PSM (Passenger Service Message) - сообщение об обслуживании пассажиров
Требования, предъявляемые к габаритам, упаковке и маркировке багажа
Ограничения по габаритам багажа
Упаковка багажа
Каждое место зарегистрированного багажа должно иметь исправную упаковку, обеспечивающую его сохранность при перевозке и обработке и исключающую возможность причинения вреда пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повреждения воздушного судна, багажа других пассажиров или иного имущества. Багаж пассажира должно иметь приспособление для его переноски.
Багаж, не соответствующий выше перечисленным требованиям к перевозке не допускается.
Соединение в одно место двух и более вещей, имеющих отдельные упаковки, не допускается.
Багаж, имеющий внешние повреждения, которые не влияют на его сохранность при перевозке и обработке и не могут причинить вред пассажирам, членам экипажа, третьим лицам, повредить воздушное судно, багаж других пассажиров или иное имущество, может быть принят к перевозке в качестве зарегистрированного багажа с согласия Перевозчика или его представителя. При этом наличие и вид повреждения подтверждаются подписью пассажира.
Перевозчик имеет право отказать пассажиру в приеме багажа в качестве зарегистрированного, если багаж не помещен в упаковку, обеспечивающую его сохранность при обычных условиях обращения.
Маркировка багажа
Маркировка позволяет обеспечить сохранность багажа при выполнении погрузочно-разгрузочных операций, транспортировке и хранении. Так же маркировка позволяет установить взаимосвязь между багажом и его владельцем и соблюдение особых условий транспортировки.
Ручная кладь оформляется бирками: «Ручная кладь», «В кабину» «CABIN», а зарегистрированный багаж номерными бирками.
Каждое место зарегистрированного багажа пассажиров, должно быть, промаркировано, как основными, так и дополнительными бирками.
К основным биркам относятся при оформлении зарегистрированного багажа – номерные бирки. Номерная багажная бирка служит для опознавания каждого места зарегистрированного багажа. Номерные багажные бирки могут распечатываться (при АС регистрации) или подготавливаются заранее.
Современные номерные багажные бирки, как правило, содержат информацию как о самом пассажире (Ф.И.О.), количестве и массе багажа, о пункте посадки, а при оформлении трансферных пассажиров по «интерлайну» пунктах промежуточных посадок. Так же номерные багажные бирки (с оборотной стороны) содержат информацию о состоянии багажа при сдаче его под ответственность перевозчика, которая заполняется под подписью пассажира при приёме багажа с явной неисправностью или дефектом (не исправен замок, отломана ручка или колесо и т.д.)
Номер бирки зарегистрированного багажа в основном состоят из двухбуквенного кода авиакомпании (например ПЛ, FV – ГТК «Россия»; СУ, SU – «Аэрофлот РАЛ»), а также комбинации из 6 цифр.
Дополнительные бирки навешиваются, как правило, на багаж пассажиров особых категорий или требующих особое обращение на всех этапах его транспортировки.
К ним относятся следующие бирки: «FARST» (Первый класс), «BUSINESS» class (Бизнес класс), «TRANSFER», (Трансфер) «VIP», «HEAVY» (Тяжеловесный), «FRAGILE» (Хрупкое, Стекло) и т.д.
Стандартные перевозочные телеграммы
Для передачи всем аэропортам следования необходимой информации о пассажирах, в целях согласованной работы служб аэропортов используются следующие сообщения, отправляемые из аэропорта вылета пассажира:
PSM (Passenger Service Message) - сообщение об обслуживании пассажиров.
Сообщение об обслуживании пассажиров ("PSM") представляется систематически и включает список всех зарегистрированных пассажиров, которым требуется помощь или специальное обслуживание (включая, UM и другим пассажирам, кому необходимо специальное обслуживание).
"PSM" передается немедленно после вылета ВС в базовый аэропорт и аэропорт назначения.
"PSM" содержит фамилию, имя и номер места всех пассажиров категории UМ, находящихся на борту ВС, всех пассажиров с маленькими детьми, категории VIP и всех пассажиров, требующих специального обслуживания. В случае, когда пассажир продолжает полет на рейсе другой авиакомпании, указывается номер рейса.
