Сущность эвакуации и рассредоточения работников, служащих и населения
Эвакуацией называется организованное выведение или вывоз из зоны чрезвычайной ситуации или зоны возможного поражения населения, если возникает угроза его жизни или здоровью, а также материальных и культурных ценностей, если возникает угроза их повреждения или уничтожения.
Экстренная эвакуация населения совершается по решению начальника ГЗ соответствующего уровня из зон радиоактивного и химического заражения, из зон массовых пожаров, а также из районов возможного затопления.
Загородной зоной называется территория за границами зон возможных разрушений, установленных для категорированных городов и категорированных объектов. Границы зон возможных разрушений устанавливаются в зависимости от категории города и численности его населения.
В любых чрезвычайных ситуациях первостепенное значение уделяется срокам эвакуации людей из опасных зон. В максимально короткий срок эвакуацию совершают комбинированным способом, который состоит в том, что массовое выведение населения из городов пешком объединяется с вывозом определённых категорий населения всеми видами наличного транспорта.
Транспортом вывозятся:
· рабочие смены предприятий (на время отдыха), продолжающие производственную деятельность,
· формирования ГЗ (чтобы поддерживать их в готовности к немедленному ведению АСидНР в центре поражения),
· население, которому тяжело передвигаться пешком на большие расстояния (старики, инвалиды, больные, беременные, женщины с детьми до 10-летнего возраста).
Пешком выводятся работники и служащие не категорированных предприятий, организаций и учреждений в соответствии с разработанными на этих объектах планами эвакуации и население, не занятое в сфере производства (неработающие члены семей работников и служащих, учащиеся высших и средних учебных заведений, профессионально-технических училищ и др.). При нехватке транспортных средств часть рабочих смен также может выводиться пешком вместе с членами их семей.
Эвакуация населения комбинированным способом совершается по территориально-производственному принципу. Это значит, что выведение в загородную зону большей части населения организовывается через предприятия, учреждения и учебные заведения. Другие эвакуируются, как правило, через ЖЭКи и домоуправления по месту проживания. При этом те, кто эвакуируется в прилежащие к городу районы загородной зоны, выводятся пешком непосредственно в выделенные для расселения места, а те, кто эвакуируется в более отдалённые районы, выводятся на промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), откуда по завершении эвакуационных мероприятий выводятся (вывозятся) в районы постоянного размещения. Преимущество комбинированного способа состоит в том, что он обеспечивает достижение основной частью населения безопасной зоны в сравнительно короткий срок.
Районы рассредоточения эвакуированных в загородной зоне и порядок их выведения и вывоза определяются администрацией города с учётом создания условий для продолжения производственной деятельности предприятий, транспортных возможностей, наличия жилищного фонда и обеспечения всем необходимым группировки сил ГЗ, предназначенной для ведения АСидНР в очаге поражения.
При распределении загородной зоны учитывается то, что районы рассредоточения работников и служащих предприятий, которые продолжают производственную деятельность в городе, должны быть на таком расстоянии, чтобы общее время проезда в город на работу и назад в загородную зону составлял не больше 4-5 часов. Учитывается также и то, что рассредоточенные работники и служащие являются не только отдыхающей сменой, но и бойцами формирований ГЗ, предназначенных для ведения АСидНР на своих предприятиях, поэтому их размещают вблизи железнодорожных станций и автомобильно-дорожных магистралей (в радиусе до 5 км).
Расселение работников и служащих, их семей в районах эвакуации совершается по производственному принципу.
Эвакуация населения, не связанного с предприятиями, учреждениями и учебными заведениями, проводится по территориальному принципу; население одного городского района расселяется на территории одного или нескольких сельских районов (в зависимости от количества тех, кого эвакуируют и наличия в этих районах жилищной площади).
Работники и служащие объектов народного хозяйства, которые переносят свою производственную деятельность в загородную зону, размещаются вблизи имеющихся или создаваемых производственных баз, за районами размещения работников и служащих предприятий, которые продолжают работать в городе.
