Технология организация автотранспортных перевозок. Международная классификация автобусов. Аренда автотранспортного средства

Роль и виды транспортных услуг в составе туристского продукта.

Транспортные услуги - один из основных видов обслуживания в туризме. На них приходится и основная доля цены тура: 40-60%. Различные виды транспорта используются туристскими учреждениями для организации путешествий. Основная доля в общей массе транспортных услуг принадлежит авиационному транспорту, но используются и другие виды транспорта - морской, водный, железнодорожный и практически повсеместно автомобильный.

Перемещения человека в процессе путешествия разделяются на активные, которые осуществляются с помощью мускульной силы человека: пешеходные, весельные, велосипедные и т.д., и пассивные - с помощью различных видов транспорта, приводимых в движение механическими или электрическими устройствами.

Услуги перевозки и иные транспортные услуги присутствуют в различных составляющих туристского продукта. Прежде всего это перевозка с места отправления в место назначения и трансфер - перевозка туристов к объекту назначения, транспортные услуги на месте (чаще всего экскурсионные).

Предоставление транспортных услуг и транспортных средств может быть включено в состав тура, зарезервировано организатором туризма и предоставлено туристу за плату на месте. Турист может самостоятельно купить такие услуги в месте пребывания или пользоваться ими, когда средства перевозки выступают товаром, объектом аренды, объектом и средством аттракции и т.д. Турист может также участвовать в генерации особенных видов туристского продукта, от-личных от собственно перевозки.

Средства перевозки также могут служить: местом размещения (ночевки) - круизные суда, туристские поезда, спальные автобусы и др.; объектом развлечения - зрелищные мероприятия, катание в целях развлечения, спортивные соревнования, шоу и выставки и др.; объектом товарной покупки - натурные образцы, модельные экспонаты и др.; индивидуальным транспортным средством - прокат автомашин, фрахт яхт, самолетов и т.д.

М.Б. Биржаков разделяет услуги перевозки по разновидностям следующим образом.

1.Наземные виды перевозок:

- перемещение и перевозки с помощью мускульной силы человека - лыжные, велосипедные, рикши, пешеходные, весельные и др.;

- перемещения с помощью животных - вьючных, тягловых, седловых;

- перемещения с помощью механических средств;

- автомобильный транспорт - колесный, гусеничный и др.;

- использование рельсового транспорта - железные дороги, метро, трамваи, фуникулеры, канатные дороги и т.д.;

- использование средств транспорта на воздушной подушке.

2. Воздушные виды перевозок:

- воздушные шары и дирижабли, планеры и дельтапланы, парашюты;

- вертолеты;

- самолеты малой авиации, гидросамолеты, широкофюзеляжные самолеты, сверхзвуковые лайнеры;

- космические аппараты.

3. Перевозки речным и морским транспортом:

- плоты и гребные лодки;

- лодки и суда маломерного флота с механическим приводом;

- речные и морские суда;

- суда на воздушной подушке;

- подводные суда.

Выбор транспортных средств при туристских путешествиях определяется рейтингом их популярности, степенью развития транспортной системы, видом путешествий, протяженностью маршрута, благосостоянием населения, тарифами, туристско-рекреационными ресурсами, национальными традициями, другими факторами.

Спрос на транспортные туристские услуги внутри России за 2003-2005 гг. сократился в среднем на 10%, в том числе на авиационные перевозки - на 12%, железнодорожные - на 10%, речные и морские - на 15%, автобусные - на 8%. Исключение составляют лишь сезонные железнодорожные и авиационные перевозки в приморские города России и стран СНГ, где спрос остается стабильным.

Распределение потока туристов России по видам транспорта по состоянию на 2005 г. выглядит следующим образом: автомобильный - 45%, железнодорожный - 25%, воздушный - 20%, водный - 5%, пешком - 5%. Распределение въездного потока туристов по видам транспорта: автомобильный - 38%, железнодорожный - 34%, воздушный - 17%, водный - 5%, пешком - 6%. Распределение выездного потока туристов: автомобильный транспорт - 40%, железнодорожный - 32%, воздушный - 14%, водный - 5%, пешком - 9%.

