Назначение и виды гасителей колебаний
Практическая работа №3
Тема: «Упругие опоры кузова: люлечное подвешивание, гидравлические и фрикционные гасители колебаний – общая характеристика»
Цель:Изучить общую характеристику упругих опор кузова.
Порядок выполнения работы:
1. Дать общую характеристику люлечному подвешиванию;
2. Дать общую характеристику гидравлическому и фрикционному гасителям колебаний;
3. Вывод.
Выполнение работы:
1) Люлечное подвешивание кузова на тележках предназначено для передачи вертикальных и поперечных сил от кузова на раму тележки, уменьшения величины горизонтального и вертикального воздействия электровоза на путь.
Технические данные:
Статическая нагрузка на пружину ………………….68700 Н (7000 кгс)
Прогиб пружины под статической нагрузкой ..........7711 мм
Жесткость пружины люлечной подвески ………….893 Н/мм (91 кгс/мм)
Жесткость пружины горизонтального упора……....1800 Н/мм (183 кгс/мм)
Марка стали пружины люлечной подвески ………..60С2ХФА
Люлечное подвешивание состоит из люлечных подвесок, горизонтальных и вертикальных упоров.
Люлечная подвеска представляет собой стержень 7, к нижней части которого приложена вертикальная нагрузка от кузова. Кузов своими кронштейнами 6 через балансир 5 устанавливается на нижний шарнир люлечного подвешивания, состоящий из опоры 4, прокладки 3 и опоры 2. Нижний шарнир удерживается на стержне гайкой 1, которая стопорится шплинтом 16.
Вертикальная нагрузка через съемную шайбу 13 стержня, пружину 12, регулировочную шайбу 11, фланец стакана 10 и верхний шарнир, состоящий из двух опор 4 и прокладки 9, передается на раму тележки (кронштейн 8). Шарниры люлечной подвески обеспечивают колебательное движение стержня, вызванное горизонтальными поперечными перемещениями кузова и поворотом тележки относительно кузова. Поверхности трения стержня 7 и стакана 10 облицованы износостойкими втулками.
Для смазки поверхностей трения между стержнем и стаканом в стержне предусмотрены смазочные отверстия. В центральное смазочное отверстие ввернут штуцер, имеющий отверстие с резьбой. Через штуцер производится заправка смазкой ВНИИ НП-232 (ГОСТ 14068—68).
Люлечная подвеска имеет страховочный трос 15, закрепленный болтами 14, который предотвращает падение деталей нижнего шарнира при обрыве стержня.
Горизонтальные усилия от кузова на тележку передаются люлечными подвесками при поперечном отклонении кузова до 15 мм от среднего положения и люлечными подвесками в параллель с горизонтальным упором при перемещении кузова от 15 до 30 мм.
Фрикционные гасители колебаний
Назначение и виды гасителей колебаний
Качество рессорного подвешивания вагонов определяется гибкостью их упругих элементов (рессор, пружин). Чем более гибки рессоры, тем лучше они смягчают толчки, возникающие при движении вагона по неровности пути.
Однако с увеличением гибкости рессор возрастают свободные колебания кузова, поэтому кузов вагона будет долго раскачиваться на рессорном подвешивании. Для гашения этих колебаний в рессорном подвешивании тележек грузовых и пассажирских вагонов наряду с пружинами применяют особые устройства, называемые гасителями колебаний. Работая одновременно с пружинами, гасители колебаний создают диссипативные (рассеивающие) силы, необходимые для гашения или ограничения амплитуд колебаний вагона или его частей при резонансе.
По виду диссипативных сил основные конструкции гасителей колебаний, применяемые в вагонах, можно разделить на следующие группы:
1). фрикционные, работающие за счет сухого трения;
2). гидравлические, работающие за счет вязкого трения, возникающего при перетекании масла через узкие калиброванные отверстия;
Резиновые рессоры и пневморессоры имеют диссипативные силы, аналогичные силам сопротивления вязкого трения.
Листовые рессоры относятся к фрикционным гасителям с сухим трением.
Кроме перечисленных основных типов гасителей колебаний, имеются гасители, создающие силы сопротивления вязкого и сухого трения (резинофрикционные, резиногидравлические и др.).