Промежуточных, зонных станциях и остановочных пунктах

Пассажирские устройства на участковых станциях обеспечивают: обслуживание пассажиров; прием и выдачу багажа; операции, связанные с приемом, отправлением и пропуском пассажирских поездов; экипировку и стоянку составов конечных поездов и отдельных вагонов.

Для обслуживания пассажиров имеются пассажирские здания, пассажирские платформы, переходы через пути на островные платформы в уровне головки рельсов или в разных уровнях (тоннели, пешеходные мосты), багажные устройства, привокзальная площадь и вспомогательные устройства.

Пассажирские здания (вокзалы) как правило размещаются со стороны населенного пункта. Расстояние от оси ближайшего главного пути до зданий вокзалов, багажных кладовых и других капитальных зданий должно быть не менее 20 м, а на линиях, где предусматривается движение поездов со скоростями более 120 км/ч, - не менее 25 м. При переустройстве участковой станции в трудных условиях допускается уменьшение указанных расстояний при условии соблюдения норм ширины пассажирских платформ.

В обоснованных случаях допускается сохранение островного расположения вокзала (между путями).

Пассажирские здания по типовым проектам имеют ширину 12 м, а длину до 42¸60 м (в зависимости от типа). При большом числе пересаживающихся пассажиров в автобусы пригородного или междугородного сообщения сооружаются объединенные железнодорожно-автобусные вокзалы.

Для удобства технического осмотра проходящих пассажирских поездов устраивают низкие пассажирские платформы. В случаях обращения пригородных моторвагонных поездов без подножек отдельные платформы на станции могут быть высокими.

Полезная длина путей у пассажирских платформ на участковых станциях устанавливается из условия, чтобы от обоих концов пассажирских платформ было не менее 30 м до выходных светофоров. В некоторых случаях длина путей у пассажирских платформ на участковых станциях и установка светофоров соответствуют условиям приема или пропуска грузовых поездов.

По концам пассажирских платформ предусматривают проезды для багажных тележек шириной не менее 3¸4 м.

Ширина основной платформы у пассажирского здания должна быть не менее 6 м (при переустройстве в стесненных условиях – не менее 5 м), а на остальном протяжении – не менее 4 м. Ширина промежуточных (островных) платформ зависит от размеров сооружений, размещаемых на платформе, и от числа пассажиров, имеющих высадку-посадку в поезда на данной станции. Наименьшая ширина промежуточных пассажирских платформ при отсутствии переходов в разных уровнях не менее 4 м, а при наличии переходов в разных уровнях определяется по ширине схода в тоннель ( или с пешеходного моста) с добавлением расстояния по 2 м от схода до каждого борта платформы.

Устроийство переходов в разных уровнях обязательно при больших размерах пассажирского движения, а на станциях двухпутных линий продольного и полупродольного типов – независимо от размеров движения, чтобы обеспечить удобство и безопасность прохода пассажиров, так как в этих типах станций отправление грузовых поездов из смещенного парка преграждает проход пассажирам на островные пассажирские платформы.

При выботе типа переходов в разных уровнях следует отдавать преимущество тоннелям, кроме тех случаев, когда станция находится в выемке и привокзальная площадь располагается выше уровня путей и платформ или когда сооружение тоннелей затруднено по инженерно-геологическим условиям.

Ширина переходов в разных уровнях определяется в зависимости от интенсивности пассажирских потоков, причем ширина тоннеля должна быть не менее 3 м, а пешеходного моста – не менее 2,25 м.

На линиях, где предусматривается движение пассажирских поездов со скоростями более 120 км/ч, переходы через железнодорожные пути проектируются, как правило, в разных уровнях. При сохранении переходов в одном уровне они должны ограждаться и оборудоваться сигнализацией автоматического действия и световыми указателями.

Пассажирские остановочные пункты должны иметь освещаемые пассажирские платформы с навесами или помещениями для пассажиров, билетные кассы, переходы через пути в уровне головки рельса или в разных уровнях (тоннели, пешеходные мосты) в зависимости от интенсивности движения поездов по главным путям; для переходов в одном уровне предусматриваются устройства автоматической сигнализации.

Платформы устраиваются высокие или низкие в зависимости от размеров движения и типа обращающегося подвижного состава. Строительство высоких пассажирских платформ на остановочных пунктах требует значительных капитальных вложений. Однако они имеют существенные преимущества перед низкими платформами: создаются более удобные условия посадки-высадки пассажиров; сокращается продолжительность остановок поездов и поэтому уменьшается время проезда пассажиров и ускоряется оборот подвижного состава; имеется возможность сократить (в необходимых случаях) интервалы попутного следования поездов и повысить пропускную способность участка. Поэтому применение низких пассажирских платформ на электрифицированных участках допустимо только при сравнительно небольших размерах пригородного движения.

Длина пассажирских платформ должна приниматься в зависимости от длины обращающихся составов.

Схемы пассажирских остановочных пунктов различаются в зависимости от числа главных путей в пределах пункта и расположения платформ по отношению к путям.

Наши рекомендации