За счет постепенного снижения удельного веса автомобильного транспорта при неизменных показателях водного увеличивается популярность железнодорожного и авиационного транспорта. Такое смещение связано с появлением в России новых видов путешествий - шоп-туров, бизнес-туров, деловых поездок, где определяющим фактором являются комфорт и скорость доставки до цели поездки.

В Западной Европе популярность транспортных средств при реализации туристских путешествий тяготеет к высококомфортабельным автомобильному и авиационному транспорту. В последние годы значительно выросла популярность железнодорожного транспорта, что связано с открытием регулярных сообщений под Ла-Маншем, а также развитием высокоскоростных железнодорожных маршрутов.

Транспортные путешествия - это путешествия организованных групп туристов при наличии путевок (ваучеров) по разработанным маршрутам с использованием различных транспортных средств.

Транспортные средства являются основным элементом туристской индустрии. Туристское транспортное путешествие, как правило, реализуется несколькими видами транспорта: железнодорожным и автомобильным; авиационным и автомобильным; водным, железнодорожным и автомобильным и т.д. Наиболее мобильные виды транспорта - автобус и автомобиль - используются как на самостоятельном маршруте, так и в качестве вспомогательного (трансферного) транспорта по доставке туристов из аэропорта или вокзала в гостиницу и обратно.

Транспортные путешествия классифицируются по ряду основных признаков: типу маршрута, виду используемого транспорта, построению трассы маршрута, продолжительности путешествия, сезонности и других факторов.

1. Тип маршрута: железнодорожный; автобусный; авиационный; морской; речной; комбинированный; прочие виды.

2. Вид транспорта: поезда; автобусы; самолеты и вертолеты; теплоходы, паромы, яхты, лодки и другие плавсредства; велосипеды и мотоциклы; воздушные шары и дельтапланы.

3. Построение трассы маршрута: линейная; кольцевая; радиальная; комбинированная.

4. Продолжительность путешествия: кратковременные; типа "уик-энд"; многодневные.

5. Сезонность действия: круглогодичные; сезонные; разовые.

В соответствии с рекомендациями по статистике туризма, разработанными UNWTO, предлагается следующая классификация средств транспорта.

1. Воздушный транспорт: рейсы, подчиняющиеся расписанию; рейсы, не подчиняющиеся расписанию; прочие воздушные перевозки.

2. Водный транспорт: пассажирские линии и паромы; круизы; прочие виды.

3. Сухопутный транспорт: железнодорожный транспорт; междугородные и городские автобусы; прочий общественный автодорожный транспорт; частные автомашины вместимостью до восьми человек; прокат автотранспортных средств; прочие сухопутные транспортные средства.

Международная классификация транспортных средств представлена ниже.

Воздушный транспорт:

- регулярные рейсы национальных и иностранных авиакомпаний;

- чартерные рейсы национальных и иностранных авиакомпаний;

- другие рейсы: частные самолеты, воздушные такси, прочие летательные аппараты.

Водный транспорт:

- коммерческие морские и речные суда: пассажирские линии, паромы, круизные суда, прочие коммерческие суда;

- прочие морские и речные суда: яхты, военные корабли с визитом вежливости и т.д.

Наземный транспорт:

- железнодорожный транспорт: регулярные рейсы, специальные туристские составы и пр.;

- автобусный транспорт: регулярные рейсы, специальные туристские автобусы и пр.;

- частные автомобили: такси и арендуемые автомобили с водителями, арендуемые автомобили, собственные автомобили, дома на колесах (караваны), автостоп;

- прочие средства: мотоцикл, велосипед и др.

Наибольшей популярностью пользуются автобусные, авиационные и железнодорожные путешествия (около 90% общего объёма транспортных путешествий). При планировании своего путешествия турист учитывает такие факторы, как скорость доставки до цели поездки, комфорт путешествия, стоимость, возможность перевозки багажа и его вес, возможность остановок в пути следования, условия питания, уровень шума, вибраций, условия для сна и отдыха, возможность широкого обзора во время поездки, наличие неблагоприятных экологических факторов и безопасность.

