Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах.
Виды и техника наложения повязок при травмах головы, грудной клетки, локтевого, коленного, голеностопного или лучезапястного суставов.
18. Итоговое занятие.
Подведение итогов (тестирование).
Тема: Безопасность пешеходов.
Цель:формирование знаний и умений по основам безопасности жизнедеятельности; развивать умение применять полученные навыки в жизненной деятельности; воспитывать организованность, дисциплину, находчивость, чувство ответственности перед товарищами.
Оборудование: дорожные знаки, светофорики, картинки, кроссворд
-Мчатся по нашим дорогам разные машины: тяжёлые “МАЗы”, “КАМАЗы”, летят “Волги”, “Жигули”, разные иномарки, везут грузы длинные автопоезда. Сколько на улицах машин! Ребята! Вы уже знаете, что для того, чтобы на дорогах было безопасно, все автобусы, автомобили подчиняются строгим законам дорожного движения.
-Кто же следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог?
-Сегодня мы продолжим знакомиться с правилами дорожного движения. Но сначала разгадайте кроссворд.
Кроссворд
1. Его боятся нарушители правил?
2. Трёхглазый постовой
3. Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень
4. Пешеходный переход по-другому
5. Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведёт пешеходный …
6. Часть автомобиля, под которую попадает разиня?
7. Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения.
-Прочитайте слово, которое у нас получилось (пешеход).
-Кого называют пешеходом? (Человек, который находится на дороге).
-Будут ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (Нет).
-Кого называют водителем? (Человек, который управляет транспортом).
-Если человек ведёт коляску, кто он - пешеход или водитель? (Пешеход).
-А человек, который едет на коне? (Водитель).
-Что такое тротуар? (Дорожка для пешехода).
-Что такое мостовая? (Дорога для транспорта).
- Вот несколько известных правил поведения пешеходов, которыми, к сожалению, многие пренебрегают:
переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
переходить улицу в соответствующих местах, давая понять водителям о своем намерении, чтобы не заставлять их резко тормозить;
передвигаться по тротуарам;
пользоваться подземным переходом, если он есть;
не ходить рядом с проезжей частью;
не скапливаться на автобусных остановках, вынуждая остальных пешеходов сходить с тротуара;
уступать дорогу родителям с детскими колясками;
не идти по узкому тротуару под руку или обнявшись, занимая его целиком.
Все эти правила должны диктоваться хорошим воспитанием и чувством уважения к другим.
Опасные ДТП
Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает 1,2 млн человек, а около 20 – 50 миллионов получают травмы и становятся инвалидами. Значительную долю пострадавших составляют дети и подростки: более чем 40% всех смертей в ДТП происходят среди людей в возрасте до 25 лет. Среди детей и молодых людей в возрасте от 5 до 25 лет ДТП являются второй причиной смертности.
В Российской Федерации согласно данным ГИБДД только за 2008 год зарегистрировано более 80 тыс. ДТП, связанных с наездами на пешеходов, в которых более 10 тыс. человек погибли и 77 тыс. получили ранения. При этом доля ДТП с наездом на пешеходов составляет 38% среди общего числа происшествий на дорогах, а доля погибших пешеходов составляет более 36% в общей массе пострадавших. Данный вид дорожно-транспортных происшествий является самым массовым.
Плохая видимость
Наибольшее количество происшествий со смертельным исходом происходит ночью – их количество в 3 раза выше, чем в дневное время. Основная указываемая причина происшествий – плохая видимость объекта.
Видимость становится единственным способом защиты пешеходов, особенно в условиях недостаточной дневной и ночной освещенности, а наличие специальных световозвращающих элементов на одежде – единственным средством увеличить контраст по сравнению с окружающей средой.
Для обеспечения своей безопасности пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Идти навстречу движению транспорта при передвижении по проезжей части необходимо, чтобы иметь возможность вовремя увидеть транспортное средство и уступить ему дорогу. Следуя по ходу движения автомобилей, спиной к ним, контролировать ситуацию намного сложнее.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Световозвращатели
Световозвращающими элементами могут служить маленькие брелоки, значки или шевроны, покрытые отражающим свет материалом. Световозвращатели работают по принципу дорожных знаков: на брелок наклеен специальный материал, который возвращает свет к источнику. Световозвращатели прикрепляются к одежде, велосипедам или коляскам и делают пешеходов видимыми на дороге в сумрачное и темное время суток при попадании света автомобильных фар.