Данная информация заносится как примечание для специального обслуживания после фамилии пассажира: VIP, WSHR, UM. (пишется после двух пробелов)
2. PTM (Passenger transfer message) – сообщение о трансферных пассажирах
Содержит информацию о пассажирах и их багаже, имеющих стыковочный рейс (или любой вид брони), который вылетает в течение временного периода, указанного в резолюции ИКАО 780, а именно:
прибытие рейса доставляющей авиакомпании и вылет рейса принимающей авиакомпании происходят в один и тот же день либо прибытие рейса доставляющей авиакомпании в один день, а вылет 2. рейса принимающей авиакомпании на следующий день в течение 12 часов.
Цель этой процедуры - оповестить аэропорт изменения маршрута пассажиров для подтверждения или запроса бронирования мест на другие рейсы.
Данную информацию необходимо передать немедленно после регистрации, чтобы позволить аэропорту трансфера оповестить следующего перевозчика.
Регистрация пассажиров
Агент по регистрации должен спросить у пассажира о конечном пункте поездки и отметить в графе " ENDORSMENT" оторванного купона.
После регистрации пассажиров.
"РТМ" отправляется по телетайпу немедленно после завершения регистрации пассажиров и багажа, даже если известно, что рейс задерживается.
В "РТМ" заносятся сведения из граф "FROM/TO" или "ENDORSMENT" оторванных купонов.
В случае если задержка была на вылете из начального аэропорта, то аэропорт трансфера несет ответственность за сообщение следующему перевозчику о задержке рейса и, если необходимо, за перебронирование мест.
Пассажиры должны быть оповещены по прибытии в аэропорт трансфера о всех изменениях первоначального бронирования.
Пассажирам должна быть оказана помощь при пересадке.
3. LDM (Load message) – сообщение о загрузке
Сообщение, посылаемое с данными о загрузке воздушного судна по всему маршруту рейса.
Телеграмма о загрузке рейса отправляется немедленно после вылета рейса. Ее содержание основано на данных сводной загрузочной ведомости.
При ручном методе заполнения сводной загрузочной ведомости, данные для телеграммы о загрузке рейса, берутся из затемненных граф сводно-загрузочной ведомости (LOADSHEET).
При автоматизированном методе составления и выпуска сводной загрузочной ведомости телеграмма отправляется автоматически согласно заложенной в систему программы.
Составление "Коммерческих актов"
"Коммерческие акты" составляются при выдаче грузов получателю для удостоверения следующих обстоятельств:
- несоответствия наименования, массы и количества мест груза данным, указанным в "Грузовой накладной";
- повреждения или порчи грузов;
- обнаружения грузов без документов, а также документов без грузов.
В аэропорту отправления "Коммерческий акт" составляется в случае полной утраты грузов.
"Коммерческие акты" не составляются, если утрата, недостача или повреждение произошли вследствии:
- действий или упущений отправителя или получателя;
- недостатков тары или упаковки, которые не могли быть определены по наружному виду при приеме грузов;
- сдачи грузов к перевозке без указания в "Грузовой накладной" его особых свойств, требующих специальных условий или мер предосторожности при перевозке и хранении;
- обстоятельств, связанных с погрузкой или выгрузкой средствами отправителя или получателя;
- непринятия необходимых мер к сохранению грузов управомоченными отправителем или получателем лицами, которые сопровождали грузы;
- естественной убыли грузов при перевозке в пределах установленных норм;
- обнаружения недостачи грузов, прибывших в исправной таре, упаковке или в контейнере с исправными пломбами отправителя;
До тех пор, пока перевозчик не докажет одну из перечисленных
причин, предполагается, что утрата, недостача или повреждение грузов
произошли при перевозке.
Отказ от составления акта обжалуется через начальника аэропорта.
К составлению "Коммерческого акта" привлекаются:
- работник, обнаруживший неисправность грузов;
- получатель грузов;
- работник, на ответственности которого находятся актируемые грузы.
"Коммерческий акт" подписывают начальник коммерческого склада, а также работники, участвовавшие в удостоверении установленного факта или в проверке грузов. "Коммерческий акт" утверждается начальником СОПГП (СОП).
При несогласии работников, участвующих в составлении акта, с отмеченными в нем положениями в "Коммерческом акте" должны быть сделаны оговорки; к акту должны быть приложены возражения в письменном виде.
