Генератор

Устройство генератора постоянного тока представлена на рис.4.15. Он состоит из корпуса (станины), внутри которого по всему периметру укреплены по 8 или 10 главных и дополнительных полюсов с обмотками возбуждения. Корпус генератора является магнитопроводом и вместе с полюсами представляет магнитную систему генератора. Внутри по центру в подшипниках располагается якорь (ротор) генератора.

Якорь (рис. 4.16) служит для размещения на нем обмотки (рамок). Он состоит из стального сердечника с валом, обмотки и коллектора. Сердечник якоря изготовлен из изолированных листов электротехнической стали, обладающей большой магнитной проницаемостью. По наружной поверхности якоря расположены пазы, в которые укладывается обмотка якоря (рамки). Концы обмоток припаиваются к пластинам коллектора. Пластины коллектора изолированы друг от друга и собираются на остове якоря, образуя гладкое кольцо, по которому при вращении якоря скользят токосъемники щетки.

Вал якоря генератора одним концом присоединен муфтой к коленчатому валу дизеля, а вторым опирается на сферический роликовый подшипник подшипникового щита.

Генератор - student2.ru

Рис. 4.15. Генератор постоянного тока

Генератор - student2.ru

Рис. 4.16. Якорь электрической машины постоянного тока

Для включения генератора в работу при работающем дизеле необходимо дать возбуждение генератору, т е. создать магнитный поток полюсов. С этой целью на обмотке возбуждения полюсов подается постоянный ток от источника энергии. Таким источником является небольшой генератор тока — возбудитель. Его якорь также приводится во вращение от вала дизеля, а обмотка возбуждения питается либо от аккумуляторной батареи . либо от вспомогательного генератора, который при работающем дизеле питает цепи управления, освещения и обмотки возбуждения возбудителя.

Таким образом, при вращении якоря с обмотками в магнитном поле генератора в проводниках якоря наводится ЭДС. Из обмоток ток передается пластинам коллектора, с которых снимается плюсовой группой щеток, проходит внешнюю цепь (тяговые электродвигатели) и через минусовые щетки возвращается к коллектору и далее в обмотку якоря.

Генерируемый ток при прохождении по проводникам нагревает обмотки якоря. Чтобы отводить выделяемое тепло от якоря и полюсов генератор вентилируют. Для этого на валу якоря укрепляется вентиляторное колесо, которое засасывает воздух из внешней среды, прогоняет через генератор и выбрасывает через окна в станине генератора. Современные генераторы охлаждаются воздухом от независимых вентиляторов.

Наши рекомендации