Опасные дороги
Бойтесь пустынных дорог! Когда пешеход идет по тротуару или обочине пустынной дороги, дороги с низкой интенсивностью движения, зачастую бдительность притупляется, и, умозрительно решив, что «машин нет», он может, не глядя по сторонам, пойти по проезжей части, начать переход. Дети часто выскакивают, выбегают на проезжую часть таких дорог, заигравшись или перебегая, - забывая, что на ней может оказаться движущийся транспорт. Важно не делать различий между дорогами - каждая может стать опасной, если не посмотреть, куда идешь.
Светофор
Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора. Переходить дорогу можно, только дождавшись разрешающего сигнала регулировщика или светофора.
Только зеленый сигнал пешеходного светофора разрешает переход дороги. Однако прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться, что все машины остановились. Зеленый сигнал светофора разрешает пешеходный переход, но не гарантирует безопасность.
- Каждому из вас нужно уметь пользоваться светофором.
Чтоб вам помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный.
Самый строгий – красный свет.
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет,
Путь для всех закрыт.
Чтоб спокойно перешел ты –
Слушай мой совет.
Жди, увидишь скоро желтый
В середине свет.
А за ним – зеленый свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он: “Препятствий нет,
Смело в путь иди!”
Игра “Ловкий пешеход” - Расположите круги в таком порядке, как расположены цветовые сигналы светофора (красного цвета, жёлтого и зелёного)
-Для чего нужно знать правила дорожного движения?
Везде и всюду правила -
Их надо знать всегда.
По городу, по улице
Не ходят просто так,
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Помни правила движенья,
Как таблицу умноженья.
И знай их назубок!
- Что должен знать пешеход, чтобы выполнить правила дорожного движения? (Дорожные знаки). На улицах и дорогах нельзя обойтись без Дорожных Знаков. Дорожные Знаки – это правила, как в русском языке есть же правила, которые помогают написать слова. В математике – формулы, по которым решаются задачи и примеры. На дорогах есть свои правила.
Конкурсы на знание дорожных знаков.
-Перед вами заготовки дорожных знаков.
1.Дорисуйте их и расскажите об их назначении.
2.Собрать разрезной знак
3.Необходимо найти нужный знак по описанию:
Я хочу спросить про знак
Нарисован он вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Дети).
На машинах здесь, друзья,
Ехать никому нельзя,
Можно ехать, знайте дети,
Только на велосипеде (Велосипедная дорожка).
Круглый знак, а в нём окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко,
Что здесь – свалка кирпича? (Въезд запрещён).
А здесь, ребята, не до смеха,
Ни на чём нельзя здесь ехать,
Можно только своим ходом,
Можно только пешеходам (Пешеходная дорожка).
Этот знак желает вам доброго пути –
Значит, через улицу можно перейти (Пешеходный переход).
Ната с куклою в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом,
Помощь близко! Доктор рядом! (Пункт первой медицинской помощи).
Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть здесь ищут клад,
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь. (“Дорожные работы”).
Я в кругу с обводом красным,
Это значит – тут опасно.
ут, поймите, запрещенье
Пешеходного движения (Движение пешеходов запрещено).
- Сегодня каждый из вас узнал что-то новое из правил дорожного движения. Своё путешествие за новыми правилами мы продолжим на следующем занятии.
Тема: Знаем ли мы правила дорожного движения.
Цель:проверка, закрепление знаний ПДД
Оборудование:презентация, видеосюжет, план школы, конверты с заданиями
- Я рада вас видеть сегодня на занятии такими красивыми и серьёзными. На партах у вас лежат круги разных цветов. У каждого свой цвет. Я буду показывать цвет на доске, а вы будите садиться, на чей цвет я указала.
