Регламент действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров
1. Если в установленный таможенным органом срок декларантом (таможенным представителем) не представлены дополнительно запрошенные документы, сведения, пояснения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, то должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров исходя из имеющихся документов и сведений с учетом информации, полученной самостоятельно при проведении дополнительной проверки. Решение о корректировке таможенной стоимости товаров принимается должностным лицом в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока представления декларантом (таможенным представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений в случае их непредставления.
2. В случаях, установленных законодательством Таможенного союза, должностное лицо таможенного органа самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров и осуществляет корректировку таможенной стоимости товаров в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней со дня, следующего за днем:
истечения срока, установленного для осуществления декларантом (таможенным представителем) корректировки таможенной стоимости товаров;
получения от декларанта (таможенного представителя) декларации таможенной стоимости (ДТС), формы корректировки таможенной стоимости (КТС) и таможенных платежей, а также документов, подтверждающих вновь определенную таможенную стоимость товаров, в случае, когда таможенная стоимость товаров скорректирована декларантом (таможенным представителем) ненадлежащим образом.
3. В целях самостоятельного определения таможенной стоимости товаров должностное лицо таможенного органа осуществляет следующие действия:
1) выбирает метод определения таможенной стоимости, в соответствии с которым таможенная стоимость должна быть определена в зависимости от имеющейся в таможенном органе информации;
2) приводит обоснование выбранного таможенным органом метода определения таможенной стоимости с обязательным указанием в ДТС наименования и реквизитов основных документов, использованных таможенным органом исходя из примененного метода определения таможенной стоимости, а также подробного расчета таможенной стоимости, произведенного на их основе;
3) должностное лицо в указанный срок заполняет в установленном порядке ДТС, КТС и направляет декларанту (таможенному представителю) их экземпляры не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их заполнения.
4. Взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в результате корректировки таможенной стоимости товаров, осуществляется в соответствии с главой 14 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования | О.Н.Комарова |
Внимание!Приложение № 3 включено дополнительно, см. приказ ФТС России № 647 от 05.04.2012 г.
Приложение № 3
к приказу ФТС России от 14 февраля 2011 г. № 272
Регламент действий должностных лиц таможенных органов при проведении дополнительной проверки для самостоятельного получения таможенным органом сведений, относящихся к таможенной стоимости товаров
1. В соответствии с п. 3 ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также установить срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведен в приложении № 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (в редакции решения Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 785) (далее - Порядок контроля).
Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров.
2. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе направить запрос и получить необходимую информацию от следующих лиц:
- декларанта (таможенного представителя);
- центральных и территориальных таможенных органов государств - членов Таможенного союза, государств - участников СНГ, таможенных органов иных иностранных государств (через Управление таможенного сотрудничества ФТС России*);
*Приказ ФТС России от 9 декабря 2011 г. № 2490 "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок".
- международных организаций, дипломатических и торговых представительств Российской Федерации и иностранных государств (через Управление таможенного сотрудничества ФТС России), консульств иностранного государства (резидентом которой является иностранный контрагент по сделке), расположенных на территории Таможенного союза;
- иных государственных органов иностранных государств (через Управление таможенного сотрудничества ФТС России);
- официальных представительств и дилеров;
- иностранного контрагента внешнеторгового договора;
- производителя ввозимых товаров;
- региональных таможенных управлений;
- налоговых органов;
- торгово-промышленной палаты;
- Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления;
- российских и иностранных перевозчиков;
- экспедиторов;
- страховых организаций;
- иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к продаже, производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров;
- иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к строительству, возведению, сборке, монтажу, обслуживанию или техническому содействию (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ, акты выполненных работ и т.п.), производимых после прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза таких оцениваемых (ввозимых) товаров, как промышленные установки, машины или оборудование.
