чем скорость падения значительно уменьшается;
- падение с предварительно приданным телу ускорением (предшествующий падению удар или толчок);
- падение на лестничном марше.
Во всех случаях падения с высоты выше собственного роста механическая энергия удара тела о плоскость приземления определяется кинетической энергией падающего тела: E=mv2/2. Скорость падения в момент соударения тела с плоскостью равна V = √2gh, где g = 9,8 м/с2 -ускорение свободно падающего тела, h - высота падения в метрах. Чем с большей высоты падает тело, тем более мощный ударный импульс будет испытывать тело при соударении. При падении тела человека в горизонтальном положении с увеличением скорости падения сопротивление воздуха этому движению резко возрастает.
При падении с одной и той же высоты в зависимости от позы тела в момент соударения повреждения оказываются неодинаковыми. Наибольшие повреждения формируются в зоне контакта при первичном соударении. На кожном покрове образуются осаднения и раны, соответствующие соударяемой поверхности. В местах, покрытых одеждой, можно, помимо разрывов ткани, обнаружить частицы соударяемой поверхности (частицы почвы, растительности и др.). На коже могут образовываться негативные отпечатки текстуры ткани одежды. После первичного соударения тело вследствие амортизации и рикошетирования может получить дополнительные, иногда значительные, повреждения.
28.Падение на плоскости (падение с высоты собственного роста) -падение из вертикального положения на основание, на котором стоит человек; самый частый вид падения при ходьбе или беге.
Морфологическая характеристика повреждений:
а) ссадины и кровоподтеки на передней, задней или боковых поверхностях тела в зависимости от его положения в момент приземления
б) вывихи и переломы нижних конечностей, возникающие вследствие вращения тела вокруг продольной оси (лодыжечные — типа мальгеневского или дюпюитреновского, голени и бедра — винтообразные и др.), часто предшествующие падению
в) переломы остистых отростков позвонков, переломы ребер, а в зависимости от положения рук — переломы ключицы, мыщелковые переломы плечевой кости, локтевого отростка, костей предплечья в «типичном» месте и т.д., возникающие при ударе о поверхность приземления
г) ссадины, кровоподтеки, ушибленные раны, реже — трещины и переломы костей черепа при ударе головой о поверхность приземления.
д) ударное воздействие по отношению к головному мозгу распространяется преимущественно в горизонтальном направлении, вызывая его сотрясение и ушибы как в зоне соударения, так и на диаметрально противоположной стороне (зона противоудара).При падении ребенка навзничь сила удара его головы о землю в 16—25 раз меньше, чем у вдвое более высокого взрослого человека.
е) признаки ушибов и сотрясения внутренних органов, как правило, отсутствуют или они минимальные
ж) повреждения в теменных областях и на подошвах стоп всегда отсутствуют
Падению может предшествовать «приданное ускорение» (толчок или удар), увеличивающее скорость соударения и объем повреждений, особенно в области головы.