- Круги каких цветов я показала? (красный, жёлтый, зелёный).
- Где вы встречали сочетание этих цветов? (светофор).
- Для чего нам нужен светофор? (помогает перейти дорогу).
- Я рада, что с самого начала занятия вы внимательные, и я желаю вам быть такими же на протяжении всего занятия.
- Тему занятия вы узнаете, выполнив следующее задание: из ряда букв выберите буквы зелёного цвета. Что у вас получилось? (Мы знаем ПДД).
- А что такое ПДД?
-Сегодня мы с вами проверим, как вы знаете правила дорожного движения.
- Мы с вами неоднократно говорим на эту тему. Как вы думаете, почему эта тема для нас важна?
-Вы каждый день ходите из дома в школу и обратно. Чтобы вы не оказались в больнице, не пропускали занятий и всегда были здоровы, мы сегодня с вами поговорим о правилах дорожного движения. А также будем развивать своё мышление и внимание. А вам нужно будет понять и запомнить, что ПДД нужно знать и соблюдать.
- Когда вы должны помнить о правилах дорожного движения? (когда идём в школу, домой, в магазин и т.д.)
-Посмотрите на доску и скажите, что там изображено (план школы).
-Посмотрите внимательно на него и скажите, чего не хватает на нашем плане не доске. Сравните его с планом на ваших партах? (пешеходного перехода).
а) Упражнение «Осколочная картинка».
-Чтобы вспомнить с какой стороны нужно обходить остановившийся на дороге автобус, вам нужно будет собрать разрезную картинку. Возьмите конверты, на которым нарисован знак пешеходного перехода и приступайте к работе.
-Что изображено на картинке? (звери обходят автобус сзади).
-Правильно ли они переходят дорогу? (Да)
-Почему? (потому что автобус нужно обходить сзади).
-А может ли такая ситуация произойти около нашей школы? (Да)
-Давайте покажем это на планах, которые лежат на ваших партах. Воспользуйтесь конвертами с изображением светофора, в которых лежат модели пешеходов и транспорта (дети работают в парах и показывают, как нужно переходить автобус).
-Так как нужно переходить автобус? (сзади).
На доску вывешивается иллюстрация с изображением этого правила дорожного движения.
б) Анализ стихотворения.
- Чтобы вспомнить ещё одно правило дорожного движения я вам предлагаю прослушать стихотворения. Прослушав его, ответьте на вопрос: О чём в нём говорится?
Юрка живёт на другой стороне.
Он машет рукой через улицу мне.
«Я сейчас!»-кричу я другу
И к нему лечу стрелой.
Вдруг я замер от испуга,
Юрка в страхе крикнул «Ой!»
И откуда и откуда
Появился самосвал?
Просто чудом, просто чудом
Под него я не попал!
И шофёра грозный взгляд:
«Ты куда?» Вернись назад!
Твой приятель подождёт
Посмотри где переход!»
- О чем говориться в стихотворении? (мальчик засмотрелся на друга и чуть не попал под машину)
-А может ли такая ситуация произойти с вами около школы? (да)
Так давайте покажем на наших планах (дети работают с планами на партах)
-Так что нельзя делать на дороге? (отвлекаться).
Вывешиваться иллюстрация с изображением этого правила.
в) Анализ видеосюжета.
-Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеосюжет. После просмотра вам нужно будет ответить на вопрос: Можно ли так вести себя на дороге? (игра в мяч на дороге).
А почему так нельзя делать? (можно попасть под машину)
На доску вывешивается иллюстрация.
-Давайте изобразим это правило на нашем плане. Один работает у доски, а остальные на местах, в парах.
-Так что нельзя делать на дороге?(играть)
г) Приход гостя.
-Ребята, сегодня к нам на занятие пришёл гость, а кто он, вы узнаете разгадав загадку:
Никто на свете так не сможет
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
- Кто это? (регулировщик)
Регулировщик: Здравствуйте, ребята! Я слышал, что вы хорошо знаете правила дорожного движения. А чтобы я в этом убедился, я предлагаю вам поиграть в игру «Жёлтый, зелёный, красный». Я буду показывать жезлом на свет на доске, а вы будите выполнять движения. На красный-присядете, на зелёный-промаршируете, на жёлтый-хлопните в ладоши (повторяют правила).