"Коммерческий акт" составляется на бланках установленной формы.
"Коммерческий акт" составляется в двух экземплярах:
- первый экземпляр прилагается к грузовым документам и выдается получателю или отправителю;
- второй экземпляр остается в аэропорту, составившем.
В случае централизованного вывоза грузов в адрес недоговорной клиентуры "Коммерческий акт" должен быть подписан не менее чем тремя лицами, в том числе представителями незаинтересованных организаций.
Составленный "Коммерческий акт" должен быть зарегистрирован в соответствующих книгах (журналах), которые должны вестись в каждом аэропорту.
При составлении "Коммерческого акта" должны быть заполнены все разделы и графы с отражением в них подробных и объективных данных об обнаруженных неисправностях с указанием их причин и обстоятельств, которые могут, как определить размеры неисправностей, так и выявить виновных лиц.
Оставлять в акте свободные (незаполненные) графы или прочеркивать их запрещается.
При описании повреждений упаковки мест грузов, недостачи массы и других неисправностей не разрешается делать записи в общих выражениях (например, "тара повреждена", "груз поврежден", "общая недостача десять кг" и т.п.), так как они не позволяют определить действительный характер, причины и размеры неисправностей, возникших при перевозке. Записи необходимо делать с подробным описанием характера неисправностей.
При обнаружении недостачи или излишка массы брутто против массы, указанной в "Грузовой накладной", в акте должны быть даны ответы на следующие вопросы:
общая масса грузов, указанная в "Грузовой накладной", определена взвешиванием всей партии или отдельных мест груза?
имеется ли на местах груза маркировка отправителя о массе
брутто и соответствует ли она фактической массе брутто, определенной
при контрольном взвешивании?
в помещениях аэропорта (каких) или на открытом воздухе и сколько времени хранился груз?
соответствует ли тара установленным стандартам (ГОСТам) или техническим условиям и не могла ли упаковка способствовать порче грузов и уменьшению их массы?
Если в "Грузовой накладной" указана масса каждого места в отдельности, то необходимо вновь взвесить места груза и указать в акте их фактическую массу брутто.
Если на перевозку скоропортящихся грузов воздушным транспортом установлены нормы естественной убыли, в акте необходимо указать, какая оказалась недостача грузов против этих норм при взвешивании; соответствует ли качество грузов установленным техническим требованиям и имеется ли на данные грузы сертификат или качественное удостоверение. Если на данные грузы нормы естественной убыли при их перевозке воздушным транспортом не установлены, а по своим свойствам они подвержены естественной убыли, то об этом необходимо указать в акте.
При обнаружении грузов, имеющих повреждения упаковки или перевозимых без упаковки, в акте подробно должны быть указаны следующие обстоятельства:
в чем именно заключается неисправность (цела ли упаковочная проволока или контрольная металлическая лента, можно ли при такой неисправности упаковки изъять содержимое из тары);
имеется ли россыпь грузов, в каком количестве и в каком месте обнаружена, соответствует ли масса указанной в "Грузовой накладной";
характер повреждений упаковки (надлом частей, следы ржавчины, какого они происхождения);
если по требованиям ГОСТ или техническим требованиям грузы должны перевозиться в упаковке (таре), то указать, в какой таре грузы сданы к перевозке;
имеются ли какие-либо записи в "Грузовой накладной" о разрешении перевозки грузов без упаковки;
может ли обнаруженное повреждение препятствовать использованию грузов по назначению и требуется ли заключение об этом специалистов (экспертизы); если по мнению аэропорта отправителя или получателя такое заключение требуется, то для определения характера повреждения грузов и возможности их использования по назначению приглашается эксперт.
При обнаружении недостачи массы жидкого груза, перевозимого в бочках, указать, в чем заключается повреждение (выпадение днищ, ослабление обручей и т.п.), каков заполненность;
определить причины повреждений (например, разрыв от разности барометрического давления во время полета). Если выявлены следы течи, указать, в каком месте имеется течь, как были уложены бочки во время хранения в аэропортах, имелись ли под бочками прокладки. При обнаружении течи жидких грузов из бочек, не имеющих признаков повреждения, аэропорт обязан произвести экспертизу для установления причин течи и соответствия тары свойствам перевозимых грузов.
