Теоретическая часть. Работы по обследованию мостов на автомобильных дорогах проводятся по заранее разработанным программам
Работы по обследованию мостов на автомобильных дорогах проводятся по заранее разработанным программам, составленными исполнителями работ с учетом предложений заинтересованных организаций [15].
Одним из видов работ при обследовании мостов являются контрольные измерения и инструментальные съемки. Общие требования к выбору методов и средств измерения, выполнению измерений и обработке их результатов следует принимать по ГОСТ 26433.0-85* [6]. Правила выполнения измерений линейных и угловых размеров, отклонений формы и взаимного положения поверхностей деталей, изделий, конструкций и технологической оснастки, изготавливаемых на заводах, строительных площадках и полигонах, устанавливает ГОСТ 26433.1-89* [11].
Для определения оптимальной точности измерений используется метод выбора средства измерения по технико-экономическим показателям. В основу метода положен критерий оптимизации точности измерения, устанавливающий связь между точностью и удельными издержками на контрольно-диагностические операции.
Оптимальное значение среднего квадратического отклонения погрешности измерения [16] определяется по формуле:
, (6.1)
где: - коэффициент удельной стоимости измерения; - средние издержки на предупредительные операции восстановления значения измеряемого параметра до номинального; - нормированный показатель, определяемый по номограммам (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Номограммы для определения показателя
Оптимальная относительная погрешность измерения параметра составляет:
(%). (6.2)
При отсутствии исходных данных для оценивания технико-экономического критерия необходимую точность измерения параметра технического состояния оценивают по результатам анализа функциональной связи структурных и диагностических параметров. В этом случае предельное значение средней квадратической погрешности устанавливают из зависимости [16]:
, (6.3)
где: и - соответственно предельное и номинальное значение параметра.