-Теперь я убедился, что вы очень внимательны, я надеюсь, что вы на дороге такие же внимательные. А мне пора идти. До встречи на дорогах.
г) Анализ видеосюжета.
-Сейчас я предлагаю посмотреть ещё один видеосюжет из мультфильма. Посмотрев его, ответьте на вопрос: «Какую машину там называют страшной?»(просмотр видеосюжета из детского мультфильма «Смешарики», серия «Страшная машина»).
-Итак, какую машину там называют страшной? (которая стоит.)
-А почему её так называют? (из-за неё может выехать другая машина и сбить прохожего).
Вывешивается иллюстрация на доску.
- А может ли такая ситуация произойти с вами около школы? (Да)
-Давайте изобразим её на наших планах.
- Так как нужно вести себя в такой ситуации? (внимательно переходить дорогу на большом расстоянии от стоящей машины, чтобы видеть дорогу)
д) Работа с планом.
-Сейчас я на нашем плане изображу ситуацию. А вы мне скажите, правильно ли ведёт себя человек в этой ситуации.(пешеход переходит дорогу по пешеходному переходу).
-А всегда ли машина останавливается около пешеходного перехода? (Нет)
- Так как безопаснее переходить дорогу? (посмотреть по сторонам, и только тогда переходить дорогу).
-Изобразите эту ситуацию у себя на планах.
- Чтобы проверить, какими вы были на занятии внимательными, поиграем в игру «Красный-зелёный». У вас на партах у каждого лежат сигнальные карточки. Я вам буду зачитывать ситуацию, а вы, если правильно показываете карточку зелёного цвета, если нет-красного.
-Автобус нужно обходить сзади.
-Дорогу можно переходить на красный свет.
-На красный свет-стой!
-На дороге можно играть.
-Если тебя зовёт друг, быстрее беги к нему.
-Вы на занятии были внимательны, поэтому на все вопросы отвечали верно.
-А теперь возьмите конверты со знаком, запрещающим движение пешеходов, и составьте пословицу из слов (Сэкономишь время-потеряешь жизнь.)
-Как вы понимаете эту пословицу?
-Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Все были внимательны, сосредоточенны. Теперь я уверенна, что вы знаете ПДД и я могу за вас не переживать. Спасибо за работу.
Тема: Проверка знаний ПДД.
Цель:проверить знания ПДД
Вопросы | Варианты ответов | Ответ |
1. По какой стороне тротуара должен идти пешеход? | 1 – по левой 2 – по правой | 1 – |
2. В какую сторону, прежде всего, следует повернуть голову, когда собрался перейти улицу? | 1 – вправо 2 – влево | 2 – |
3. Какому сигналу светофора соответствуют жест и положение корпуса регулировщика, поднявшего руку вверх? | 1 – красный 2 – желтый 3 – зеленый | 3 – |
4. Ты вышел из автобуса и тебе нужно перейти через дорогу. Что ты будешь делать? | 1 – обойду автобус сзади 2 – обойду автобус спереди 3 – подожду, когда автобус уедет 4 – дойду до ближайшего пешеходного перехода | 4 – |
5. Пешеход переходит дорогу. Что он должен сделать, если загорелся красный сигнал светофора? | 1 – отойти назад 2 – продолжить движение 3 – остановится на середине дороги | 5 – |
Используя цветные карандаши, раскрась правильно дорожные знаки: 6. 7. 8. «Подземный пешеходный «Пешеходная дорожка» «Светофорное переход» регулирование» 9. 10. «Железнодорожный переезд «Питьевая вода» без шлагбаума» | 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – |
Сумма набранных баллов - _______
В хороший солнечный день
Дети, сегодня теплая солнечная погода. После занятий приятно пройтись по улице. Но, выходя из школы, не забывайте о правилах дорожного движения. О том, что в такую погоду водители ведут свой транспорт быстрее, чем обычно. Поэтому, начиная переход проезжей части, посмотрите внимательно на дорогу. И, если увидите приближающийся транспорт, не спешите, уступите ему дорогу. Старайтесь, возвращаясь домой, выбирать наиболее безопасный путь и меньше находиться на проезжей части. Это убережет вас от несчастья.