При подмочке грузов в акте указываются все признаки, которые обнаружены при осмотре тары (например, на скольких местах имеются сырые пятна, каковы размеры этих пятен, состояние грузов под пятнами и т.п.).
В акте должны быть сделаны записи: о наличии на местах груза специальной отправительской маркировки; о мерах предосторожности при обращении с данными грузами ("верх", "стекло" и т.п.).
При обнаружении повреждений кип или тюков с мануфактурой в акте необходимо указать, соответствует ли упаковка грузов стандарту или техническим условиям. Если мануфактура упакована в кипы, указать материал (ткань, рогожа и т.п.) и способ (места увязаны веревками, металлической лентой или проволокой) упаковки, а также наличие и состояние пломб отправителя.
При обнаружении недостачи общей массы грузов указать в акте массу каждого отдельного места в поврежденной и исправной таре с тем, чтобы определить фактическую недостачу грузов в поврежденных местах (если имеется подозрение на то, что из мест груза с поврежденной тарой часть содержимого изъята, утеряна или похищена, то такие места подлежат вскрытию в установленном порядке).
При обнаружении следов хищения грузов в акте необходимо сделать записи:
- о следах хищения (например, целы ли опломбированные шнуры и исправны ли пломбы);
- о состоянии наружной упаковки и тары;
- о наличии следов выемки содержимого из места груза;
- о массе брутто места груза, в котором обнаружены следы хищения;
- о месте, времени и обстоятельствах, при которых обнаружено место груза со следами хищения;
- о следах подделки или подчистки надписей, печатей, подписей на перевозочных документах на данные грузы и на местах груза;
- о других обстоятельствах, которые могут выявить причины хищения грузов и виновных лиц.
При обнаружении недостачи, порчи или хищения скоропортящихся грузов в акте необходимо сделать следующие записи:
- какие конкретно выявлены неисправности перевозки грузов (повреждение упаковки, россыпь, течь, порча, заплесневелость грузов и т.п.);
- в какие сроки, данные грузы доставлены в аэропорт назначения или в трансферный аэропорт, считая с момента приема грузов к перевозке;
- кем разрешена перевозка;
- имеются ли при "Грузовой накладной" качественные удостоверения или сертификаты, кем они выданы, правильно ли оформлены, какие сделаны записи в этих документах о качестве грузов, определен ли в них срок доставки данных грузов;
- в какой таре перевозились грузы, и отвечала ли она техническим условиям или требованиям, установленным ГОСТ; каково состояние и
качество тары; имеются ли щели между дощечками, через которые может сыпаться груз; плотно ли обиты ящики;
- обвязаны ли они проволокой или упаковочной лентой;
- в каком количестве содержимое грузов помещено в одну упаковку и соответствует ли масса одной упаковки груза техническим требованиям;
- одинаково ли наполнение содержимым всех мест груза или некоторые из них (сколько именно мест) наполнены по-разному;
- имеются ли признаки хищения грузов из упаковки (из скольких мест), чем обосновывается подозрение в хищении;
- правильно ли уложены грузы внутри упаковки и соответствует ли укладка техническим условиям; одного ли сорта и качества грузы помещены в одну упаковку;
- имеются ли на упаковке мест груза надписи о наименовании грузов и отправительская маркировка с указанием сорта, массы нетто и брутто и соответствия грузов данным маркировки, фактическому состоянию, качеству и массе нетто и брутто;
- в каких помещениях склада или на открытом воздухе и в течение, какого времени находились грузы;
- перевозились ли грузы с сопровождающими лицами или без них;
- какие допущены нарушения по хранению и транспортировке при перевозке скоропортящихся грузов воздушным транспортом.
При составлении "Коммерческого акта" оценка степени повреждения, порчи грузов или их части должна производиться экспертом. При такой оценке должны иметься счета, фактуры, прейскуранты и другие обосновывающие документы, на которые и должна быть сделана ссылка в "Коммерческом акте". В остальных случаях оценка стоимости повреждения, недостачи, порчи или снижения качества грузов и выявление конкретных виновных лиц могут быть сделаны лишь после тщательного расследования.
Начальник СОПГП (СОП) обязан систематически контролировать правильность составления "Коммерческих актов" и их учет в книгах, а также обеспечивать своевременное проведение по ним расследований и принятие мер по недопущению неисправности перевозок.