График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика.

Основные понятия о графике движения поездов.

На железнодорожном транспорте движение поездов осуществляется по графику. График движения поездов выражает план всей эксплуатационной работы железных дорог и является основой организации перевозок. Объединяя и координируя работу всех подразделений железных дорог, график движения дает возможность осуществить необходимое взаимодействие между ними. График движения поездов должен обеспечивать:

· выполнение плана перевозок пассажиров и грузов;

· безопасность движения, поездов;

· наиболее эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций;

· высокопроизводительное использование подвижного состава;

· соблюдение, установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад;

· возможность производства работ по текущему содержанию пути, сооружений, устройств СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки) связи и электроснабжения.

На основе графика составляется расписание движения поездов, в котором указывается время прибытия, отправления и проследования поездов по каждому раздельному пункту.

График устанавливает: размеры движения пассажирских и грузовых поездов на каждом участке, серии локомотивов, которые их обслуживают, нормы массы и длины составов. Вычерчивают его на бумаге с сеткой из горизонтальных и вертикальных линий. Горизонтальные линии соответствуют станциям (сплошные) или остановочным пунктам (штриховые). Вертикальными линиями поле графика делится на 24 части – часы суток. Для удобства пользования вертикальные линии, соответствующие 06, 12, 18 и 24 ч., делают толще остальных (рис. 10.1).

Каждый час делится на шесть равных частей – 10 –минутных интервалов; линию соответствующую 30 мин., изображают пунктиром. Поезда обозначают на графике наклонными прямыми линиями, идущими сверху вниз (нечетные) и снизу вверх (четные). Над каждой линией в начале и конце участка проставляют номер поезда. В месте пересечения линий движения поезда с осями раздельных пунктов (в тупых углах) ставится последняя цифра времени прибытия, отправления или проследования поезда через данный раздельный пункт, указывая минуты сверх целого десятка.

График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru

Рис. 10.1. Фрагмент графика движения поездов

Классификация графиков.

Графики движения поездов классифицируют следующим образом:

- в зависимости от скорости движения поездов они могут быть параллельные и непараллельные (нормальные). В параллельных графиках поезда каждого направления следуют с одинаковой скоростью, поэтому линии хода их параллельны между собой. В обычных условиях эксплуатации движение происходит по нормальным графикам, так как пассажирские и грузовые поезда двигаются с разными скоростями;

- по числу главных путей на перегонах графики подразделяются: на однопутные(рис. 10.2) и двухпутные (рис. 10.3). В первом случае главный путь используется для движения в обоих направлениях, и скрещение поездов может происходить только на станциях и разъездах, во втором случае – как на перегонах, так и на станциях;

График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru

Рис. 10.2. Однопутный парный параллельный график

График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru

Рис. 10.3. Двухпутный параллельный график

- по соотношению числа поездов в четном и нечетном направлениях различают графики парные, когда это число одинаковое, и непарные, когда оно различное, а также идентичные и неидентичные;

- в зависимости от расположения поездов попутного следования графики могут быть пачечные (рис. 10.4), пакетные (рис. 10.5 и частично пакетные (рис. 10.6). При пачечном графике на перегоне может одновременно находиться только один поезд. При пакетном графике поезда следуют пакетами с разграничением в них поездов временем или блок-участками при автоблокировке. В этом случае на перегоне между станциями может быть одновременно несколько попутных поездов, образующих пакет.

График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru

Рис. 10.4. Пачечный однопутный график

График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru

Рис. 10.5.Пакетный график

На однопутных линиях с двухпутными вставками или удлиненными станционными путями может быть применен график с безостановочными скрещениями поездов. В этом случае в отличие от двухпутного графика скрещение поездов на ходу может происходить только на определенных участках, имеющих два пути на достаточной протяженности, т. е. в пределах двухпутной вставки или удлиненных станционных путей.

Элементы графика. Для составления графика должны быть определены его основные элементы:

- время хода поездов различных категорий по перегонам;

- продолжительность стоянки поездов на станциях для выполнения технических, грузовых и пассажирских операций;

- станционные интервалы;

- интервалы между поездами в пакете;

- время нахождения локомотивов на станциях локомотивного депо и в пунктах оборота.

Время хода, поезда определяется тяговыми расчетами и уточняется на основании опытных поездок и достижений передовых машинистов. Это время устанавливается отдельно для каждой категории пассажирских и грузовых поездов при движении по каждому перегону в четном и нечетном направлениях. Продолжительность стоянки поездов под техническими, пассажирскими и грузовыми операциями зависит от категории поездов, типа станции и определяется технологическим процессом ее работы.

Важным элементом графика являются станционные интервалы,т. е. минимальные промежутки времени, необходимые для выполнения операций на раздельных пунктах по приему, отправлению и пропуску поездов. Станционные интервалы делятся на:

- интервал скрещения ( График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru ) – минимальный промежуток времени между прибытием с однопутного перегона или проследованием через раздельный пункт одного поезда до отправления на тот же перегон встречного поезда:

График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru а) при пропуске одного из поездов; б) при остановке обоих поездов;

График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru

- интервал неодновременного прибытия ( График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru ) – минимальный промежуток времени между прибытием на раздельный пункт двух поездов противоположных направлении:

а) при пропуске одного из поездов; б) при остановке обоих поездов;

       
  График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru   График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru

- График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru интервал попутного следования ( График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru ) – минимальный промежуток времени между прибытием на раздельный пункт одного поезда и отправлением с предыдущего раздельного пункта следующего поезда того же направления;

- График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru интервал неодновременного прибытия и отправления ( График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru ) – минимальный промежуток времени между прибытием одного поезда на раздельный пункт и отправлением с этого раздельного пункта поезда попутного направления;

- интервал неодновременного отправления и прибытия ( График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru ) – минимальный промежуток времени между отправлением с раздельного пункта одного поезда и прибытием на этот раздельный пункт поезда попутного направления.

График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru

Станционные интервалы зависят от средств сигнализации и связи, способа управления стрелками и сигналами, схемы раздельного пункта и профиля подхода к раздельному пункту.

Кроме станционных интервалов, различают межпоездной интервал (I) – минимальное время, с которым следуют попутные поезда по участку АБ при пакетном графике.

 
  График движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему. Классификация. Элементы графика. - student2.ru

Для составления графика, кроме основных его элементов, должны быть известны размеры движения поездов, их масса и другие данные. Сначала прокладывают линии хода пассажирских поездов, затем ускоренных грузовых, транзитных и затем всех остальных поездов. Грузовые поезда на графике стремятся расположить равномерно в течение суток. Линии хода грузовых и пассажирских поездов чередуются. На графике движения производятся следующие условные обозначения поездов:

- скорые поезда – красным цветом с нумерацией: 1-98;

- пассажирские поезда – красным цветом с нумерацией: 101-298;

- грузовые поезда – черным цветом с нумерацией: 2001-2010;

- сборные поезда – зелёным цветом с нумерацией – 3401-3410.

Понятие о пропускной и провозной способности железных дорог.

Наши рекомендации