Верхнее строение пути
Верхнее строение пути является единой комплексной конструкцией, (Рис. 2.4.)
Рис. 2.4. Элементы верхнего строения пути: 1 – рельсы, 2 – шпалы, 3 – промежуточные рельсовые скрепления, 4 – щебеночный балласт, 5 – песчаная подушка.
состоящей из рельсов, скреплений с противоугонами, рельсовых опор (чаще всего в виде шпал), балласта, мостового полотна, стрелочных переводов и ряда специальных устройств. Оно воспринимает и упруго передает на основную площадку земляного полотна динамические воздействия колес подвижного со- става, а также направляет колеса движущегося по пути подвижного состава.
Рельсы, соединенные между собой стыковыми скреплениями, а со шпалами - промежуточными скреплениями, образуют вместе путевую (рельсошпальную) решетку; шпалы (или брусья) заглублены в балластный слой, который опирается на основную площадку земляного полотна. На мостах при устройстве проезжей части без балласта рельсы опираются на деревянные мостовые брусья или железобетонные плиты.
В местах разветвления и соединения путей укладывают стрелочные переводы, для металлических частей которых опорами служат переводные брусья.
Рельсы, шпалы и другие элементы верхнего строения пути типизированы: для каждого типа установлены стандарты, определяющие их конструкцию, размеры, качество материала. Конструкция верхнего строения пути должна быть прочной, устойчивой, стабильной, износостойкой, экономичной, в любых эксплуатационных условиях обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с установленными скоростями.