Условия перевозки в прямом водном сообщении
Перевозки, выполняемые совместно смежными речными и морскими судоходными компаниями по одному транспортному документу, называются перевозками грузов в прямом водном сообщении. Перевозки в пределах внутренних водных путей и морских участков только в речных или морских судах прямыми водными не считаются, а регулируются особыми правилами.
Регламентация перевозок грузов в прямом водном сообщении осуществ-ляется: при следовании по внутренним водным путям Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, по морским путям - Кодексом торгового мореплавания РФ, а также изданными в их развитие правилами. Перевозки пассажиров и багажа в прямом водном сообщении регламентируются особыми постановлениями морского и речного транспорта Агентством речного морского транспорта.
В прямое водное сообщение включают все порты, пристани и порт-пункты морских и речных перевозчиков, открытые для перегрузочных операций и опубликованные в соответствующих тарифных руководствах. Пункты передачи грузов с реки на море и с моря на реку указаны в сборниках правил перевозок и тарифов речного и морского транспорта.
К перевозке в этом виде сообщения не принимают грузы, перевозимые наливом, лес в плотах, взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества.
Перевозки грузов в прямом водном сообщении оформляют соответствующими накладными и дорожными ведомостями (формы ГУ-7 и ГУ-8), в которых наряду с обычными данными указывают порт перевалки.
Регулирование порядка и условий передачи грузов в пунктах перевалки от одного перевозчика другому может осуществляться договором или узловым соглашением, где указывают место передачи груза, время совершения передаточных операций, порядок подачи судов к причалам и взаимной информации о подаче, порядок выполнения перегрузочных работ, нормы суточной передачи грузов, порядок передачи грузов и оформления документации, порядок учета перевалки груза, ответственность сторон за невыполнение принятых по узловому соглашению обязательств и другие условия, которые стороны сочтут необходимым внести в соглашение для достижения четкой работы перевалочного пункта.
Перевалку грузов в пунктах передачи производят, как правило, с борта на борт. Под такие грузы перевозчики обязаны подавать суда в первую очередь. Если принимающая сторона не подаст флот, предусмотренный согласованным графиком, она обязана принять груз на свои склады, в противном случае сдающая сторона имеет право выгрузить груз в свои склады со взысканием с принимающей стороны платы за хранение.
За простой судов, прибывших по согласованному графику, в ожидании судов для передачи груза или в ожидании груза, а также за невыполнение судо-часовых норм погрузки-выгрузки с виновной стороны взимается штраф, размеры которого устанавливаются договорами.
Груз в пункте перевалки передают по передаточной ведомости, составляемой в четырех экземплярах, два из которых передают принимающей стороне, а два остаются у сдающей. Если принимающая сторона задержит прием груза, то время предъявления передаточной ведомости удостоверяют проставлением на ней календарных штемпелей обеих сторон. Этим передастся ответственность за сроки доставки груза на принимающую сторону. Общие сроки доставки груза определяют по совокупности перевозок их внутренним водным и морским транспортом. Фактическую передачу груза удостоверяют подписями сторон на передаточной ведомости с проставлением вторых календарных штемпелей о времени сдачи-приема груза. Ответственность за сохранность груза до момента фактической передачи несет сдающая сторона, а после передачи принявшая. По требованию принимающей стороны груз при передаче может быть перевешен. При обнаружении недостачи или повреждения груза составляют коммерческий акт. Провозные платежи оплачивает отправитель в пункте отправления за все расстояние перевозки тем видом транспорта, который принимает груз к перевозке, а за остальную часть пути - получатель в пункте назначения. Общую сумму причитающихся платежей каждому перевозчику указывают в заверительном штемпеле накладной и дорожной ведомости при передаче груза в пункте перевалки.
Претензии и иски, возникающие при перевозке в прямом водном сообщении, предъявляют перевозчику водным транспортом по пункту назначения груза.