По приоритетам эти требования распределяются в следующем порядке: 6езопасность путешествия; стоимость и наличие льгот; комфортабельность; скорость доставки; прочие факторы. Чем больше набор положительных факторов, тем выше стоимость транспортного путешествия, однако ни одно транспортное средство не удовлетворяет всему набору перечисленных требований. Так, высокой пассажировместимости и комфорту путешествия на морских и речных судах противопоставляется их невысокая мобильность и скорость сообщения, а также дороговизна предоставляемых услуг. Высокая скорость доставки на самолетах при значительном уровне сервиса связана с высоким уровнем тарифов. Мобильность автомобильного транспорта противопоставляется невысокой пассажировместимости и низкому уровню безопасности и др.

Виды туристских агентств

Туристские агентства можно поделить на типы. Оно может быть сетевым, принадлежать туроператору (уполномоченные) или быть независимыми. Давайте подробнее рассмотрим эти типы.

Сетевые агентства. Это сеть туристических агентств, которые работают под одним названием ("Магазин горящих путевок", "Горячие туры", "Мастер отдыха, "Фабрика туров" и др.) и, как правило, занимаются турами «по всему свету». Сетевые агентства имеют прямые договора с группой туроператоров, и основное условие, это продажа туров только этих туроператоров. За это сетевые агентства имеют повышенный комиссионный процент (до 15%).

Работа этих агентств, строится на обширной рекламе в средствах массовой информации и обеспечении «потока клиентов» в сетевые офисы.

Как правило, у такой сети существует «центральный офис» с грамотными менеджерами, где по телефону дается консультация по выбору тура и сообщается адрес ближайшего офиса, где клиент может заключить договор на покупку тура. Менеджеры "продажных" офисов только заключают договора и берут деньги. Грамотных консультантов в «продажных офисах» единицы или вообще нет.

Вступить в сеть, практически, может любое туристическое агентство, надо только платить деньги за франчайзинг (от 140 до 600$ в месяц). Новые агентства так и делают, что бы "набрать клиентскую базу". Как только молодые агентства «встают на ноги», часть из них покидает сеть и становится «независимыми».

Основной недостаток сетевых агентств, в том, что они жестко привязаны к конкретным, и иногда не лучшим, туроператорам, которые диктуют им свои условия (вот Вам и повышенная комиссия), и обязаны выполнять жесткий план.

План делается на "раздаче скидок", что очень любят клиенты, и массовой рекламе. Но зарплаты менеджеров не высокие... грамотные менеджеры там не задерживаются... Получить грамотную консультацию у менеджеров очень сложно. Организовать нестандартный тур затруднительно. Потоковый метод обслуживания не позволяет осуществлять индивидуальный подход к туристу.

Операторские уполномоченные агентства. Ну, здесь все просто. Сам туроператор создает туристические агентства для продажи только своих туров. Что происходит, когда оператор сам открывает свои агентства и сам начинает продавать собственные туры? Разбираемся...

Как правило, туроператор привязан к одной Принимающей Стороне, узкому кругу отелей (их называют «базовыми»), с которыми работает Принимающая Сторона и своему блоку мест на самолете. Отели у Принимающей Стороны разные по категориям и качеству. Если такой оператор распродал все «хорошие отели» и не может продать остальные, а у него «горят» места в самолете, то в его туристическом агентстве начинается откровенное «впаривание» не проданных отелей. Эту ситуацию можно проследить по отзывам туристов, где они жалуются, что им в агентстве сказали, что этот отель хороший, а на самом деле...

Естественно, в таком агентстве тоже затруднен индивидуальный подход к клиенту, т.к. продажа туров ограничена возможностью конкретного оператора.

Независимое агентство. Название говорит само за себя. Это туристическое агентство которое работает со многими туроператорами, которых считает лучшими и надежными (в своем направлении), и полностью не зависит от них.

Эта "независимость" дается очень дорого. Т.к. агентство отталкивается от потребностей клиента (вот вам индивидуальный подход), то и туроператоры могут быть разными. И как следствие минимальная комиссия у туроператора (от 5%), т.к. ни о каком "плане по продаже туров" речь не может идти...

Эти агентства отталкиваются от профессионализма менеджеров, которые работают в агентстве. Профессионализм менеджеров заключается в умелом мониторинге цен на туры от разных туроператоров, поиск лучших предложений по критерию "цена - качество" и знании всех нюансов предлагаемого туристу продукта.

