Виды технического обслуживания и ремонта.
Реферат
Курсовая работа содержит, пояснительную записку на 25 страницах, включающую 7 таблиц , 11 литературных источников и приложение.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ, РЕМОНТ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ, ТРУДОЕМКОСТЬ, АГРЕГАТЫ ОБОРОТНЫЕ, СРЕДСТВО ТРАНСПОРТНОЕ, РЕМОНТ ТЕКУЩИЙ.
Целью курсовой работы является описание основных разделов «Положения о техническом обслуживание и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта для модели МАЗ-5336 в данных условиях эксплуатации. Определение влияния на коэффициент технической готовности измерения среднесуточного пробега L , категории условий эксплуатации или пробега до капитального ремонта.Определение необходимого количества линий, постов и рабочих для Д. Заполнение диагностической карты автомобиля, выписка требований безопасности предъявляемых к автомобилю МАЗ-5336, по следующим системам и элементам конструкции автомобиля: тормозная система, система рулевого управления, стеклоочистители и стеклоомыватели, колёса и шины, двигатель и его системы, и прочие элементы конструкции.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….4
Задание 1 …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………5
Задание 2 ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..9
Задание 3 …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………13
Задание 4 ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….16
Задание 5 …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………25
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Одной из важнейших проблем, стоящих перед автомобильным транспортом, является повышение эксплуатационной надежности автомобилей. Решение этой проблемы, обеспечивается автомобильной промышленностью за счет выпуска более надежных автомобилей. Это требует создания необходимой производственной базы для поддержания подвижного состава в исправном состоянии, широкого применения прогрессивных и ресурсосберегательных процессов ТО и ремонта, эффективных средств механизации, роботизации и автоматизации производственных процессов, повышения квалификации персонала, расширения строительства и улучшения качества дорог. Интенсификация производства, повышение производительности труда, экономия всех видов ресурсов – это задачи технической эксплуатации автомобилей (ТЭА), обеспечивающей работоспособность автомобильного парка. Основная задача автомобильного транспорта – это своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.[1]
Задание 1.
1.1.Описание основных разделов «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта»[1].
Первая часть, содержит основы технического обслуживания и ремонта
подвижного состава, определяет систему и техническую политику по данным вопросам на автомобильном транспорте. В первой части устанавливаются: система и виды технического обслуживания и ремонта, а так же исходные нормативы, регламентирующие их; классификация условий эксплуатации и методы корректирования нормативов, принципы организации производства ТО и Р. подвижного состава и другие основополагающие данные.
Вторая часть включает нормативы по моделям конкретных семейств
автомобилей, в том числе: виды технического обслуживание и ремонта;
периодичности ТО; перечни операции и трудоемкости; межремонтные
пробеги; распределение трудоемкости по видам работ химмотологическую карту и организации ТО и Р.
Вторая часть разрабатывается в виде отдельных приложений к первой
части и утверждается министерством автомобильного транспорта РФ
по мере изменения конструкции и других факторов, приводящих к отклонению фактических нормативов от исходных, установленных первой частью положения.
Периодичность ТО для автомобиля МАЗ-5336: см. табл. 1.1.
Таблица 1.1. – Периодичность ТО, км [2]
Тип АТ | ТО-1 | ТО-2 |
Грузовик | 8000 км | 24000 км |
Трудоемкости ТО, ТР и ЕО грузового автомобиля МАЗ-5336: см. табл. 1.2.
Таблица 1.2. - Трудоемкости ТО, ТР и ЕО грузового автомобиля МАЗ-5336. [2]
ТО-1 | ТО-2 | ТР | ЕО |
3,2 чел.час | 12,0 чел.час | 5,8 чел.час./1000 км | 0,3 чел.час |
Виды технического обслуживания и ремонта.
Техническое обслуживание подвижного состава по периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонное техническое обслуживание (СО)[1].
ТО- это комплекс операции по поддерживанию автомобиля в работоспособном состоянии и надлежащем внешнем виде. Обеспечение надежности и экономичности работы, безопасности движения и защиты окружающей среды, предупреждение отдалении момента достижения предельного состояния, выполняемым установление неисправностей.
Техническое обслуживание, является профилактическим мероприятием
выполняемым по плану без разборки и снятия агрегатов с автомобиля.
ТО-1 и ТО-2 выполняется силами АТП.
Нормативы трудоёмкости технического обслуживания подвижного состава приведены в таблице 2.1-2.11 .[2]
Ежедневное техническое обслуживание включает контрольно-диагностические работы, направленные на обеспечение безопасности движения (рулевое управление, тормоза, шины), а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправки топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, мойка и обработка кузова ЕО выполняется водителем или АТП, после или перед выездом автомобиля на линию.
Нормативы трудоёмкости ТО-1 и ТО-2 не включают трудоёмкость ЕО.
Сезонное техническое обслуживание, проводится два раза в год, включает работы по подготовке подвижного состава и эксплуатации в холодное и теплое время года.