Эвакуированные, которые не связаны с производственной деятельностью и не являются членами семей работников а также служащие, размещаются в более отдалённых районах загородной зоны; население, которое эвакуируется из зон катастрофического затопления – в населённых пунктах, которые находятся вблизи этих зон.
Для рассредоточения эвакуированных планируется использовать дома местных жителей, а для размещения учреждений – туристические и спортивные базы, школы, клубы, дома отдыха, санатории и пансионаты, размещённые в загородной зоне.
По завершении рассредоточения и эвакуации в городе должны пребывать только работающие смены категорированных объектов, дежурный и линейный персонал, который обеспечивает жизнедеятельность города (дежурные бригады служб горгаза, водоканала, энергоснабжения, охраны порядка), нетранспортабельные больные и персонал, который их обслуживает. Это позволит резко сократить потери, т.к. сравнительно небольшое количество людей обеспечивается защитными сооружениями.
Мероприятия по эвакуации (Статья 33 Кодекса Гражданской защиты Украины)
1. Эвакуация проводится на государственном, региональном, местном или объектовом уровне.
2. В зависимости от особенностей чрезвычайной ситуации устанавливаются следующие виды эвакуации:
· обязательная;
· общая или частичная;
· временная или безвозвратная.
3. Решение о проведении эвакуации принимают:
· на государственном уровне - Кабинет Министров Украины;
· на региональном уровне - Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации;
· на местном уровне - районные, районные в городах Киеве или Севастополе государственные администрации, органы местного самоуправления;
· на объектовом уровне - руководители субъектов хозяйствования.
4. В случае возникновения радиационных аварий решение об эвакуации населения, которое может попасть в зону радиоактивного загрязнения, принимается местными государственными администрациями на основании заключения санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с прогнозируемой дозовой нагрузкой на население или по информации радиационно-опасных объектов о случаях нарушений в их работе.
5. В неотложных случаях руководитель работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а в случае его отсутствия - руководитель аварийно-спасательной службы, который первым прибыл в зону чрезвычайной ситуации, может принять решение о проведении экстренной эвакуации населения из зоны чрезвычайной ситуации или зоны возможного поражения.
6. Обязательная эвакуация населения проводится в случае возникновения угрозы:
· аварий с выбросом радиоактивных и опасных химических веществ;
· катастрофического затопления местности;
· массовых лесных и торфяных пожаров, землетрясений, оползней, других геологических и гидрогеологических явлений и процессов;
· вооруженных конфликтов (из районов возможных боевых действий в безопасные районы, которые определяются Министерством обороны Украины на особый период).
7. Общая эвакуация проводится для всех категорий населения из зон:
· возможного радиоактивного и химического загрязнения;
· катастрофического затопления местности с четырехчасовым добегомпрорывной волны при разрушении гидротехнических сооружений.
8. Частичная эвакуация проводится для вывоза категорий населения, которые по возрасту или состоянию здоровья в случае возникновения чрезвычайной ситуации не способны самостоятельно принять меры по сохранению своей жизни или здоровья, а также лиц, которые согласно законодательству ухаживают за такими лицами. Частичная эвакуация может проводиться также для других категорий населения по решению органов и должностных лиц, указанных в п.4
9. Проведение эвакуации обеспечивается путем:
· создания региональных, местных и объектовых органов по эвакуации;
· планирования эвакуации;
· определения безопасных районов, пригодных для размещения эвакуированного населения и имущества;
· организации оповещения руководителей субъектов хозяйствования и населения о начале эвакуации;
· организации управления эвакуацией;
· жизнеобеспечения эвакуируемого населения в местах их безопасного размещения;
· обучения населения действиям при проведении эвакуации.
10.Для вывода или вывоза основной части населения из зоны чрезвычайной ситуации, районов возможных боевых действий привлекаются транспортные средства субъектов хозяйствования, а в случае непосредственной угрозы жизни или здоровью населения - все имеющиеся транспортные средства субъектов хозяйствования и граждан.
