Основные грузопотоки. Пассажирооборот
За последнее десятилетие железнодорожный транспорт Украины углубил специализацию на перевозке грузов. Такая специализация требует усиленного внимания к усовершенствованию отраслевой и территориальной структуры грузопотоков, повышения эффективности грузовых перевозок, четкого взаимодействия с другими видами транспорта в смешанных связях.
В Киевском, Одесском, Днепропетровском, Запорожском, Херсонском, Мариупольским и многих других транспортных узлах налажено тесное взаимодействие железнодорожного транспорта с автомобильным, морским, речным видами транспорта, что способствует бесперебойному движению специализированных грузопотоков. Предприятия, осуществляющие перевозочную деятельность, жестко связаны между собой единым технологическим процессом по все территории Украины, что обуславливает их взаимную зависимость, как производственном, так и в хозяйственном отношении.
В объеме грузовых перевозок преобладают массовые грузы (свыше 60%) , транспортируемые большими партиями на значительные (более 600 км) расстояния, около 80% грузов перевозится в границах двух или более железных дорог.
Главное место в структуре грузовых отправлений занимает каменный уголь, объем которого в 1997 году составил 85 млн. т . (Прил. 1, табл. 10) . Кроме этого, за год перевозят 7 млн. т. кокса. Среди главных потребителей угля западная, северная и южная части Украины. Вывозится уголь из пределы страны – в европейскую часть России, Беларусь, Прибалтику, Молдову.
Второе место в общем объеме грузоперевозок железнодорожного транспорта Украины занимают минеральные строительные материалы. В 1997 году их было перевезено 59 млн. т. (20% грузов, перевезенных железнодорожным транспортом) . Исключение составляют твердые кристаллические материалы, которые доставляют из районов их добычи (Житомирская, Ровенская и др. области) в места территориально сосредоточенного потребления. Строительный песок направляется в основном с севера на юг, где во многих районах месторождений этого строительного материала нет. Производство цемента сосредоточено в Донбассе, Прикарпатье, Ровенской, Хмельницкой и Харьковской областях.
Третье место в структуре перевозок занимают руды, главная роль в транспортировке которых принадлежит железной руде. Основным центром добычи железной руды есть Кривой Рог, откуда она отправляется на предприятия Приднепровья и Донбасса. В 1997 году было отправлено 52 млн. т. руды. Кроме железных руд перевозятся также марганцовые руды из Марганца (Днепропетровская область) и других месторождений. Украина отправляет железные и марганцовые грузы и за рубеж. В страны Восточной Европы они доставляются из месторождений Приднепровья. Самое большое количество железорудного сырья поступает в Польшу, Чехию, Словакию и Румынию.
Минерально-сырьевые ресурсы отправляются зарубежным потребителям в основном железнодорожным транспортом.
Украина – важный регион производства черных металлов. Чугун и разные марки стали отправляются из центров черной металлургии (Днепропетровск, Днепродзержинск, Кривой Рог, Донецк, Макеевка, Мариуполь) в центры машиностроения. Объем отправлений черных металлов в 1997 году составлял 26 млн. т.
Пятое место относительно отправлений занимают нефтяные грузы (15 млн. т) . Они доставляются, кроме трубопроводного транспорта, железной дорогой из Поволжья, Западной Сибири, Северного Кавказа на нефтеперерабатывающие предприятия, а оттуда продукты переработки нефти идут к потребителям.
Таким образом, названные виды грузов занимают основное место в структуре перевозок железнодорожным транспортом (80%) . Далее идут зерно и продукты перемола, минеральные удобрения, лес и другие грузы.
Пассажирооборот Украины (в 1997 году – 54.4 млрд. пассажиро-км) занимает приоритетное место в структуре перевозок железнодорожного спорта. Пассажирский транспорт в связи с интеграцией Украины в европейскую единую железнодорожную систему в последние годы качественно меняется, чтобы соответствовать европейским уровням эксплуатации и экологическим требованиям. Перед пассажирской службой Государственной администрации “Укрзалiзниця” стоит задача обеспечить пассажирские перевозки международным уровнем комфорта. Эта задача сверхсложная, так как пассажирский железнодорожный транспорт сейчас хоть и справляется с перевозочной работой, но по уровню изношенности стоит на грани катастрофы.
Международные пассажирские перевозки на железной дороге составляли в 1991 году 96 млн. человек, пригородные – 561 млн. человек. С того времени объем отправки пассажиров железнодорожным транспортом сократился на 24%, но пропорции отправки пассажиров международным и пригородным транспортом почти не изменились. На пассажирский железнодорожный транспорт по-прежнему приходится до 70% общего объема пассажирских перевозок в стране. В пассажирских перевозках преобладает доля прямого сообщения (53%) . Между тем, количество пассажирского подвижного состава уменьшилось с 1991 года на 27% от их общего числа. Действующий пассажирский транспорт имеет высокую степень изношенности. Особенно тяжелое положение складывается с обеспечением пригородных перевозок. Пригородные перевозки самые убыточные, потому администрация железной дороги поставлена в условиях убыточности всей отрасли сокращать количество пригородных поездов. Департамент “Укрзалiзниця” принимает экстренные меры, чтобы пассажирский транспорт сохранить и модернизировать. Для этого максимально сокращаются эксплуатационные расходы (ликвидируется излишнее имущество и технические средства, закрываются нерентабельные железнодорожные участки и другие) . Пока убыточными являются и международные пассажирские перевозки из-за недозагруженности вагонов, возвращающихся назад поездов. Практически в одну сторону (в сторону Украины) вагоны едут полупустыми. Экспортные услуги железнодорожным пассажирским транспортном в 1997 году составили 103.04 млн. дол. США, а импортные – 98.38 млн. дол. США. Всего же экспортные услуги железнодорожного транспорта в прошлом году составили 360.98 млн. дол. США, импортные – 184.87 млн. дол. США. Эти цифры подтверждают выше изложенное положение о международных железнодорожных перевозках.