Расчет провозной платы (тарифов) на перевозку груза
Расчет провозной платы (тарифов) выполняется в соответствии с индивидуальным заданием. Он начинается с определения продолжитель-ности стояночных операций (tст) и движенческих операций (tдв) для судов каждого типа, исходя из принятого максимального маршрута перевозки между речными пунктами и заданного вида груза:
tст=1,1 (tn + tp) +tшл , сут. (11)
где: tп , tp - время погрузки и разгрузки судна, сут.;
tшл - время одностороннего пропуска судна через все гидроузлы
(шлюзы) на выбранном маршруте, сут. (табл.12 приложения 1);
1,1 - коэффициент, учитывающий дополнительное время на технические и технологические операции.
Время погрузки и разгрузки судна устанавливается по формуле:
tп(р) | Qэ | |
= | ,тыс. руб. (12) | |
24· Вп(р) |
где: Qэ - эксплуатационная загрузка судна, определяемая из тарифной нормы загрузки судна и грузоподъемности судна, т. (см. п. 2.4.);
Вп(р) - судо-часовая норма погрузки (разгрузки) судна, т/ч.
В условиях курсового проекта судо-часовые нормы погрузки и разгрузки определяются по табл. 2 приложения 1. Для судов грузоподъемностью от 1901 до 3000 тонн норма приведена в таблице по типам конструкции судна (I, II, III, IV). Для судов меньшей или большей грузоподъемности применяются корректирующие коэффициенты к норме по судну соответствующего типа конструкции. Типы конструкции судов приведены в табл. 10 приложения 1.
Время хода по отдельным участкам пути принятого маршрута определяется по формуле:
tх | li | |
= Σ | ,сут. (13) | |
i | (0,9 · 24 · Vc) ± ω i |
где: li - протяженность отдельных участков пути, км / 9,10 /.;
Vc - расчетная скорость хода судна с грузом в спокойной глубокой воде, км/ч (табл. 10 приложения 1);
ω i - потери (приращения) скорости в зависимости от направления перевозки (вверх ила вниз по течению), км/сут. (табл.11 приложения 1);
0,9- коэффициент приведения расчетной скорости судна к путевой.
Себестоимость перевозки груза в судах отдельных типов определяется по формуле:
S = α + β · l , руб./т.(14)
где: α- ставка себестоимости всех стояночных операций судна за время грузового рейса, руб./т.;
β - ставка себестоимости движенческой операции, руб./т-км;
l - общее расстояние перевозки на маршруте, км (Тарифное руковод-ство № 4-Р).
Элементная ставка себестоимости стояночных операций устанавливается по формуле:
α | Scm · tст | |
= | ,руб./т. (15) | |
Qэ |
где: Scm- себестоимость суточного содержания судна на стоянке, руб./судо-сутки (ч (табл. 10 прил. 1);
tст – продолжительность стояночных операций, сут.
Ставка себестоимости движенческой операции определяется по формуле:
α | Sх · tх | |
= | ,руб./т. (16) | |
Qэ · l |
где: Sx- себестоимость суточного содержания судна на ходу, руб./судо-сутки·ч. (табл. 10 прил. 1);
Значение средней себестоимости перевозки грузов для всех типов судов рассчитывается по формуле:
_ _ _
S = α + β · l,руб./т. (17)
_
где: α - среднее значение ставки стояночных операций судов всех типов за время выполнения ими груженых рейсов, руб./т.;
_
β - среднее значение ставки себестоимости движенческой операции, руб./т.
_ n
α= Σαi · bi , руб./т.(18)
I
где: αi- ставки себестоимости стояночных операций судна i-готипа;
bi - доля груза, перевозимого в судне i го типа (по заданию);
п- количество типов судов.
_n
β= Σ βi · bi , руб./т.(19)
I
где: βi- ставки себестоимости движенческих операций судна i-готипа;
bi - доля груза, перевозимого в судне i го типа (по заданию);
п- количество типов судов.
Результаты расчета средней себестоимости перевозок в судах отдельных типов приводятся в таблице 8.
Таблица 8
Средняя себестоимость перевозок груза, руб./т
Пункты | Тарифное расстояние, км | Номер проекта судна | α | β | S | |
отправления | назначения | |||||
б | ||||||
А | Б | |||||
Среднее значение для всех проектов |
Тарифы за перевозку 1 тонны груза определяются по формуле:
_
Т = bнко + bдво · l , руб./т.(20)
где: bнко- тарифная ставка за стояночные операции, руб./т;
bдво- тарифная ставка движенческой операции, руб./т-км;
_
l - среднее расстояние пояса, для которого производится расчет тарифа, км.
_ l | lн + lк | |
= | ,км (21) | |
где: lн– начальное расстояние пояса от пункта отправления груза, км;
lк– конечное расстояние пояса от пункта отправления груза, км.
Формула (20) используется для расчета ставок тарифа за перевозку груза во всех поясах дальности, кроме первого.
В первом поясе дальности тариф рассчитывается по формуле:
Т1 = bнко + bдво · 50 , руб./т.(22)
Тарифная ставка стояночных операций рассчитывается по формуле:
_ | _ | ||
bнко = | α + | 0,35 · α | ,руб./т. (23) |
где: 0,35 - коэффициент, учитывающий долю прибыли от себестоимости, необходимую для нормального функционирования транспортных предприятий
Тарифная ставка движенческой операции устанавливается по формуле:
_ | _ | ||
bдво = | β + | 0,35 · β | ,руб./т. (24) |
Тарифы за перевозку 1 т груза определяются для следующих поясов расстояния:
до 50 км - 1 пояс,
от 50 до 100 км - 5 поясов по 10км (51-60,..., 91-100).
от 101км и более - пояса по 100 км ( 101 - 200, 201- 300, … и т.д.)
Последний пояс должен включать в себя максимальное расстояние, для которого рассчитываются тарифы по поясам (соответствует наибольшему маршруту между речными пунктами, принятому в разделе 2.3.курсового проекта).
При расчетах округление производится до целых рублей, при этом 0,5 руб. и более принимаются за 1 руб., а менее 0,5 руб. отбрасываются.
Расчет проектируемых тарифов для всех поясов расстояний производится в таблице 9.
Таблица 9
Расчет проектируемых тарифов (провозной платы)
bнко провозной платы = bдво провозной платы = | |||
Границы поясов, км | Среднее расстояние пояса, км | Плата за движенческую операцию, руб./т. | Тариф (провозная плата) за перевозку(Т), руб./т. |
до 50 | |||
51 - 60 | |||
и т.д. | и т.д. | ||
101 - 200 | |||
и т.д. | и т.д. | ||
…….. | ……. |
После выполнения расчетов производится анализ данных таблицы 9, где следует установить соотношение стояночных и движенческих ставок, показать факторы, влияющие на величину стояночных и движенческих ставок в проектируемых тарифах и на сам тариф (провозную плату). Рекомендуется тенденцию изменения тарифов изобразить графически.