11. Субъекту хозяйствования и гражданину, транспортные средства которых привлечены, компенсируются стоимость предоставления услуг и размер фактических (понесенных) расходов за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации или устранения угрозы ее возникновения, в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
12. Работник предприятия, владелец, пользователь, водитель транспортного средства, которые отказались от предоставления услуг по перевозке населения в связи с чрезвычайной ситуацией, несут ответственность согласно закону.
13. В случае возникновения угрозы жизни или здоровью гражданам Украины на территории иностранных государств соответствующие центральные органы исполнительной власти проводят их эвакуацию.
14. Эвакуация материальных и культурных ценностей проводится в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут причинить им вред, при наличии времени на ее проведение.
15. Порядок проведения эвакуации определяется Кабинетом Министров Украины.
16. Планирование мероприятий по эвакуации осуществляется в соответствии с методикой, которая утверждается центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты.
Планирование и организация эвакуационных мероприятий
Планирование эвакуации – одно из важнейших заданий штабов ГЗ всех ступеней. В масштабе города проведение эвакуационных мероприятий планируется штабом ГЗ города. Основной документ, который определяет объём, содержание, сроки проведения мероприятий относительно рассредоточения и эвакуации населения и порядок выполнения, это план ГЗ (раздел о защите населения). Выписка из этого плана доводится до сведения штабов ГЗ городских районов и объектов народного хозяйства в той степени, которая их касается.
Основными данными для планирования эвакуации населения города являются:
· общая численность людей, проживающих в городе;
· количество предприятий, учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и других учреждений и организаций;
· количество работников и служащих, которые подлежат рассредоточению вместе с членами их семей;
· количество тех, кто подлежит эвакуации;
· количество населённых пунктов сельской местности и помещений в них, годных для размещения людей, учреждений и организаций; их санитарное состояние;
· наличие железнодорожных, автомобильных и водных путей и их пропускная способность;
· количество железнодорожных станций и платформ, пристаней и причалов, пунктов посадки и высадки; состояние мостов; возможность повышения пропускной способности дорог и водных путей;
· наличие в городе и загородной зоне медицинских учреждений, медицинского персонала, медикаментов и профилактических средств; возможности медицинского обеспечения населения на сборных пунктах, на путях прохождения и в районах размещения эвакуированных;
· наличие и размещение запасов продовольствия и предметов первой необходимости; количество и пропускная способность предприятий общественного питания; наличие хлебозаводов, пекарен и их продуктивность; возможность организации передвижных пунктов питания; порядок доставки продовольствия и предметов первой необходимости;
· наличие защитных сооружений, их защитные свойства; наличие материалов и конструкций для строительства убежищ и ПРУ;
· наличие мест хранения индивидуальных средств защиты, порядок и сроки обеспечения ими эвакуируемых;
· метеорологические условия, характерные для данной местности;
· возможности возникновения зон катастрофического затопления и других стихийных бедствий
Для начальников маршрутов и начальников колон разрабатываются схемы маршрутов эвакуации. На схеме начальника маршрута указываются:
· перечень колон, их состав и нумерация,
· пункт выдвижения, пункты регулирования, время прохождения их колоннами;
· районы и продолжительность привалов; медицинские пункты и пункты обогрева; промежуточные пункты эвакуации;
· районы постоянного размещения в загородной зоне;
· порядок и сроки вывоза (вывода) населения из ППЭ в районы постоянного размещения; сигналы управления и оповещения.
На основании плана эвакуации в ходе подготовки к её осуществлению:
· создаются и поддерживаются в постоянной готовности пункты управления, средства связи и оповещения;
· подготавливаются все виды транспорта, станции и пункты посадки и высадки; транспортные и пешеходные маршруты, ППЭ и районы размещения в загородной зоне;
· выявляются помещения и сооружения, годные для использования их как ПРУ;
· строятся и оборудуются источники водоснабжения;
· подготавливаются и выполняются другие мероприятия, которые способствуют успешному проведению рассредоточения и эвакуации.