В дождливый день.
Ребята! Сегодня на улице дождь. Дорога скользкая. Стекла машин покрываются каплями дождя. Видимость ухудшается. В таких условиях водителям трудно работать. Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой дороге увеличивается. Поэтому, возвращаясь из школы, не спешите перебегать проезжую часть улицы. Посмотрите внимательно вокруг себя, пропустите приближающийся транспорт и, только убедившись в полной безопасности на дороге, начинайте переход.
Запомните, что даже самый опытный водитель не может мгновенно остановить автомобиль.
Тема: Основные понятия и термины ПДД.
Цель:углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; формировать представления младших школьников о понятиях и терминах ПДД; воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Оборудование:плакаты, презентация
- На нашем занятии мы рассмотрим основные понятия и термины, необходимые для дальнейшего изучения правил дорожного движения.
Дорога и ее элементы
Начнем мы с самого простого — дороги, именно по дорогам пока Вы еще ходите, но очень скоро начнете ездить. Естественно, знать то, как она устроена необходимо, хотя бы для того, чтобы правильно расположить свой автомобиль, скажем так, занять свое место под солнцем.
Дословно определение в Правилах дорожного движения звучит так: “Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (мост, путепровод, эстакада)...” Обращаю ваше внимание, что по определению дорога совершенно не предназначена для движения пешеходов, а именно для транспортных средств, т.е. на дороге в обязательном порядке должно быть выделено место, где может двигаться транспорт. Таким местом, правильнее – элементом дороги, является проезжая часть. “Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.” Часто подменяют понятия дорога и проезжая часть, вспомните сколько раз вы говорили, что перешли дорогу, на самом деле вы переходили не дорогу, а проезжую часть, оставаясь на той же самой дороге.
Рис. 1 «Дорога и ее элементы»
А - дорога;
Б - проезжая часть;
В - тротуар или обочина
Основную часть дороги составляет проезжая часть, а по бокам располагаются тротуары (если это городская дорога и в них есть необходимость) или обочины. Ширина дороги и как следствие ширина проезжей части выбираются в зависимости от предполагаемой интенсивности движения по ней. Не бывает дорог без проезжей части, а вот дороги без тротуара или без обочины – вполне, иногда на дороге присутствуют и тротуар, и обочина. В свою очередь тротуары не обязательный элемент дороги и они могут отсутствовать.
Всегда, если не установлено знаками или разметкой, проезжая часть или проезжие части, если их несколько используется для движения в двух направлениях, другими словами является двухсторонними.
“Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.” Таким образом, где нет или мало пешеходов тротуар просто не нужен, его место занимает обочина. “Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, используемый для движения, остановки и стоянки.” В это определение закралась досадная неточность – обочина может использоваться только для движения пешеходов, двигаться по обочине на транспортном средстве запрещено.
Рис. 2 Две двусторонние проезжие части
На данном рисунке изображена дорога с двумя проезжими частями (I и II), каждая из которых может использоваться для движения в обоих направлениях.
Наличие разделительной полосы на дороге не влияет на организацию направлений движения по каждой из проезжих частей.
Бывает необходимость на одной дороге выделить не одну, а несколько проезжих частей, отделяются проезжие части с помощью разделительной полосы. “Разделительная полоса – элемент дороги, выделенный конструктивно или с помощью разметки, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки, безрельсовых транспортных средств и пешеходов.”
Рис. 3 Две односторонние проезжие части
В отличие от предыдущего случая, на этой дороге каждая из проезжийх частей (I и II) используется для движения только в одном направлении. Связано это с наличием в разрывах разделительной полосы знака 4.2.1 "Объезд препятствия справа"
Для чего же делают разделительную полосу? На дорогах с высокой интенсивностью и на автомагистралях есть необходимость отделить друг от друга встречные потоки, тогда по каждой из проезжих частей организуют движение только в одном направлении. На разделительной полосе могут размещать трамвайные пути.