В качестве отдельно планируемого вида (СО) рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в районах очень холодного, холодного, жаркого сухого и очень жаркого сухого климата. Для остальных условий сезонное техническое обслуживание (СО) совмещается преимущественно с ТО-2 с соответствующим увеличением трудоёмкости.[1]
Нормативы трудоёмкости (СО) составляют от трудоемкости ТО-2: 50% для очень холодного и очень жаркого сухого климатических районов; 30% для холодного и жаркого сухого районов; 20% для прочих районов.[1]
В соответствии с назначением и характером выполняемых работ ремонт подразделяют на капитальный (КР), производимый на специализированных предприятиях, средний ремонт (СР), текущий ремонт (ТР), выполняемый на АТП.
Ремонтом - называется комплекс операции по восстановлению неисправного или работоспособного состояния, ресурса, обеспечения безотказного автомобиля, узлы детали, агрегата. Ремонт выполняется по потребности, иногда для отдельных автомобилей и условий эксплуатации принудительного, через определенный пробег и средний пробег.
Ремонт включает контрольно-диагностические, регулированные, разборочные, сборочные, обкатные, слесарные, механические, ножные, сварные, электротехнические, шиномонтажные, деффектовочные и другие работы.
Капитальный ремонт подвижного состава, агрегатов, узлов, детали, предназначен для восстановления их исправности и близкого к полному (не менее 80%) восстановлению ресурса. Капитальный ремонт подвижного состава, агрегатов, узлов, детали производят, как правило, обезличным методом, предусматривающим полную разборку объекта ремонта, деффектацию восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку, испытание.
Не обезличенный метод связан со снятием детали, агрегата, узла и
постановкой на место.
Подвижный состав и агрегаты направляют в КР на основании результатов анализа: их технического состояния с применением средств контроля (диагностирования), с учетом пробега, выполняемого начала эксплуатации или после КР: суммарной стоимости израсходованных запасных частей сначала эксплуатации и других затрат на КР. За весь срок службы автомобиля, производят только один капитальный ремонт, т.к. при КР-2, в 2- 3 раза возрастают затраты.
Средний ремонт автомобиля предусматривает: замену двигателя, требующего КР; углубленную диагностику технического состояния автомобиля и одновременно устранения выявленных при этом неисправностей агрегатов, с заменой или ремонтом деталей; окраску кузова и другие работы, необходимые для восстановления эксплуатационных качеств автомобиля. СР автомобиля производится с периодичностью с выше одного года.
Текущий ремонт предназначен для устранения отказов, неисправностей, для обеспечения работоспособного состояния, путем восстановленных или замененных отдельных его агрегатов, узлов, деталей (кроме базовых), а также для обеспечения установленных нормативов пробегов до КП. ТР должен обеспечивать безотказную работу отремонтированных агрегатов.
1.3.Нормы пробега автомобиля МАЗ- 5336 и его основных агрегатов до капитального ремонта и после, а также необходимое количество оборотных агрегатов: см. табл. 1.3.
Таблица 1.3. Нормы пробега основных агрегатов до КР для грузового автомобиля МАЗ-5336, км. [1]
Автомобиль | 320000 км |
Двигатель | 275000 км |
Коробка передач | 275000 км |
Ось передняя | 320000 км |
Мост задний | 320000 км |
Рулевой механизм | 320000 км |
1.4.Виды технического обслуживания отдельных агрегатов автомобиля МАЗ-5336 (химотологическая карта)[1].
При ЕО осмотреть автомобиль. Проверить состояние кузова фургона, исправность механизма запоров бортов, состояние рамы, рессор, тента, шин, крепление колес, световой индикации.
При ТО-1 проверить: тент фургона. Проверка креплений фургона к раме. Проверка или замена рессор.
При ТО-2 проверить: крепления кузова к раме или заменить их. Проверка или замена рессор.
При СТО повторить м ероприятия проводимые по обслуживанию фургона при ТО-2.
Задание 2.
Корректирование нормативов ТО и ремонта для модели МАЗ-5336в данных условиях эксплуатации.
Таблица 2.1. - Исходные данные задания 2. [4]
Регион | Возраст в долях нормативного пробега до КР | Размер АТП (количество автомобилей) |
Приморский край | 2,2 | 80 |
Условия движения: С – в больших городах (более 100 тыс. жителей).
Тип дорожного покрытия: (табл. 2.7) [1]
Д1 – цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика;
Тип рельефа местности: (табл. 2.7) [1]
Р3 – холмистый (свыше 300 до 1000 м);
Выбранная категория условий эксплуатации (КУЭ) – III.
2.1. Определяем периодичность ТО –1 и ТО –2:
,
где - периодичность ТО;
- периодичность ТО нормативная;
К1 – коэффициент корректирования условий эксплуатации автомобиля. В зависимости от дорожного покрытия: выбирается категория условий эксплуатации III ( К1 определяем по табл.2.8.[1] ).
К3- коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий; характер района – с высокой агрессивностью окружающей среды (К3 определяем по табл. 2.10.[1]).
км;
км.
2.3.Определяем пробеги до и после капитального ремонта:
,
где -пробег до капитального ремонта;
-нормативный пробег до капитального ремонта;
К2 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы (К2=1,0 определяем по табл.2.9.[1] ).