3. С учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки таможенные органы вправе запросить следующие документы, сведения, пояснения:
а) у таможенных органов государств - членов Таможенного союза, государств - участников СНГ, иных иностранных государств:
1) сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления), инвойсы и внешнеторговые договоры, представленные к таможенному оформлению в иностранном государстве;
2) документы по оплате таможенных пошлин, налогов, сборов, уплачиваемых в государстве - члене Таможенного союза в связи с ввозом и продажей товаров на территории этого государства - члена Таможенного союза;
3) таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;
б) у иностранного контрагента внешнеторгового договора и (или) производителя товаров:
1) прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение;
2) договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;
3) лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров);
4) документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
5) договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
6) бухгалтерскую документацию производителя оцениваемых товаров, содержащую сведения о расходах по изготовлению или приобретению материалов, о расходах на производство, а также на иные операции, связанные с производством ввозимых (ввезенных) товаров, коммерческие счета производителя оцениваемых товаров, составленные в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета;
7) бухгалтерскую документацию производителя и (или) экспортера, содержащую сведения о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходах (надбавка к цене), которые производятся в стране экспорта для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза;
8) документы и сведения о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар;
9) документы об оплаченной стоимости проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) на таможенной территории Таможенного союза и необходимых для производства ввозимых товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
10) сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе);
11) сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно;
12) оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида;
13) документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование, сертификаты качества;
14) документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара;
15) документы, подтверждающие участие продавца в распределении прибыли от деятельности покупателя (при выявлении взаимосвязи продавца и покупателя, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки, в тех случаях, когда продавец является владельцем вклада (пая) или обладателем акций в уставном капитале покупателя);
16) документы, отражающие финансовые взаимоотношения продавца и покупателя, кроме расчетов по договору купли-продажи, на основании которого производится перемещение оцениваемых товаров (при выявлении взаимосвязи продавца и покупателя, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки);
17) документы, свидетельствующие о том, что цена товара установлена таким способом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям (при выявлении взаимосвязи продавца и покупателя, если их запрос не противоречит условиям внешнеторговой сделки);
18) дилерские (дистрибьюторские) соглашения (при наличии сведений о дилерских (дистрибьюторских) скидках);
19) сертификаты дилера (для оценки взаимных прав и обязанностей такого рода соглашений на предмет их возможного влияния на стоимость сделки);
20) документы, подтверждающие расходы, связанные с оформлением товаров в таможенном отношении при вывозе на таможенную территорию Таможенного союза;
21) договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;
22) документы, свидетельствующие об уровне прибыли и дополнительных расходов посредника, агента покупателя;
23) сведения, подтверждающие производство ввозимых товаров компанией-контрагентом/отправителем/производителем;
24) сведения об учредителях иностранного контрагента;
25) другие документы и сведения, необходимые для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров;
в) у налоговых органов*:
*Приказ ФТС России от 10 марта 2010 г. № 452 "О реализации Соглашения о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы".
1) документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
2) документы и сведения, касающиеся уплаты и исчисления налогов;
3) бухгалтерскую отчетность;
4) документы, подтверждающие, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на стоимость сделки с ввозимыми товарами, в частности:
документы, содержащие сведения о принадлежащих декларанту голосующих акций организаций государств - членов Таможенного союза и иностранных государств;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза покупателям, не являющимся взаимосвязанными лицами с продавцом;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу вычитания;
документы, в соответствии с которыми проводилось таможенное декларирование идентичных или однородных товаров, таможенная стоимость которых была определена по методу сложения;
документы, свидетельствующие о том, что цена товара установлена таким способом, который согласуется с нормальной ценовой практикой рассматриваемой отрасли или с тем, как устанавливается цена при продажах независимым покупателям.
г) у перевозчиков и экспедиторов;
1) договор по перевозке, договор транспортной экспедиции (если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров;
2) заявки, счета-фактуры (инвойсы) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, к оплате агентского сбора по договору экспедиции;
3) банковские платежные документы (если счет-фактура оплачен);
4) расчет стоимости перевозок, разъяснения перевозчика по расчету суммы расходов по перевозке товаров до таможенной границы и после ее пересечения, транспортные тарифы, действующие в то же или почти в то же время, когда осуществляется ввоз на таможенную территорию Таможенного союза оцениваемых товаров, сведения о маршруте следования и расстояниях;
5) справку независимой транспортной организации с расчетом суммы транспортных расходов;
6) акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) по договору транспортной экспедиции;
7) документальное подтверждение иных расходов, понесенных перевозчиком/экспедитором в связи с доставкой товаров до места прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза (простой транспортных средств на территории иностранных государств, страхование перевозимых грузов; оплата за пользование платными дорогами и пр.).
4. Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается должностным лицом таможенного органа с учетом сроков пересылки письменной корреспонденции, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. № 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 14, ст. 1540).
5. Если в установленные для проведения дополнительной проверки сроки запрошенные таможенным органом у сторонних организаций либо у государственных органов иностранных государств* документы и сведения не предоставлены, то уполномоченное должностное лицо принимает решение в отношении заявленной таможенной стоимости товаров с учетом имеющихся в его распоряжении документов и сведений.
*Приказ ФТС России от 9 декабря 2011 г. № 2490 "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок".
При получении запрашиваемой информации после принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров, в случае выявления расхождений заявленных сведений о величине таможенной стоимости товаров со сведениями, находящимися в распоряжении таможенного органа после проведения дополнительной проверки, должностное лицо направляет комплект документов по декларации на товары и полученные сведения в функциональные подразделения по таможенному контролю после выпуска товаров для проведения проверочных мероприятий по вновь открывшимся обстоятельствам.