Договор транспортного агентирования
Морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и местными властями, в организации снабжения судна и его обслуживания в порту, оформляет документы на груз, инкассирует фрахт и иные причитающиеся судовладельцу платежи по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана счета обслуживающих судно организаций, привлекает грузы для линейных перевозок, осуществляет, по необходимости, экспедирование груза и совершает иные действия в области морского агентирования.
К традиционным обязанностям агента относятся прежде всего транспортно-экспедиторские операции:
по привлечению к перевозке грузов, организации их приема, сдачи,
погрузки, выгрузки;
инкассация и перевод фрахтовых и других платежей;
урегулирование претензий, а также выполнение самых различных функций по обслуживанию транспортных средств и их экипажей, включая иммиграционное и таможенное оформление, оплату расходов, ведение учета стояночного времени и подписание представителями отправителей или получателей грузов соответствующих на этот счет документов (путевых листов);
организация снабжения топливом, техническими материалами, провизией, а при необходимости проживания, лечения членов экипажей, ремонта, сверхурочных работ и т.д.
Договор купли-продажи
Договор купли-продажи – соглашение, в соответствии с которым продавец обязуется передать товар в собственность покупателя, а тот, в свою очередь, обязуется принять товар и уплатить за него установленную цену.
Во всех случаях стороны самостоятельно определяют предмет и условия договора купли-продажи: какие функции будет выполнять каждая из сторон, какие цены будут назначены, как будут произведены взаиморасчеты, какой риск возьмет на себя каждая из сторон.
В торговой практике различают следующие виды договора купли-продажи.
Договор разовой поставки- единовременное соглашение, которое предусматривает поставку продукции к определенной дате или в течение определенного срока (периода времени).
Разовые договоры могут заключаться на короткие или длительные сроки исполнения. В договорах с короткими сроками поставки сроки можно устанавливать конкретно или неопределенно (например, после снятия урожая, немедленно, после открытия навигации и т.д.). Договоры с длительными сроками поставки, как правило, заключаются для поставки комплексного и сложного оборудования, транспортных средств и т.п. Такой договор может заключаться на 3-5 лет.
Договор с периодической поставкой -соглашение, предусматривающее регулярную периодичную поставку определенного количества или партии товара на протяжении установленного в условиях договора срока. Как правило, это поставка промышленного сырья и полуфабрикатов - угля, нефти, природного газа, руды, целлюлозно-бумажной продукции и т.д. Различают краткосрочный (со сроком обычно 1 год) и долгосрочный (со сроком 5-10 лет) договор.
Договор на поставку комплектного оборудования-соглашение на поставку товара в комплекте, отличающееся многообразием, весьма сложным содержанием, обилием различных условий, тонкостей в формулировках обязанностей продавца и покупателя. Такой договор предполагает осуществление тесных связей с покупателем до и после поставки оборудования.
В международной торговле договор купли-продажи товара содержит следующие основные статьи.
1. Предмет и объект договора.
2. Срок и дата поставки.
3. Базисные условия поставки.
4. Цена и общая стоимость поставки.
5. Скидки и льготы.
6. Условия, сроки и порядок платежа (взаиморасчеты).
7. Валютные риски.
8. Порядок сдачи-приемки товара.
9. Способы определения качества и количества товара.
10. Транспортные условия.
11. Условия страхования.
12. Условия перехода собственности.
13. Контроль и инспекция.
14. Условия о гарантиях и сервисном обслуживании,
15.Порядок разрешения споров.
16. Обстоятельства непреодолимой силы (форсмажор).
17. Юридические адреса сторон и банковские реквизиты.
18. Подписи продавца и покупателя.
Транспортные условия договора. После согласования базисного условия поставки продавец и покупатель формулируют транспортные условия контракта. Транспортные условия договора определяют обязанности сторон по организации перевозки груза.
Например, при поставке товара по условиям CIF и CFR продавец должен за свой счет зафрахтовать трамповое судно или оплатить перевозку товара на линейном судне. После заключения договора с перевозчиком он сообщает покупателю название судна и ожидаемый срок его постановки под погрузку. После окончания погрузки продавец обязан известить покупателя о количестве отправленного груза и дать другую информацию (дополнительные сведения о грузе, ожидаемая дата прибытия судна в порт назначения и т.п.). Продавец также дает указания перевозчику направить в установленные сроки по адресам, согласованным с покупателем, нотисы (извещения) о подходе судна в порт назначения.
На стадии согласования договора купли-продажи важно правильно указать транспортный вид груза, так как от него зависят производительность погрузки-выгрузки и стоимость грузовых работ: в контейнерах, мешках, пакетами, отдельными местами или навалом.
При закупке оборудования необходимо предусмотреть возможность его размонтирования таким образом, чтобы размеры и масса отдельных грузовых мест позволяли организовать перегрузку, железнодорожную и автомобильную перевозку без привлечения специального оборудования.
При купле-продаже массовых грузов размер отдельных партий должен выбираться исходя из номенклатуры транспортных средств по грузоподъемности. При распределении перевозок в течение года следует учитывать сезонные колебания конъюнктуры фрахтового рынка и повышения ставок из-за замерзающих портов в период навигации.