Характеристика эксплуатационной работы станции
Прилегающие к станции перегоны, основные средства сигнализации и связи при движении поездов и порядок их использования для организации движения.
К железнодорожной станции Ростов-Главный примыкают следующие перегоны:
двухпутный перегон Ростов-Главный – Зоологический Сад. Перегон электрифицирован и оборудован односторонней автоблокировкой с диспетчерской централизацией. Перегон оборудован устройствами для движения поездов по неправильному пути по сигналам АЛСН;
двухпутный перегон Ростов-Главный – Темерник. Перегон электрифицирован и оборудован односторонней автоблокировкой с диспетчерской централизацией;
двухпутный перегон без проходных светофоров Ростов-Главный – Заречная с односторонним движением по каждому пути. Перегон электрифицирован, выполнена увязка станций электрической централизацией станций Ростов-Главный и Заречная;
однопутный перегон Ростов-Главный – Гниловская. Перегон электрифицирован и оборудован релейной полуавтоматической блокировкой.
Для управления стрелками и сигналами, контроля за их работой, а также для передачи распоряжений станции оборудованы устройствами сигнализации, централизации, блокировки, связи, средствами современной техники (АРМ ДСП).
Характеристика эксплуатационной работы станции
По характеру эксплуатационной работы станция является пассажирской технической и выполняет следующие виды работ:
Прием и отправление транзитных, местных пассажирских и пригородных поездов;
Прием, отправление и пропуск грузовых поездов;
Смена локомотивов или локомотивных бригад в пассажирских поездах. Пропуск локомотивов в депо и из депо;
Техническое обслуживание, полное и сокращенное опробование автотормозов;
Снабжение пассажирских составов водой и топливом;
Отцепка и прицепка вагонов беспересадочного сообщения, почтовых, багажных, служебных, специальных и других вагонов по приказам пассажирской службы (Л) к транзитным и местным пассажирским поездам;
Подача и уборка почтовых, багажных и специальных вагонов к местам погрузки/выгрузки и на пути отстоя;
Мойка составов пассажирских и пригородных поездов на вагономоечной машине;
Перестановка составов местных поездов, вагонов и пригородных поездов с путей приема на пути отстоя и экипировки и обратно;
Формирование и расформирование составов местных пассажирских поездов и пригородных поездов;
Подача и уборка неисправных вагонов на ремонтный 4Г путь, для деповского ремонта и ТО-3 на пути вагонного депо;
Производство графических растяжек в местных пассажирских поездах, а также растяжек по заявке и при производстве ТО-2;
Производство маневровой работы по переформированию пригородных поездов;
Обработка вывозных поездов;
Технический и коммерческий осмотр передаточных поездов по прибытию и отправлению;
Подача и уборка вагонов грузового парка на железнодорожные подъездные пути и пути смежных служб;
Обслуживание железнодорожных подъездных путей и путей смежных служб не имеющих собственного локомотива;
План формирования устанавливает организацию вагонопотоков и призван обеспечить:
- правильное распределение сортировочной работы между станциями;
- повышение транзитности вагонопотоков;
- ускорение доставки грузов;
- рост производительности вагонов, поездных и маневровых вагонов;
- интенсивное использование путевого развития и технического оснащения станции.
Устройства на станции обеспечивают прием, отправление и пропуск пассажирских поездов, следующих направлениях на юг и север, посадку, высадку пассажиров и обслуживание их на вокзале.
Маневровая работа производится в соответствии с технологическим процессом работы станции. Поездная и маневровая работа на станции производятся по указанию дежурного по железнодорожной станции.
Контроль за выполнением поездной и маневровой работой осуществляет поездной диспетчер.
Работа станции организуется на основе следующих законодательных документов:
- Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;
- Основных положений работы железнодорожной станции;
- Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
- Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
- Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
- плана формирования и графика движения поездов;
- техническо-распорядительного акта (ТРА) станции;
- технологического процесса работы станции;
- местных инструкций по безопасности движения и технике безопасности.
АСОУП - базовая система АСУЖТ в области управления перевозочным процессом. Общесистемные средства АСОУП создавались централизованно в виде типовых проектных решений, что позволило унифицировать главные процессы обработки информации в дорожных информационно-вычислительных центрах.
Основной составляющей АСОУП служит база данных дорожного уровня. В ее состав вошли оперативные номерные модели: поездная, вагонная, контейнерная, локомотивная, локомотивных бригад, отправочная, модель заявок, а также массивы информации о состоянии, дислокации и работе отдельных единиц подвижного состава.
Транспорт играет важную роль в экономике страны. От его работы зависят развитие и нормальное функционирование предприятий
промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико значение транспорта во внешнеэкономических связях, для поддержания страны, в освоении новых экономических районов .
Единая транспортная сеть включает в себя железнодорожный, водный (морской и внутренний водный), автомобильный, воздушный трубопроводный транспорт. Основным видом транспорта в России является железнодорожный, на его долю приходится более 80 % всего грузооборота и 40 % пассажирооборота.