Узнать о таких агентствах, как правило, можно от своих знакомых или друзей которые в них обслуживаются, т.к. основной принцип таких агентств «Клиент ведет Клиента».

Исходя из принципа индивидуального подхода, независимые агентства так же обеспечивают поддержку клиента на отдыхе. Если у туриста случается неприятность на отдыхе, то достаточно связаться по телефону со своим менеджером турфирмы. Менеджер решит с туроператором все вопросы, возникающие у клиента.

Понятие планирования в туризме, виды планирования и основные характеристики.

Виды планов. Методы и способы планирования

Планирование деятельности туристического предприятия – одна из важнейших функций управления предприятием. Планирование является собственно процессом определения целей, которые предполагает достичь предприятие за определенный период, а также процессом определения способов их достижения. Процесс планирования является попыткой представить себе картину будущего. Это процесс, который предполагает знание настоящего состояния дел и тенденций развития, которые помогают спрогнозировать будущее, а также владение методикой, которая позволяет смоделировать переход из нынешнего состояния в будущий прогнозируемое состояние.

Планирование – это процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие предприятия в будущем.

Планирование предполагает: обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и методов достижения целей, обеспечение основы для принятия последующих решений.

В зависимости от продолжительности планового периода планы делятся на: долгосрочные (стратегические); среднесрочные (текущие); краткосрочные (оперативные).

Долгосрочный план (10-15 лет). В нем формулируются задачи, связанные с временем и ресурсами, а также общая стратегия поставленных целей. Долгосрочные планы включают укрупненных показатели деятельности предприятия, которые разрабатываются на основе ранее проведенных исследований и составление прогнозов развития предприятия. Этот вид планов еще можно назвать перспективным планированием.

Среднесрочный план – это собственно детализированный стратегический план, в котором сочетаются все направления деятельности предприятия на текущий финансовый год.

Краткосрочный план посвящен решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеет узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуется большим разнообразием приемов и методов.

Если долгосрочные и среднесрочные планы во многом носят рекомендательный характер, то оперативный план является руководством к действиям, раскрывая долго-и среднесрочные планы по каждой позиции.

Среди большого количества видов планирования необходимо выделить инвестиционный – план капитальных вложений, направляемых на создание новых или модернизацию производственных мощностей. Бизнес-план – программа деятельности предприятия, план конкретных целей деятельности предприятия, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований.

Современные туристические фирмы, в основном, занимаются текущим и оперативным планированием. Но для того, чтобы успешно работать на рынке длительное время, необходимо стратегическое планирование, которое включает в себя разработку долгосрочных планов развития фирмы на основе проведенного комплексного анализа, научное прогнозирование рыночной ситуации и перспектив развития отрасли в различных туристических регионах.

Планирование деятельности туристического предприятия осуществляется с помощью различных методов. Основные из них:

Ресурсный метод планирования (по возможностям), в котором учитываются рыночные условия хозяйствования и наличие ресурсов. Этот метод может применяться за монопольного положения предприятия или за слабой конкуренции.

Целевой метод (по необходимости) предполагает планирование, исходным моментом которого становятся потребности рынка, спрос на туристический продукт (услуги).

Метод экстраполяции (экстраполяция – поступательное движение) – планирование при отсутствии угрозы со стороны конкурентов и надежда на то, что развитие в будущем будет происходить с сохранением показателей, темпов и пропорций, достигнутых на момент разработки плана.

Интерполяцийний метод принципиально противоположный метода экстраполяции. По интерполяцийним методом планирования предприятие устанавливает цели для достижения ее в будущем и на этом основании определяет продолжительность планового периода и промежуточные плановые показатели. Интерполяцийний метод предусматривает обратную движение – от установленной цели и соответствующего конечного значения плановых показателей к вычисления промежуточных их величин.

По такой классификационной признаку, как способ расчета плановых показателей, используют опытно-статистический метод, который предполагает использование статистических данных за предыдущие годы. Более обоснованный факторный метод планирования, согласно которым плановые значения показателей определяют на основе расчетов влияния важнейших факторов, которые обусловливают изменения этих показателей. Наиболее точный нормативный метод планирования, суть которого заключается в том, что плановые показатели рассчитываются на основе прогрессивных норм использования ресурсов с учетом их изменений в результате внедрения организационно-технических мероприятий в плановом периоде.

