Воздушный кодекс российской федерации
Роль гражданской авиации в перевозках пассажиров, грузов и багажа постоянно возрастает, особенно во вновь осваиваемых и труднодоступных районах страны, где невозможно использовать другие виды транспорта.
Кроме указанных перевозок, а также в международных сообщениях, важное значение для экономики имеют другие виды работ, выполняемых гражданской авиацией (аэрофотосъемка и картографические работы, внесение с воздуха удобрений в почву, строительно-монтажные работы с помощью вертолетов, охрана лесов и борьба с пожарами, оказание медицинской помощи, полеты с учебными, спортивными, культурно-просветительными и другими целями).
Порядок деятельности гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в целях охраны интересов государства, обеспечение безопасности полетов и удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан определяется Воздушным кодексом Российской Федерации.
К техническим средствам гражданского воздушного флота относятся: все виды летательных аппаратов (самолеты, вертолеты, планеры, геликоптеры, дирижабли и др.), аэропорты, аэродромы и посадочные площадки с необходимыми наземными службами и оборудованием, а также заводы и ангары для ремонта воздушных судов и аэродромной техники.
В Кодексе определены условия допуска воздушного судна к эксплуатации, а также требования, которым должны отвечать лица, входящие в состав экипажа, основные обязанности и права командира воздушного судна.
Кодекс дает определение аэродрома (земельный или водный участок, оборудованный для взлета, посадки, стоянки и обслуживания воздушных судов) и аэропорта (предприятие, осуществляющее регулярные прием и отправку пассажиров, багажа, грузов, обслуживание полетов воздушных судов и имеющее для этих целей аэродром, вокзал и другие наземные сооружения, необходимое оборудование). В Кодексе излагаются основные требования, которым должны отвечать аэродромы и аэропорты. Он регламентирует порядок организации полетов, оборудования воздушных трасс и подготовки воздушных судов в интересах обеспечения безопасности полетов.
Воздушные перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты могут осуществлять только лицензированные авиакомпании. Другие предприятия, организации и учреждения, имеющие воздушные суда, могут выполнять подобные перевозки лишь для обеспечения своих нужд.
Международные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты могут выполняться также иностранными воздушными судами.
Перевозку груза оформляют грузовой авианакладной, составленной на имя определенного получателя, которая сопровождает груз на всем пути его следования и выдается получателю вместе с грузом в пункте назначения. Один ее экземпляр выдают отправителю при приеме груза к перевозке. Перевозку почты оформляют почтовой накладной, багажа багажной квитанцией.
Пассажиру на право проезда выдается билет. Плату за перевозку взимают по тарифам при выдаче перевозочных документов в пункте отправления.
Особое внимание уделяют грузам, доставка которых воздушным транспортом может представлять опасность.
При сдаче груза к перевозке отправитель обязан указать в грузовой накладной точное его наименование, а в случае необходимости - и особые свойства. Перевозчику предоставляется право проверить правильность этих сведений.
Массу груза определяют при его приеме и отправке и указывают в грузовой накладной.
Отправитель несет ответственность за правильность сведений, внесенных им в грузовую накладную, и обязан возместить перевозчику вред, возникший вследствие неправильности, неточности или неполноты этих сведений.
При предъявлении груза в таре и упаковке, не соответствующих роду и свойствам груза или условиям перевозки воздушным транспортом, перевозчик обязан отказать в приеме такого груза.
Перечень опасных грузов, которые не допускаются к перевозке воздушным транспортом, а также условия перевозки взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, отравляющих и легковоспламеняющихся веществ, радиоактивных и других опасных грузов, киносъемочных и фотографических аппаратов, радиоаппаратуры и биноклей устанавливаются в порядке, определяемом Минтрансом России.
Воздушным кодексом предусмотрена материальная ответственность сторон: за неподачу указанных в плане перевозочных средств или непредъявление груза перевозчик и отправитель несут взаимную ответственность в виде штрафа в размере 25 % провозной платы за все непредъявленное или невывезенное количество груза.
Стороны освобождаются от ответственности за невыполнение плановых размеров перевозки, если это произошло из-за явлений стихийного характера, а также из-за невозможности полетов по метеорологическим причинам. Сроки доставки грузов и правила их исчисления утверждаются в установленном порядке.
В случаях несохранной перевозки груза или несоблюдения установленных сроков его доставки грузовладелец имеет право предъявить претензию к воздушно-транспортному предприятию, которое обязано рассмотреть ее и уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение 3 мес. При отсутствии ответа или неудовлетворении претензии грузовладелец может обратиться в арбитраж или в суд в соответствии с общими нормами гражданского законодательства.