км.
Пробег после КР должен составлять не менее 80% от пробега до КР:
км.
2.4.Определение трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2 , ТР и Тсо:
,
где -трудоемкости ТО;
К5 -коэффициент корректирования нормативов трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и количества технологически совместных групп подвижного состава (К5=1,15 определяем по табл.2.12.[1]).
чел. час на 1 обслуживание;
чел. час на 1 обслуживание;
чел. час на 1 обслуживание;
,
где трудоемкость текущего ремонта,
К1=1,2 ; К2=1,0 ; К3=1,1 ; К4=1,6; К5=0,95.
чел. ч. /1000 км.
Нормативы по трудоемкости для CO составляет от трудоёмкости ТО-2 30%.
чел. час на 1 обсл.
2.5.Расход запасных частей:
,
где - количество оборотных агрегатов.
Двигатель:
шт/100авт.;
Коробка передач:
шт/100авт.;
Ось передняя:
шт/100авт.;
Мост задний:
шт/100авт.;
Рулевой механизм:
шт/100авт.;
шт,
- количество автомобилей в парке
Двигатель, Коробка передач, Ось передняя, Мост задний:
шт.
Коробка передач:
шт.
Рулевой механизм:
шт.
2.6.Трудоемкости диагностирования.
Трудоемкость Д1 составляет от трудоемкости ТО-1 10%;
чел.час.
Трудоемкость Д2 составляет от трудоемкости ТО-2 10%;
чел.час.
Трудоемкость ДР составляет от трудоемкости ТР 2%.
чел.час/1 обсл.
2.7.Продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте на автотранспортном предприятии, дней / 1000 км.
дней / 1000 км;
Задание 3.
Определение влияния на коэффициент технической готовности изменения среднесуточного пробега , категории условий эксплуатации или пробега до КР.[4]
Таблица 3.1. - Исходные данные задания 3
Изменение среднесуточного пробега, км | Изменение категории условий эксплуатации при | Изменение пробега с начала эксплуатации при | |||
От | До | С категории | На категории | от | до |
140 | 280 | 2 | 4 | 300 | 50 |
Одним из основных показателей эффективности технической эксплуатации автомобиля является, коэффициент технической готовности , который определяет долю календарного времени в течении которого автомобиль или парк автомобилей находится в работоспособном состоянии.[4]
3.1.Изменение среднесуточного пробега от LCC1 до LCC2. , со 140км до 280км
,
ДЭ – количество дней в эксплуатации;
,
ДР – число дней простоя в ремонте или в ТО, или в их ожидании;
,
где ДТО и ТР – число дней простоя в ТО;
-удельная норма в днях на 1000 км пробега .
дней;
дней;
день;
дня;
,
;
.
Вывод: при изменении среднесуточного пробега со 140 до 280 км коэффициент технической готовности уменьшается с 0,91 до 0,84, так как автомобиль эксплуатируется более интенсивно.
3.2.Изменение категорий условий эксплуатации при LCC = LCC1., со 2 на 4.
,
,
дней;
дней;
;
.
Вывод: с изменением категории условий эксплуатации со 2 на 4, коэффициент технической готовности уменьшается с 0,91 до 0,89 так как условия эксплуатации ухудшаются.
3.3.Изменение пробега сначала эксплуатации при LCC = LCC2., с 300 тыс.км до 50 тыс.км.
тыс. км; тыс. км; LCC = LCC2 =280км.
;
;
определяем по табл. 2.11.[2]
дней;
дня.
дня
дней.
дня;
;
.
Вывод: с изменением фактического пробега с начала эксплуатации с 300 до 50 тыс. км коэффициент технической готовности увеличился с 0,83 до 0,89, так как парк новее.
Задание 4.
4.1 Определение необходимых количеств линии, постов и рабочих для Д. По отношению такта к ритму методом подбора количества постов на линии и рабочих. Должно выполняться условие .
;
- фон рабочего времени в сутки(продолжительность работы зоны в часа),
- производительная программы или число подвижного состава в сутки,
-количество смен обслуживания,
-продолжительность смены обслуживания:
мин.
;
- такт поста линии, продолжительность пребывания на посту или время выполнения работ на линии(мин).
- среднее число рабочих занятых одновременно на посту.(зависит от вида и организации работ, модели обслуживания принимаем для ЕО=1-3; для ТО1=2-4; ТО2=2-5; Д=1-2 чел)
- общая нормативная трудоемкость данного вида работ
-Число постов на линии, (принимаем для ЕО1=3; для ТО1=1,5;
для ТО2=1-5; для Д=1-4)
- время перемещения с одного поста на другой (мин)
мин
Вывод: При =1 –один пост и =2 – двое рабочих, вышеприведенное условие выполняеся.
4.Задание 5.
Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки .
Для модели МАЗ-5336 , заполнить диагностическую карту транспортного средства согласно ГОСТ Р 51709-2001 .Требования безопасности к техническому состоянию и методы
проверки.
Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы эксплуатируемые на автомобильных дорогах. В нём отражены значения параметров для АТС, находящихся в эксплуатации.