Принятые сокращения
Г. И. КЛИНКОВШТЕЙН, М. Б. АФАНАСЬЕВ
ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ
5-е издание, переработанное и дополненное
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Организация и безопасность движения"
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 2001
Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения: Учеб. для вузов.– 5-е изд., перераб. и доп. – М: Транспорт, 2001 – 247 с.
В учебнике рассмотрены основы организации дорожного движения. Приведены характеристики транспортных и пешеходных потоков, изложены наиболее распространенные методы исследования движения. Большое внимание уделено практическим мероприятиям по организации движения на отдельных элементах улично-дорожной сети.
4-е издание учебника вышло в 1997 г., 5-е издание дополнено современной информацией по нормативно-правовым вопросам.
Учебник предназначен для студентов автомобильно-дорожных вузов, обучающихся по специальности 240400 "Организация и безопасность движения".
Ил. 82. Табл. 19. Библиогр. 26 назв.
Принятые сокращения
АСУД – автоматизированная система управления движением
БД – безопасность дорожного движения ВАДС – система "Водитель – автомобиль – дорога – среда"
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения
ДПС – дорожно-патрульная служба
ДТП – дорожно-транспортное происшествие
КСОД – комплексная схема организации движения
МПТ – маршрутный пассажирский транспорт
ОДД – организация дорожного движения
ПОД – проект организации движения
ТП – транспортный поток
ТС ОД – технические средства организации движения
ТС – транспортное средство
УДС – улично-дорожная сеть
ПРЕДИСЛОВИЕ
В связи с вводом в эксплуатацию в 1970 г. Волжского автомобильного завода в г. Тольятти произошли не только количественные, но и качественные изменения в структуре автомобильного парка страны. На дорогах появились сотни тысяч современных и быстроходных автомобилей, техническим возможностям которых не отвечали существовавшая улично-дорожная сеть (УДС) и особенно организация дорожного движения (ОДД). Произошел быстрый рост аварийности, предотвратить который можно было только комплексно, решая проблему обеспечения безопасности дорожного движения (БД).
В этих условиях в 1972 г. Правительство СССР приняло решение начать подготовку в вузах страны инженеров по организации дорожного движения. Для реализации этого решения Министерство высшего и среднего специального образования СССР поручило МАДИ разработать учебный план и программы соответствующих специальных дисциплин, и уже с 1974 г. была начата подготовка специалистов, первый выпуск которых состоялся в 1978 г. В дальнейшем подготовка специалистов по организации дорожного движения была открыта в ряде других вузов и в настоящее время осуществляется в 30 высших учебных заведениях России. Основными профилирующими дисциплинами подготовки на базе дисциплин общетехнического профиля являются: "Инженерная психология", "Конструктивная безопасность автомобиля", "Дорожные условия и безопасность движения", "Организация дорожного движения", "Транспортная планировка городов", "Технические средства организации дорожного движения" и др.
С учетом первого опыта подготовки новых специалистов в 1975 г. был подготовлен первый учебник "Организация дорожного движения" (автор Г.И. Клинковштейн). В последующих изданиях этого учебника нашли отражение отечественный и зарубежный опыт и результаты специальных исследований в области дорожного движения.
Предлагаемое читателю 5-е издание учебника подготовлено в соответствии с новым государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 240400 "Организация и безопасность движения" в составе направления подготовки дипломированных специалистов 653400 «Организация перевозок и управление на транспорте».
Авторами учтены замечания преподавателей и специалистов по организации дорожного движения, участвующих в обучении студентов этого профиля и повышении квалификации практических работников транспортно-дорожного комплекса и специалистов Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Важные замечания и предложения были сделаны рецензентами рукописи 5-го издания профессорами В.Т. Капитановым и Ю.А. Ставничим, которым авторы выражают особую признательность и благодарность.
Замечания и предложения, касающиеся нового издания учебника, просьба направлять по адресу: 107078, Москва, Новая Басманная ул., 10, издательство "Транспорт ".