Для увязки потребностей с необходимыми ресурсами для производства туристического продукта и услуг используют балансовый метод планирования.

По разным классификационным признакам (вариантность планов, способ выполнения расчетных операций, форма представления плановых показателей), методы планирования могут быть одновариантными, поливариантными, ручными, механизированными, автоматизированными, табличный, линийнографичнимы и другими.

В деятельности туристических предприятий существует много способов планирования, но основными из них, которые касаются работы конкретного предприятия в рыночных условиях, есть способы планирования: сверху вниз, снизу вверх, смешанный и целевой.

Каждая фирма выбирает такой способ планирования, который наиболее точно отвечает ее потребностям и специфике работы. Кроме того, выбор способа планирования основном определяется традиционными подходами к управлению, которые сложились в конкретной фирме, городе, регионе. Начиная создавать свою фирму, любой предприниматель должен выбрать наиболее приемлемый способ управления собственной фирмой, поскольку частая смена стиля управления вносит разлад в управленческую систему.

Планирование сверху вниз. При этой форме планирования руководитель фирмы совместно со своими заместителями разрабатывает стратегию развития фирмы на запланированный период и определяет основные пути ее достижения. Затем основные показатели развития фирмы на запланированный период передаются в плановый или экономический отдел для разработки планов и после утверждения руководством фирмы доводятся до сведения всех подразделений, которые изыскивают способы их выполнения.

Этот вид планирования чаще всего применяется в Украине и других странах СНГ, поскольку такое планирование основано на командно-административном стиле управления, который привычный большинству наших новых предпринимателей.

Недостатком такого подхода к планированию является то, что руководство фирмы не всегда может увидеть и учесть потенциальные возможности низовых звеньев. К тому же, недостатки планирования или текущей работы фиксируются именно низовыми звеньями, которые далеко не всегда имеют возможность донести эту информацию до руководства.

Планирование снизу вверх. Этот вид планирования предполагает большую самостоятельность и ответственность всех подразделений фирмы и каждого сотрудника. Наиболее действенной эта система является для акционерных обществ закрытого типа. При таком способе планирования каждый сотрудник анализирует свою текущую работу, находит резервы для ее совершенствования и подает руководству своего подразделения предложения о работе в будущем периоде. Руководитель подразделения самостоятельно или с работниками на основе представленных предложений формирует программу (план) работы своего подразделения в плановом году и передает эту информацию в плановый отдел, где собственно и происходит процесс планирования и координирования работы всех подразделений. Затем план возвращается в подразделения, где рассматривается и одобряется, а при необходимости и корректируется с учетом замечаний и передается на утверждение руководителю предприятия.

Эта форма планирование базируется на философии тех фирм, которые пропагандирует творческий подход в управлении предприятием работниками всех уровней. Доверие к исполнителям стимулирует их работу и придает ей значимости в глазах их. Но и этот способ планирования имеет недостатки. Прежде всего – это невозможность “снизу” определить и оценить глобальность задач, которые стоят перед предприятием.

Смешанный способ планирования применяется в работе многих иностранных частных фирм. Суть его заключается в том, что руководство фирмы разрабатывает основные показатели деятельности в плановом периоде и передает их в соответствующие подразделения. Там анализируются возможности выполнения поставленных задач, разрабатываются программы достижения целей и после корректировки информация передается в плановый отдел, где она сводится в единый черновой план, который после рассмотрения и доработка в соответствии с пожеланиями обеих сторон согласуется и утверждается.

Целевой способ планирования используют, в основном, средние и крупные тур фирмы, которые работают в условиях жесткой конкурентной борьбы. На первом этапе на основе результатов маркетинговых исследований и разработанных на их основе прогнозов руководство предприятия формирует задачи подразделениям по объему предоставления услуг и прибыли, то есть ставит определенную цель. На втором этапе руководители подразделений вместе со своими подчиненными разрабатывают меры по выполнению задач и достижению цели и передают их на рассмотрение администрации. Этот способ планирования позволяет объединить лучшие черты трех первых способов планирования как при составлении годовых, так и при разработке стратегических планов.

Наши рекомендации