Использование разделительной полосы для отделения встречных потоков частое, но не единственная цель ее использования.
Рис. 4 Дорога с тремя проезжими частями
В качестве примера приведена дорога (пр. Дзержинского), на которой три проезжие части. Две из них (II и III) односторонние, установлены знаки 5.5 "Дорога с односторонним движением", а одна (I) двусторонняя.
Полосы для движения
Движение в пределах проезжей части вне зависимости от ее ширины упорядочено, и порядок этот называется рядностью. То есть все транспортные средства двигаются рядами в соответствии с полосами для движения. “Полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.” Обратите внимание, точная ширина полосы в правилах не оговорена, но она должна быть достаточна для движения среднестатистического автомобиля (по всей видимости легкового), т.е. если принять ширину автомобиля за два метра, то ширина полосы должна быть примерно три метра. Возникает вопрос, откуда появился лишний метр. Все очень просто – автомобили не могут двигаться вплотную, между ними должно оставаться расстояние, называемое интервалом. При этом интервал должен быть безопасным, зависит безопасность интервала от скорости движения.
Рис. 5 Дорожные знаки, по которым можно определить количество полос
5.15.1 — «Направления движения по полосам»
5.15.2 — «Направления движения по полосе»
5.15.7 — «Направление движения по полосам»
5.15.8 — Число полос»
Пришло время научиться определять количество полос для движения на проезжей части. Делается это очень просто, более того тремя возможными способами: самый простой – по разметке, достаточно пересчитать обозначенные полосы. Однако разметка не всегда присутствует, например, зимой она полностью стирается, это не должно поставить вас в тупик, существуют несколько знаков, по которым также можно определить количество полос, это знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам», 5.15.2 «Направления движения по полосе», 5.15.7 «Направление движения по полосам» и 5.15.8 «Число полос». В случае если отсутствуют и разметка и знаки количество полос определяют визуально, т.е. подсчитывают, сколько легковых автомобилей поместится на проезжей части с учетом интервала между ними.
На занятиях практически в каждой группе приходится слышать, что количество полос зависит от разметки. Нет и еще раз нет, разметку наносят в соответствии с количеством полос, а не наоборот. Подумайте, если я разрисую всю проезжую часть шириной в 3 метра полосками с расстоянием между ними в десять сантиметров, неужели получится 30 полос для движения?
Рис. 6 Количество полос для движения
На приведенном рисунке на обеих дорогах по четыре полосы для движения. В первом случае они обозначены разметкой (А), во втором не обозначены (Б). Однако, наличие или отсутствие разметки не сказывается на общем количестве полос – количество полос зависит только от ширины проезжей части, а наносят разметку и устанавливают знаки в соответствии с количеством полос, но не наоборот.
Стоит заметить, что не все так просто с определением количества полос, если оказывается, что их общее количество нечетное, а разметка отсутствует... Этот вопрос выходит за рамки нашего сегодняшнего занятия и будет обсуждаться позже, в главе "Расположение транспортных средств на проезжей части". Там же мы поговорим о таких особенных полосах как "Полоса для маршрутных транспортных средств" и о полосах с реверсивным движением.
В разрезе этой темы осталось выяснить — являются ли трамвайные пути полосой для движения. Для начала разрешим вопрос о ширине трамвайных путей: не путайте рельсы и трамвайные пути не одно и тоже, также как и колея автомобиля и его габариты. Если ширина полосы для движения определяется шириной автомобиля, то ширина трамвайных путей соответственно шириной трамвая. Таким образом получается, что автомобиль легко помещается на трамвайных путях, но несмотря на это трамвайные пути не являются полосой для движения, более того они не являются и проезжей частью, вспомните, по определению проезжая часть используется для движения безрельсовых транспортных средств. Несмотря на это, в некоторых случаях трамвайные пути могут использоваться и вами - водителями автомобилей. Об использовании трамвайных путей вы можете узанать в главе "Расположение транспортных средств на проезжей части".