Основными показателями работы станции являются выполнение плана погрузки и выгрузки грузов, графика движения поездов, задания по простою и переработке вагонов.
Суточным планом-графиком работы станции называется графическое изображение всей суточной ее работы. Цель разработки суточного плана-графика состоит в том, чтобы увязать и согласовать работу всех элементов станции между собой и с прилегающими перегонами, определить загрузку горловин, парков путей, вытяжек, сортировочных горок, горочных и маневровых локомотивов, бригад ПТО и ПКО, выявить «узкие» места в работе станции и рассчитать плановые нормативы. Его составляют после разработки технологического процесса работы станции, ввода в действие новых плана формирования и графика движения поездов.
Строится суточный план-график на 24 ч замкнутым, т.е. число
поездов и вагонов на конец суток на каждом пути должно переходить на следующие сутки. Для этого прибывающие вагонопотоки с примыкающих
направлений должны быть кратными числу поездов.
График движения поездов является основой организации всей перевозочной работы на железнодорожном транспорте. Он обязателен для всех подразделений железных дорог: станций, локомотивных депо, пунктов
технического обслуживания и ремонта вагонов, тяговых подстанций, дистанций пути, сигнализации и связи и т.д. График организует работу всех подразделений в единое целое. На его основе согласовывается деятельность железных дорог с предприятиями-грузоотправителями и грузополучателями, определяются показатели использования вагонов и локомотивов, осуществляется своевременная и безопасная перевозка пассажиров. Соблюдение графика движения поездов и предупреждение его нарушений является главным условием для всех работников, связанных с организацией движения.
2 Анализ показателей работы станции и причины их невыполнения
В течение дежурства ДСП «Д-Е» осуществляет постоянный контроль за выполнением сменного плана задания, соблюдением работниками смены порядка обработки поездов и вагонов, установленного технологическим процессом, и принимает оперативные меры к недопущению случаев нарушения технологического процесса работы железнодорожной станции.
На железнодорожной станции производится следующие виды анализа: оперативный, периодический и целевой.
Оперативный анализ включает в себя сменный и суточный анализ работы станции.
Сменный анализ производится два раза в сутки в 7-00 часов и в 19-00 часов после окончания смены.
Анализ работы на смену производит ответственный начальник железнодорожной станции, заместитель начальника железнодорожной станции) в присутствии ответственных работников смены. Если в течение смены произошло какое-либо нарушение, то вызываются представители смежных служб.
При анализе устанавливается выполнение графика движения пассажирских и пригородных поездов, задание на маневровую работу, а также качественные и количественные показатели грузовой работы. Выясняются причины срыва пассажирских поездов с графика, нарушение технологии работы станции, невыполнение объема плановой маневровой работы, необеспечение безопасности движения поездов и техники личной безопасности.
По итогам анализа дается оценка работы смены и отдельных работников. Намечаются необходимые меры по улучшению качества работы и предотвращению имевших место нарушений. Результаты и оценка работы доводятся до сведения работников смены.
В 19-00 часов анализ работы дневной смены ответственный дежурный принимает от диспетчера поездого.
Более детально подводят итоги работы станции за смену и сутки: Ежедневно анализ за сутки проводит заместитель начальника железнодорожной станции, который ознакамливается с данными о выполнении графика движения поездов, плановых заданий на маневровую работу, показателей грузовой работы, выявляет причины невыполнения тех или иных показателей, проводит оперативное совещание с привлечением причастных лиц, случаев нарушения графика движения поездов и технологии работы станции, принимает соответствующие меры по наказанию виновных и разрабатывает мероприятия по улучшению работы станции.
Периодический анализ работы станции проводит начальник железнодорожной станции совместно со смежными службами по итогам работы за отчетный период (месяц, квартал, год)
Анализу подлежат:
- выполнение графика движения;
- выполнение заданных объемов работы;
- работа подъездных путей;
- выполнение норм простоя местного вагона и содержание рабочего парка;
- использование технических средств и маневровых локомотивов;
- состояние безопасности движения поездов и личной техники безопасности работников смен.
На основании анализа принимаются меры по восполнению допущенного отставания в выполнении плановых измерителей, разрабатываются необходимые организационно-технические мероприятия по улучшению работы станции.
Для выявления резервов повышения пропускной способности станции, разработке мер по улучшению использования технических средств, сокращения времени нахождения вагонов под грузовыми операциями и улучшения других показателей работы станции проводятся целевые анализы.
Целевые анализы проводятся как в общем по работе железнодорожной станции, так и по отдельным цехам, участкам или вопросам.
При проведении целевого анализа используются графики исполненной работы, данные хронометража выполнения работы, первичные документы, установленные формы отчетности и учета, а также результаты производственно-финансовой деятельности.
По результатам проведения целевого анализа намечаются организационно-технические мероприятия и разрабатываются предложения по техническому оснащению станции, обоснованные технико-экономическими расчетами.